Консультация для педагогов"Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал на тему

В консультации говорится о роли подвижной игры для детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры известны  с давних времен. Начиная с младенческого возраста, ребенок воспитывался на народном фольклоре, народных игрушках, которые были связанны первоначальными движениями самого ребенка. Дети постарше играли в игры с другим  двигательным содержанием, которые включали игровые зачины, считалки, песенки. Все это сохранилось до наших дней  и имеет огромное воспитательное значение и составляет неповторимый игровой фольклор.

Проведенный  анализ психолого-педагогической литературы  Д.А. Элькониным, считавшим, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». В первобытном обществе занятость родителей и труд детей приводили к тому, что не существовало существенных различий между взрослыми и детьми, поэтому дети становились  очень быстро самостоятельными.

Основоположник физического воспитания П. Ф. Лесгафт,  выделял  большое место в физическом воспитании  подвижной игре. По утверждению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». «Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

Подвижная игра  рассматривается как  одно из основных  средств  и методов  физического воспитания в формировании разносторонне развитой личности ребенка. Однако, являясь средством физического воспитания, подвижная игра  влияет на организм ребенка и оказывает оздоровительное воздействие. Игра незаменима как средство совершенствования движений; развитие движений, способствует формированию выносливости, быстроты, координации движений. Движения активизируют дыхание, обменные процессы и кровообращение, это благотворно влияет на психическую деятельность детей.  

          В умственном воспитании ребенка роль подвижной игры очень велика. В ней  малыши,  учатся осваивать пространство, действовать в соответствии с правилами,  приспосабливать свои действия в изменившейся игровой ситуации к данной окружающей среде, учатся  действовать  в  коллективе,  сопереживать, помогать  друг  другу,  формирует честность, справедливость, выдержку и дисциплинированность. Подвижные игры активизируют память, развиваются мышление, воображение, дают  представления  об  окружающем  мире,  обогащают  речь  детей.  В этих играх  дети пополняют  словарный запас, обогащают речь, так как в этих играх используются считалки песни, стихи, зачины.  

Большое значение подвижные игры имеют и для нравственного воспитания детей. Дошкольники  учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. В играх дети выполняют  осознано определенные  правила, что ведет к   формированию  их воли, развитию  самообладания, выдержки и умению контролировать свои поступки, а также  свое поведение,  дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. В процессе игры формируются  новые психические процессы, новые качества  личности.  А также в  подвижных играх совершенствуется  нравственно-эстетическое восприятие мира.  У детей  развивается  чувство ритма,  они познают красоту движений, их образную выразительность. Дошкольники  овладевают художественной, творческой   речью.

Подвижная игра способствует  приобщению ребенка к труду:  при изготовлении игровых атрибутов, совершенствуются двигательные навыки детей,  которые пригодятся в дальнейшем   в его деятельности.  В ходе  игры формируются  новые психические процессы, новые качества личности ребенка.  

Игра – это  общественное явление, вид  самостоятельной деятельности,  который свойствен человеку.

Игра – это средство физического и общего социального воспитания, самопознания, развлечения, отдыха, спорта. Игры являются  частью культуры человека.  Игры  очень   различны  по своему  содержанию. В играх отражаются  все области творчества людей материального и духовного.

Изучением игр занимаются многие отрасли науки: педагогика, этнография, антропология, теория и методика физического воспитания, история и др.

Подвижные игры можно классифицировать  по разным параметрам: по степени подвижности ребенка в игре, по возрасту, по видам движений по содержанию. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — городки, настольный теннис, хоккей, баскетбол,  футбол.  В сюжетных подвижных играх отражается сказочный или  жизненный эпизод.  Играя, ребенок  увлекается,  игровыми  образами. В игровых образах   ребенок творчески воплощается, он  изображает  автомобиль, кошку, волка,  воробышка, гуся, обезьянку.  В несюжетных подвижных играх детям интересны двигательные игровые задания, которые ведут к  достижению  поставленной цели.  Все эти игры  можно разделить на игры перебежки, ловишки; игры с элементами соревнования; игры-эстафеты; игры с предметами. Спортивные игры, по  мнению М. П. Голощекиной, Э.И. Адашкявичене, необходимо  использовать в старшем дошкольном  возрасте. Высшей ступенью развития подвижных игр являются спортивные игры. В них единые правила, которые определяют размеры площадки, оборудование и инвентарь, состав участников, продолжительность игры, что позволяет проводить соревнования. В соревнованиях по спортивным играм от участников требуются мобилизация, как  физического напряжения, так и волевого усилия.

Игру рассматривают  как осмысленную  деятельность, направленную на выполнение конкретных двигательных задач  в  изменяющихся  условиях. В игре   ребенок проявляет творческую  инициативу, выражающуюся в разнообразии действий, согласованных с  действиями коллектива.

Игра – это практическая  деятельность детей, в которой они развиваются физически,  от которой получают и эстетическое и  моральное удовлетворение,  учатся действовать  самостоятельно, развивают  познания окружающей их среды, что  способствует воспитанию и развитию  личности ребенка.  

Таким образом, игра является  одним  из комплексных средств воспитания. Она  направлена на физическую подготовленность  детей, которые  овладевают  основами движения в изменяющихся условиях деятельности коллектива, совершенствуют функций своего  организма, а также черт характера.

В условиях современной жизни резко снижается  двигательная  активность  человека, что ведет к  возрастающей  роли  систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Особое значение подвижных игр заключается в том, что они доступны всем людям.

Огромное разнообразие подвижных игр, способствуют развитию наблюдательности,  сообразительности, воображения, внимания,  а также развитию положительных чувств.  В играх отражаются общие характерные черты, присущие этой практической  деятельности, активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, робость, застенчивость. Чтобы игра стала  интересной для всех, игроки  действуют  согласованно, подчиняются установленным правилам, что способствует развитию  активности, усвоению  навыков поведения в коллективе и укрепляет волю.

В игре – удовлетворяется естественная  потребность  в общении, эмоциональном контакте, возможности проявления своих чувств. Игры всегда связаны  с новыми ощущениями и эмоциями, познанием окружающей среды, реальной действительности.

Подвижную игру с методической точки зрения характеризуют  как многоплановое, педагогическое, комплексное средство воспитания. Комплексность подвижной игры заключается в развитии умственных, физических и морально-волевых качеств  и совершенствовании в формировании двигательных навыков. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.  В играх присутствует  соревновательный элемент, что позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми.  Решающее значение в воспитании имеет  правильный отбор и руководство играми, что  позволяет воспитывать у детей чувство  коллективизма, инициативы, активности, дисциплинированности, а также  настойчивости в достижении намеченной цели.

          Подвижные игры имеют  для детей оздоровительное, воспитательное и образовательное значение, они доступны для занятий физической культурой.  

Доказано, что  подвижные  игры благотворно воздействуют и укрепляют нервную систему, повышают  физическое развитие детей и   способствуют укреплению здоровья  в целом.  Кроме этого занятия подвижными играми очень  эмоциональны, они могут давать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо  учитывать при организации занятий и игр.   В каждой  подвижной игре  могут присутствовать  бег, метания, прыжки и т.д. В играх  развиваются и воспитываются основные физические качества ребенка: сила, быстрота, выносливость и совершенствуются двигательные умения и навыки. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных движениях: беге, прыжках, метании, лазаний и другие навыки. Быстрая изменяющаяся обстановка  в процессе игры позволяет  ребенку  использовать  все доступные  ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно влияет  на совершенствовании двигательных навыков.

Игра - первая сознательная, активная деятельность ребенка в которой происходит в формировании личности. В этих играх дети способны отражать накопленный опыт, закреплять  и  углублять свои знания  о жизни. Ребёнок учится  познавать мир в процессе  своей практической  деятельности. Занятие играми обогащают  играющих новыми представлениям, ощущениями, понятиями. Игры развивают наблюдательность, сообразительность, расширяют круг представлений, а также учат  умению анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх дети учатся  безошибочно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и четко реагировать на сложившуюся обстановку  в быстро  меняющейся игре.

Подвижные игры имеют большое образовательное значение, особенно проводимые на местности и в зимних, и в летних условиях: в походах, экскурсиях, на базах отдыха. Игры на местности способствуют развитию   умений и навыков,  которые необходимых разведчику, следопыту, туристу.

          Значение подвижных игр также велико в воспитании  таких физических качеств как быстрота, сила, выносливость, ловкость,  гибкость.  Игры воспитывают у детей чувства единства, дружеские отношения  и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых возбуждение преобладает над процессом торможения, а так же воспитанию честности, дисциплинированности, умению сдерживаться. В связи с этим необходимо  творчески подходить к  организации и проведению физкультурных занятий  с детьми,  обязательно самостоятельно составлять задания, в которых  содержатся  такие движения, которые необходимы  ребенку в данный момент.

Для  проведения подвижных  игр необходимо выбрать просторное место, чтобы ограниченное пространство не помешало  детям  в выборе  той   или иной   игры. Продолжительность игр – различна, однако  это играет  важную роль при выборе игр, так как чрезмерная продолжительность игры вызывает у детей  сильное переутомление, чего нужно  строго избегать, нужно снизить темп игры,  чтобы не нанести вред  детям.

При проведении  игры необходимо иметь в виду  степень напряжения нервной  и мышечной энергии  с максимальным количеством, которую в состоянии развить каждый ребенок без признаков переутомления.

Для соблюдения этого условия необходимо учитывать  индивидуальные возрастные особенности  ребенка. Ослабленные дети также с пользой могут принимать участие в детских играх с  не большой продолжительностью,  потому  что у них  переутомление наступает относительно  очень быстро. Участие  в подвижных играх ослабленных детей  на открытом воздухе, способствует тому, что дети  быстро крепнут. Они  постепенно превращаются в здоровых детей,  которые способны участвовать в  более продолжительных играх со  сверстниками .

Каждая игра должна непременно отличаться увлекательностью  - только при наличности этой  предпосылки   она увлечет детей и заставит их с большим желанием играть в нее. Неинтересная  игра вызывает  у  детей  лишь вялые движения, которые  делают они безразлично, без участия внимания и памяти, что такие игры не дают детям пользу. Необходимо подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений и возрастных особенностей детей, важную роль играет также степень умственного развития детей. Более сложная игра требуют от детей  сообразительности и ловкости участников, доставляет детям много удовольствия, заставляя их с охотой и большим интересом следить за ходом игры и ожидать финала ее.

Надо  помнить, что детей надо готовить к школе, укрепляя его здоровье, вырабатывая спортивные навыки и качества: быстроту,  выносливость, силу, гибкость. Целесообразный выбор игр  может  заинтересовать детей, и мы  сумеем привить  детям в этих играх любовь и охоту  играть в них. Таким образом,  мы получаем несомненную пользу от подвижных игр.  

Разнообразные игры  способствуют умственному развитию детей, игры выступают как элемент важный и неоценимый, при помощи его мы облегчаем детям мозговую работу – укрепляем и  развиваем  память, внимание, сообразительность, используя  детские игры совершенно не вызываем переутомление  у детей.  

Однообразные  гимнастические упражнения, исключают  всякое сознательное участие мозга, а подвижные игры требуют сообразительности и являются  опорой  для расширения умственного кругозора детей.  

Очень важно  и гигиеническое значение детских подвижных игр, происходящих на открытом воздухе. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр является движение,  которое играет  важную роль в жизни ребенка, в силу   своей индивидуальности  движение  благотворно влияет  на  организм неокрепшего находящегося в период роста ребенка.  

Подвижные игры выполняют ряд  основных задач: оздоровительные, воспитательные, образовательные.

Оздоровительные задачи подвижных игр конкретизируются с учетом индивидуальных возрастных особенностей развития организма ребенка. Они направлены на формирование правильной осанки, рост,  укрепление костного аппарата, мышечной системы, двигательного аппарата, на развитие внутренних органов, а так же  и  на развитие умения  приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.

Воспитательные задачи подвижных игр стимулируют  развитие  и воспитание  физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Все  эти физические качества  возможно развивать только  в комплексе.  Многие подвижные игры  требуют от участников быстроты. Игры, требующие  быстрого отклика  на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний за короткое время.  В  стремительной постоянно меняющейся обстановке  игры,  участники переходят   от одних движений к другим, что  способствуют развитию ловкости. Использование  игр с  умеренными  нагрузками,  кратковременными  скоростными и силовыми  напряжениями  способствует  воспитанию  силы.  В играх способствующих  развитию выносливости многократно  повторяются  напряженные движения, с беспрерывной  двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии. Гибкость  совершенствуется в играх, связанных с многократным  изменением направления движений. Занимательный  игровой сюжет  обуславливает  появление  у участников положительных эмоций  и побуждает их к тому, чтобы они с  напряженной  активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые и физические, и волевые качества. Одна из характерных особенностей подвижных – стремление к результату. Она имеет большое значение в  достижении игровой цели и удовлетворения игрой.  Ребенок испытывает радость от удовлетворения в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение  намеченного, реального результата.

Некоторые коллективные  подвижные  игры  носят соревновательный характер, также  необходимо учитывать и то, что эти  состязания  не должны  разъединять играющих детей.

В коллективной подвижной игре дети  учатся  наглядно убеждаться в преимуществах общих  усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение поставленной цели. Принятие игровых правил  в коллективной подвижной игре, ведет к тому, что у играющих детей повышается  эмоциональный  настрой, дисциплинированность  Подвижная игра носит коллективный характер. Большое влияние  на поведение каждого из играющих   детей оказывает  мнение сверстников,  от качества выполнения роли, играющего, в   подвижной игре  зависит, получит  ли он поощрение или неодобрение сверстников, в этом  непосредственном взаимодействии  дети приучаются действовать  в коллективе. В игре характерны  противодействия одного игрока другому, одной команды – другой команде, когда перед играющим стоят  самые  различные задачи, требующие молниеносного  разрешения. Для этого необходимо  быстро  оценивать  окружающую обстановку и  выбирать самое  правильное действие и выполнять его, так подвижные игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения, которые помогают  быстро набирать  нужный темп,  ритм работы,  дети способны стремительно  выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что явно пригодиться  в жизни.

Образовательные задачи подвижных игр. В игре происходит  формирование личности, дети проявляют и развивают умения анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к  практическим действиям, которые имеют свое отражение  в повседневной жизни, а так же  в занятиях физической культурой, в спорте и туризме. Правила и  действия  в подвижной игре  создают у  участников  представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Игры на местности способствуют развитию   умений и навыков,  которые необходимых разведчику, следопыту, туристу.

          Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи должны решаться  в комплексе, только тогда все подвижные  игры смогут выступать  как  основное  средство  для многостороннего  физического воспитания дошкольников.

И так подвижная игра – это ценнейшее необходимое основное  средство для ребенка с помощью игры он пополняет знания  и представления об окружающем мире, развивает  мышление, ценные моральные, волевые и физические качества.

В подвижных играх, решаются задачи именно  физического воспитания. Основная задача подвижных игр – активизировать все системы организма, способствовать овладению необходимыми двигательными умениями и  навыками, правильному физическому развитию, развитию ловкости, сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Все это позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. 

Таким образом,  в процессе регулярных  занятий физической культурой, в том числе и  на открытом воздухе, в организме детей происходят функциональные изменения.

         По данным Всемирной Организации Здравоохранения 25%всех заболеваний человека – это  экологические факторы всех заболеваний человека, а в некоторых  случаях достигать 40% в  отдельных регионах.

          В процессе индивидуального развития  организма человек  в большей степени взаимодействует с двумя физическими факторами – температурой окружающей среды и атмосферным давлением. Реакция организма на эти факторы самым непосредственным образом связана с физическим развитием  человека, геометрическими размерами, пропорциями тела, с его массой. Интенсивность производства тепла в организме пропорциональна его массе, а скорость теплоотдачи пропорциональна площади поверхности тела. Приучать ребенка к физической культуре необходимо с детства это  поможет ребенку заниматься с  радостью и удовольствием. Регулярные занятия помогут ребенку во многом  избежать проблем со здоровьем, стать активным и жизнерадостным.

         Заниматься  физической культурой  необходимо начинать с самых ранних лет, это поможет ребенку  не только развиваться физически, но и интеллектуально, ведь в раннем возрасте  физическое и интеллектуальное развитие тесно  связаны между собой.

         Таким образом, подвижные игры - это  ценнейшее необходимое основное  средство  для ребенка с помощью игры он пополняет знания  и представления об окружающем мире, развивает  мышление, ценные  моральные, волевые и физические качества. Подвижным играм отводится  одно из важнейших  мест в формировании разносторонне развитой личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка клуба для родителей по плаванию,  которая содержит: вступительное слово, конспект занятия, рефлексию....

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Подвижные игры как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Умение общаться является одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности. Отсутствие элементарных навыков ...

Консультация для педагогов «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

    В консультации для педагогов представлены теоретические аспекты и практические задания....

Мастер класс для педагогов на тему:«Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель:- повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, направленной на...