Консультация для родителей "Каким должен быть ребенок в 4 года? Как заниматься? как воспитывать?"
консультация (средняя группа) на тему

Зинякова Галина Гелиевна

Программа воспитания и обучения 4-хлетних детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa_programma.docx86.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Средняя группа

                                                                                             (от четырех до пяти лет)

                               Возрастные особенности психического развития детей

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения

несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности,соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребёнка,его детализацией.

                                            Задачи воспитания и обучения

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.

Удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информации, выходящей за пределы конкретной ситуации. Быть снисходительными к суждениям детей.

Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду.

Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картине.

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Совершенствовать их собственные трудовые умения.

Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других.

Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Избегать публичной оценки неблаговидного поступк» ребенка, так как дети пятого года жизни обидчивы. Чаще хвалить детей; объяснять, чем они порадовали и удивили взрослого.

Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.

Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.

Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ.

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественное деятельности. Подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации. Учить выразительно читать стихи, петь; красиво двигаться под музыку.

В ходе развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культуры и формировать у них опыт социального взаимодействия.

Физическое воспитание

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной деятельности.

Физкультурно-оздоровительная работа

Осуществлять под руководством медицинских работников комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода). Обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.

Организовывать и проводить различные подвижные игры (зимой — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; в теплый период года —катание на велосипеде). При наличии условий обучать детей плаванию.

Один раз в месяц проводить физкультурные досуги длительностью 20 минут; два раза в год — физкультурные праздники (зимний и летний) длительностью 45 минут.

Приучать детей к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках.

Физическая культура

Формировать правильную осанку.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Закреплять умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его        кистями рук (не прижимая к груди).        

Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу.        

Учить ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.

Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.

Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относи' ся к выполнению правил игры.

Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Основные движения

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук); ходьба в чередовании с бегом, прыжками, изменением направления, темпа, со сменой направляющего.

Упражнения в равновесии. Ходьба между линиями (расстояние 15-10 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5-3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Ходьба по ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20 см, высота 30-35 см).

Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20-25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5-6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук.

Кружение в обе стороны (руки на поясе).

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 минуты. Бег на расстояние 40-60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к концу года).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние— 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).

Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2-3 м), с поворотом кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге (на правой и левой поочередно). Прыжки через линию, поочередно через 4-5 линий, расстояние между которыми — 40-50 см. Прыжки через 2-3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5-10 см. Прыжки с высоты 20-25 см, в длину с места (не менее 70 см). Прыжки с короткой скакалкой.

Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м). Бросание

мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд).

Метание предметов на дальность (не менее 3,5-6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2-2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м.

Строевые упражнения. Построение в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение по ориентирам; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.

Ритмическая гимнастика. Выполнение знакомых, разученных ранее упражнений и цикличных движений под музыку.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно), отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед — назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать.

Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на но- ' сок; выполнять притопы; полуприседания (4-5 раз подряд); приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны.

Поочередно поднимать ноги, согнутые в колене. Ходить по палке (по канату), опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.

Статические упражнения. Сохранение равновесия в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе.

Спортивные упражнения

Катание на санках. Скатываться на санках с горки, подниматься с санками на гору, тормозить при спуске с нее.

Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.

Ходьба на лыжах. Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим шагом. Выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо и наискось). Проходить на лыжах до 500 м.

Игры на лыжах. «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучше», «Воротца».

Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном и двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо и налево.

Плавание. Выполнять движения ногами вверх и вниз, сидя в воде. Ходить по дну на руках вперед и назад (ноги вытянуты горизонтально). Приседая, погружаться в воду до подбородка, до глаз. Опускать в воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой. Пытаться плавать произвольным способом.

Игры на воде. «Цапли», «Дровосек в воде», «Карусели», «Футбол в воде», «Бегом за мячом», «Покажи пятки», «Катание на кругах».

Гидроаэробика. Продолжать учить различным движениям в воде под музыку и без нее.

Подвижные игры

Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.

Приучать к выполнению правил без напоминания воспитателя.

Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

Примеры игр

С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».

С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается». С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».

С бросанием и ловлей. «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».

На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки». Народные игры. «У медведя во бору» и др.

к концу года дети могут

  • Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.
  • Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.

  • Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
  • Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
  • Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
  • Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
  • Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.
  • Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево.
  • Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
  • Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
  • Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

                  Воспитание культурно-гигиенических навыков

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Умственное воспитание.  Сенсорное воспитание

Продолжать работу по сенсорному развитию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления

в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.

Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному — двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

                                                    Ребенок и окружающий мир

Предметное окружение

Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т. д. Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения.

Создавать условия, необходимые для того, чтобы дети пятого года жизни могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».

Рассказывать об объектах, заинтересовавших детей при рассматривании картин, рисунков в книгах, а также в телепередачах и т. п.

Продолжать знакомить со свойствами и качествами предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор), об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин—из металла, шины —из резины и т.п.). Поощрять попытки детей узнавать, как и где сделана та или иная вещь.

Расширять знания детей об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход).

Явления общественной жизни

Семья. Дать детям представление о том, что такое семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т. п.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.

Детский сад. Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками (приглашать их на чаепитие). Вместе с педагогами поздравлять хорошо знакомых детям работников детского сада с днем рождения. Привлекать детей к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Приучать звонить и писать письма заболевшим товарищам и взрослым. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения.

Родная страна. Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т. п.).

Труд взрослых. Продолжать знакомить с трудом взрослых (шофер, продавец, врач, воспитатель), его содержанием. Формировать интерес к различным профессиям. Учить детей интересоваться работой родителей, знать, где они работают.

Природное окружение. Экологическое воспитание

Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними (похолодало — исчезли бабочки, жуки). Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Давать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания.

Продолжать учить различать и называть овощи, фрукты и ягоды. Упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. Приобщать детей к уходу за комнатными растениями; наблюдать в комнатных условиях за ростом луковиц и травы (корм для птиц).

Давать представление о том, что растения — живые существа (для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет: эти условия им обеспечивает человек).

Расширять представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям). Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Закреплять знания детей о лягушке. Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида. Учить называть 1-2 представителя класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха). Закреплять представления о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей).

Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского сада и т.п.).

К концу года дети могут

  • Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.
  • Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.
  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка).

  • Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе).
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).

                                                                                      Развитие речи

Развивающая речевая среда

Удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

В уголок «интересных вещей» вносить наборы картинок, фотографий, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); иллюстрированные издания любимых книг; предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект (увеличительное стекло), узнавать о некоторых свойствах предметов (магнит) и т. п.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о том, какими смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими, умелыми и воспитанными стали.

Учить детей содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками.

Учить понятно для окружающих (взрослых и сверстников) объяснять свой замысел; подсказывать, как порадовать приятеля, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться (например, за свою агрессивность и т. п.).

Формирование словаря

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного окружения.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, движение (бежит, мчится).

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).

Звуковая культура речи

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (спун, притолстился, нерассмешливливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь

Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выяснить, правильно ли они ответили на заданный вопрос.

Упражнять детей в составлении рассказов по картине, созданной с использованием раздаточных карточек («У меня вот какой лес. В нем живут... растут...» и т.п.).

Учить детей описывать предмет, картину (по образцу воспитателя).

Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

К концу года дети могут

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
  • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Развитие элементарных математических представлений

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество (группа) может состоять из разных по качеству, предметов (разного цвета, формы, размера); учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных».

Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три —всего три кружка».

Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5. Формировать представление о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».). Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну 2 и 2»).

Учить отсчитывать предметы из большего количества; приносить, выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения.

Учить на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.

Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения и приложения их друг к другу.

Учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего и т. д.).

Учить детей устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты: располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; обозначать словом размерные отношения предметов в ряду: «Эта башенка — высокая, эта — пониже, эта — еще ниже, а эта — самая низкая».

Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь — прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предмета по отношению к себе («передо мной стол», «справа от меня дверь», «слева — окно», «сзади на полках — игрушки»).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом — близко, а березка — далеко).

Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их последовательности (утро, день, вечер, ночь). Объяснить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».

Раскрыть на конкретных примерах понятия «быстро — медленно» (поезд едет быстро, а черепаха ползет медленно).

К концу года дети могут

■  Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их

характерные особенности (цвет, форму, величину).

•  Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

  • Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).
  • Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду.
  • Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  • Различать левую и правую руки.
  • Определять части суток.

                                                         Нравственное воспитание

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

                                                         Трудовое воспитание

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Самообслуживание

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок — чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

Хозяйственно-бытовой труд

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе

Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.

Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

                                                    Художественная литература

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

для чтения детям Русский фольклор Песенки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, загадки. «Наш козел...», «Ножки, ножки, где вы были?..», «Дед хотел уху сварить...», «Зай-

чишка-трусишка...», «Дон! Дон! Дон!..», «Барашеньки...», «Лень-потягота...», «Сидит, сидит зайка...», «Гуси вы, гуси...», «Кот на печку пошел...», «Идет лисичка по мосту...», «Сегодня день целый...», « Солнышко-колокол -нышко...», «Иди, весна, иди, красна».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Привередница», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.

A.        Н. Толстого; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Лисичка со скалочкой», обр.
М. Булатова; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Чудесные лапоточки», обр.
Н. Колпаковой; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы; «Лиса-ла
потница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля.

Фольклор народов мира Песенки. «Мешок», татарск., пер. Р.   Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина; «Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Чив-чив, воробей!», коми-пермяцк., пер. В. Климова; «Ласточка», арм., обр. И. Токмаковой; «Ястреб», груз., пер.

B.        Берестова; «Скрюченная песня», «Барабек», англ., обр. К. Чуковского;
«Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака; «Рыбки», «Утята», франц., обр.
Н. Гернет и С. Гиппиус; «Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина.

Сказки. «Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова, «Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка; «Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л. Кузьмина; «Три брата», хакасск., пер. В. Гурова; «Травкин хвостик», эски-мосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева; «Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова; «Колосок», укр., обр. С. Могилевской; «Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова; «Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе; «Врун», «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака.

произведения поэтов и писателей России Поэзия. Е. Баратынский. «Весна, весна!..» (в сокр.); И. Бунин. «Листопад» (отрывок); С. Дрожжин. «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима —аукает...»; А. Майков .«Осенние листья по ветру кружат...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); А. Плещеев. «Скучная картина!»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»); И. Суриков. «Зима»; А.К. Толстой. «По вешнему по складу» (из баллады «Сватовство»); А. Фет. «Мама! глянь-ка из окошка...»; С. Черный. «Кто?», «Когда никого нет дома».

Я. Аким. «Первый снег»; 3. Александрова. «Дождик»; А. Барто. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»; В. Берестов. «Кто чему научится», «Заячий след»; Е. Благинина. «Эхо»; А. Введенский. «Кто?»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; Б. Заходер. «Никто»; Ю. Кушак. «Новость», «Сорок сорок»; С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Мяч», «Про все на свете»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Ю. Мориц. «Огромный собачий секрет», «Дом гнома, гном —дома!», «Песенка про сказку»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; Г. Сапгир. «Садовник»; Р. Сеф. «Чудо»; И. Токмакова. «Ветрено!», «Ива», «Сосны»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Игра», «Врун», «Очень страшная история».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить...» (из Эзопа).

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; К. Ушинский. «Бодливая корова». В. Бианки. «Подкидыш»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); С. Воронин. «Воинственный Жако»; Л. Воронкова. «Как Аленка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»); С. Георгиев. «Бабушкин садик»; В, Драгунский. «Тайное становится явным»; М. Зощенко. «Показательный ребенок»; Ю. Казаков. «Зачем мыши хвост»; Ю. Коваль. «Паша и бабочки», «Букет»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Е. Пермяк. «Торопливый ножик»; М. Пришвин. «Журка», «Ребята и утята»; Н. Романова. «Котька и птичка», «У меня дома пчела»; Я. Сегель. «Как я был обезьянкой»; Н. Сладков. «Неслух»; Е. Чарушин. «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу—Короткий Хвост»; М. Михайлов. «Думы».

В. Бианки. «Первая охота»; С. Козлов. «Как ослику приснился страшный
сон», «Зимняя сказка»; М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»;
Э. Мошковская. «Вежливое слово»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и
его друзей» (главы из книги); В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Г. Остер.
«Одни неприятности», «Эхо», «Хорошо спрятанная котлета»; Д. Самойлов.
«У Слоненка день рождения>; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длиннень
ких человечках»; В. Степанов. «Лесные звезды»; Г. Цыферов. «В медвежа-
чий час» (главы из книги); В. Чирков. «Что натворило «Р»; К. Чуковский.
«Федорино горе», «Тараканище», «Телефон».        

Произведения поэтов и писателей разных стран        

Поэзия. Я. Бжехва. «Клей», пер. с польск. Б. Заходера; Г. Виеру. «Я люблю»,
пер. с молд. Я. Акима; В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус, И. Токмако-
вой; Ф. Грубин. «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана; «Слезы», пер. с чеш.
Е. Солоновича; Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова; Ю. Ту-
вим. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера, «Чудеса»,
пересказ с польск. В. Приходько, «Овощи», пер. с польск. С. Михалкова.        

Проза. Л. Берг. «Пит и воробей» (глава из книги «Маленькие рассказы про
маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой; С. Вангели. «Подснежники»
(глава из книги «Ругуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.        

Литературные сказки. Х.К. Андерсен. «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен; «Про маленького поросенка Плюха», по мотивам 1 сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод; А. Балинт. «Гном 1 Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина; Д. Биссет. | «Про поросенка, который учился летать», «Про мальчика, который рычал на 1 тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок 1 Тим», пер. с англ. Э. Паперной; А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы 1 из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Дж. Родари. «Собака, которая не умела ла- ] ять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константино- ] вой; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ.    

О. Образцовой и Н. Шанько; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги) (в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде.

                                                     Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Ю. Кушак. «Олененок»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Н. Пикулева. «Пять котят спать хотят...»; Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

                                                           к концу года дети могут

  • Высказать желание послушать определенное литературное произведение.
  • С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
  • Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

•        С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

•        Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли про
изведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок про
честь еще раз?».

                                       Художественно-эстетическое воспитание

Знакомство с искусством

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора. Учить узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.

Формировать умение выделять жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура), цирк, театр. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

Познакомить детей с архитектурой. Дать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), это архитектурные сооружения.

Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д.

Вызвать у детей желание рассматривать здания, выделять их части, называть местоположение, форму.

Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр.

Обращать внимание на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенности.

Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

Организовать первое посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.

Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.

Знакомить детей с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

                                               эстетическая развивающая среда

Познакомить детей с групповой комнатой, спальней, другими помещениями группы, их оформлением (цветом стен, занавесей, мебели), размещением игрушек, растений. Показать детям красоту убранства всех комнат: на фоне светлой окраски стен красиво смотрятся яркие нарядные игрушки, рисунки детей и т. п. Обратить внимание детей на оформление других помещений детского сада: холла, изостудии и др.

Внося новые предметы оформления (новые игрушки, книги, растения и т. п.) в группу, оговаривать с детьми место, куда их лучше поместить.

Учить детей видеть красоту окружающего, предлагать называть предметы и явления, особенно понравившиеся им.

                                                                  изобразительная деятельность

Развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности, умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук формировать образные представления.

Развивать самостоятельность, активность, творчество.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основы развития творчества детей. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.

Рисование

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, а куст ниже, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. К концу года формировать умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш (при слабом нажиме на карандаш получается светлый тон, а при более сильном — темный или более насыщенный).

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием другого цвета краски.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при
рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по ве-
личине.        

Декоративное рисование        

Продолжать формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров  в  стиле  этих  росписей  (для  росписи  могут  использоваться         вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).        

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.        

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту, сидеть свободно, не        I напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы все убирать со стола.        

Лепка        

Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в преды ущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения         полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление        украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация        

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться
ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания

по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять
из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, де
рево, кустик и др.). Учить детей вырезать круглые формы из квадрата и
овальные из прямоугольника путем скругления углов. Использовать

этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цве-
тов и т. п.

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, раз-

резая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. п.).

Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

К концу года дети могут

•        Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игру
шки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании

  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

В лепке

•        Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в кол
лективную композицию; использовать все многообразие усвоенных при
емов.

В аппликации

  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

                                                                       конструирование

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

К концу года дети могут

  • Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
  • Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
  • Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

музыкальное воспитание

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Слушание

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления.

Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение

Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество

Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша.

Музыкально-ритмические движения

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица). Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

К концу года дети могут

  • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
  • Узнавать песни по мелодии.
  • Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
  • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
  • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
  • Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
  • Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
  • Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
  • Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

                                                           Культурно-досуговая деятельность

Отдых

Развивать умение заниматься релаксацией в момент усталости, в свободное время занимать себя интересной деятельностью: слушать музыку, мастерить, рисовать, музицировать и т.д. Формировать интерес к пешим прогулкам, спортивным развлечениям. Продолжать формировать потребность в интересном времяпрепровождении.

Развлечения

Создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками русской культуры. Вовлекать детей в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных композициях, концертах. Организовывать спортивные и игровые соревнования и т. д. В процессе организации и проведения развлечений заботиться о формировании потребности заниматься интересным и содержательным делом.

Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание, приобщать к художественной культуре, эстетико-эмоциональ-ному творчеству.

Праздники

Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране. Воспитывать любовь к близким людям, Родине. Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, праздникам народного календаря, осени и весне.

Творчество

Привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес и желание посещать студии эстетического воспитания и развития в детском саду или в центрах творчества. Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей ребенка.

Примерный перечень развлечений и праздников

Отдых Прогулки с родителями в парке, лесу или по городу. Игровая деятельность по интересам в группе и на участке детского сада. Созерцание красивых природных явлений, предметов окружающего мира. Чтение книг, слушание музыки, просмотр мультфильмов. Самостоятельная художественная деятельность.

Развлечения Театрализованные инсценировки и постановки спектаклей по сюжетам русских народных сказок.  «Лисичка со скалочкой», «Жи-харка», «Рукавичка», «Бычок —смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.

Музыкальные литературные композиции. «Осень», «Зимняя сказка», «Здравствуй, лето!».

Познавательно-тематические вечера. «Приметы осени», «Русская народная сказка», «Зимушка-зима», «Весна пришла», «Город, в котором ты живешь», «Наступило лето».

Концерты. «Мы слушаем музыку», «Любимые песни», «Веселые ритмы». Русское народное творчество. «Загадки», «Любимые народные игры», «Бабушкины сказки»,  «Пословицы и поговорки», «Любимые сказки», «Русские народные игры», «В гостях у сказки».

Спортивные. «Спорт — это сила и здоровье», «Веселые старты», «Здоровье дарит Айболит».

Забавы. «Пальчики шагают», «Дождик», «Чок да чок», муз. Е. Макшанце-вой; забавы с красками и карандашами, сюрпризные моменты. Фокусы. «Бесконечная нитка», «Превращение воды», «Неиссякаемая ширма», «Волшебное превращение».

праздники «Осенины», «Зимние колядки», «Прилет птиц», «Лето красное», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта»; праздники, традиционные для группы и детского сада; дни рождения детей.

Творчество Занятия в художественных студиях по интересам. Самостоятельная творческая деятельность, конструирование. Изобразительная, музыкальная и театральная деятельность.

                                                                                                          Игра

Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать самостоятельность в выборе игры, в развитии замысла.

В процессе игровой деятельности продолжать развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать их словарный запас.

Формировать положительные взаимоотношения между детьми (дружелюбие, взаимопомощь), воспитывать организованность, настойчивость, выдержку, умение выполнять правила игры.

Сюжетно-ролевые игры

Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия (мать, отец, дети), поступать в соответствии с общим игровым замыслом.

Учить детей подбирать предметы и атрибуты для игры.

Развивать у детей умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала.

Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2-3 этажа, широкий мост для проезда автомашин или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).

Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия друг с другом и совместными усилиями достигать результата.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Театрализованные игры

Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Приучать детей использовать в театрализованных играх образные

игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.

Подвижные игры

Продолжать развивать двигательную активность детей при помощи игр с мячом, скакалкой, обручем. Развивать ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил (без напоминаний воспитателя).

Учить с помощью считалки выбирать водящего.

Дидактические игры

Учить детей дидактическим играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умений сравнивать их по внешним признакам, группировать; составлять из частей целое (кубики, мозаика, пазлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей (определи на ощупь, по вкусу, по звучанию). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

Настольно-печатные игры

Учить детей осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.

Более подробно содержание подвижных, дидактических и театрализованных игр раскрыто в соответствующих разделах программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Каким должен быть игровой уголок ребенка»

Консультация для родителей:«Каким должен быть игровой уголок ребенка» Среда, окружающая ребенка в дет­ском саду и дома, должна обеспе­чивать безопасность его жизни, спо­со...

Консультация для родителей "Должен ли ребенок иметь карманные деньги"

Рекомендации для родителей«ДОЛЖЕН ЛИ РЕБЕНОК ИМЕТЬ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ»    Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет.Мелкие сделки- это покупки на небольшие ...

Консультация на тему «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Консультация на тему «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» Система финансирования (карманные деньги). Главный те­зис: «Карманные деньги - это те средства, распоря...

Консультация для родителей «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Как научить детей правильно распоряжаться финансами? В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то го...

Консультация для родителей «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Как научить детей правильно распоряжаться финансами? В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то го...