"ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС"
консультация по теме

Панкова Лилия Алексеевна

Актуальность данной проблемы заключается в том, что Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1056

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Автор: воспитатель Панкова Л.А.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Современные дети мало знают о родной стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство любви к Родине - это патриотизм. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

И поэтому задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что Патриотическое   воспитание   должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельнос​ти, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформи​ровать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъем​лемой частью своей малой родины, гражда​нином России.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте:

  • Семья Детский сад Родной город, село
  • Родная страна Наша Армия

Любовь к Родине нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Оно прямо связано с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог, не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспита​тельную ценность, способствовать форми​рованию нравственных чувств.

Важно помнить, что мировоззрение пе​дагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Цели воспитания нравственных ценностей у дошкольников:

  • Создание в детском саду предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию;
  • Формирование нравственных ценностей;
  • Воспитание гражданина и патриота своей страны;
  • Воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, желания быть защитником Отечества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

На протяжении многих лет в нашем дошкольном отделении ведется большая работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Для нравственно – патриотического, всестороннего развития детей созданы все условия: игровые зоны для сюжетно – ролевых игр, разнообразный дидактический материал; создан экологический уголок, богатый разнообразный обучающий материал, наглядный материал. Имеются дидактические игры, созданные своими руками. Оформлены стенды «Семья – это счастье», «Папы наши защитники». «Защитники Отечества», «Моя мама – самая лучшая», «Они подарили нам жизнь». В каждой группе есть книжный уголок с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых:

  • Родители
  • Библиотека
  • Связь поколений (Родословное)
  • Фольклорные мероприятия
  • Совместные мероприятия с родителями

Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только на праздниках, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. Совместно с родителями, с детьми часто проводятся фольклорные праздники.

  • Праздники проходят очень интересно, весело. На этих праздниках дети закрепляют знания о народном фольклоре, играют в народные игры, поют национальные песни, угощаются блюдами, знакомятся с национальными костюмами, орнаментами, приобщаются к национальной культуре, разучивают пословицы, поговорки и т.д.
  • В ходе месячника военно - патриотической работы в дошкольном отделении проходят плановые, поэтапные мероприятия по созданию системы патриотического воспитания дошкольников. В его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен на военную тематику. Дети знакомятся с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, о войне, о Родине, о Победе.
  • Проводятся беседы: «Мы гордимся своими земляками», «Они подарили нам жизнь», «Наши защитники» в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной Войны, защитниками нашей Родины. Детям дается представление о родах войск Российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т. д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников.
  • Экскурсии в библиотеку, где оформляется выставка книг о войне.
  • Выставка творческих работ «Они подарили нам жизнь»
  • Изготовление сувениров для пап – дети трепетно и с удовольствием относятся к этой работе, так как подарки папам они делают своими руками.
  • Спортивные мероприятия с семьями, развлечение с папами, посвященные Дню защитников Отечества. Дети показывают не только свои музыкальные возможности, а также силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность. А родители доказывают свою заботу, любовь, внимание своим детям. Получаются очень интересные, веселые спортивные совместные мероприятия с папами.
  • Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
  • Совместно с родителями ведется работа по изучению родословной своей семьи, о семейных традициях.
  • Экскурсия к памятнику погибшим воинам - в преддверии праздника с детьми возлагаем цветы.
  • Сбор информации о своих дедушках, прадедушках, о родственниках, которые приняли участие в ВОВ. Проведение торжественных мероприятий, посвященный Дню Победы.
  • В течение учебного года в группах проходят занятия по ознакомлению детей с Конституцией РФ, с законами государства, проводятся занятия по правовому воспитанию детей, по ознакомлению детей с родным краем. Планируются тематические занятия, которые являются основной формой нравственно - патриотического воспитания детей. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например, - наши защитники в феврале, перед днем защитников Отечества; наши мамы и бабушки в марте и в ноябре (День Матери); Россия Родина моя в ноябре, перед днем единства и примирения; знакомство с правами и обязанностями в декабре, перед днем конституции и т. д, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. А для того чтобы была связь с общественными событиями, воспитателями составляется тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о местности и т. д.      
  • Педагоги организовывают беседы с детьми, о дружбе, о вежливости, о семье, о Родине, рассматривают иллюстрации с детьми по темам. Планируются этические беседы, чтение художественной литературы, сказок, заучивание стихотворений, потешек, пословиц и поговорок. Во многих сказках, рассказах есть нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие, которые способствуют развитию личности в духе патриотизма.  
  • Изготовлены и используются в работе с детьми дидактические игры по нравственному воспитанию и используются в работе «Профессии наших родителей», «Военные профессии», «Военная техника», «Раньше и теперь», «Найди пару», «Узнай флаг России», «Возрастная категория», «Отгадай профессию», «Опиши, я отгадаю». Имеется дидактический материал о животном, о растительном мире, о птицах родного края, о разных профессиях. Изготовили дидактический материал «Военная техника» для ознакомления детей во время изучения темы Защитников Отечества.

Каждое из этих мероприятий включает в себя этап подготовки: разучивание стихов, песен, танцев. Содержание мероприятий является креативным и строится с учетом духовного становления личности ребенка, его творческого потенциала.

Для обмена опытом работы воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников педагоги делятся своими наработками, показом открытых занятий, развлечений, фольклорных праздников, результатами проектной деятельности.

Созданная в дошкольном отделении система работы по патриотическому воспитанию позволила нам, педагогам:

  • Расширить знания детей о малой Родине.
  • Воспитать у дошкольников доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие и сострадание к чужому горю, уважение к достоинству других.
  • Заинтересовать взрослых жизнью дошкольного отделения, предложить свою помощь и понять, что для достижения любой цели надо приложить больше совместных усилий.
  • Совершенствовать мастерство, творческий поиск педагогов в решении задач патриотизма.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

В заключение хочется повторить слова «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»

Литература

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва 2013г.
  • ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
  • Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. − М.:Перспектива, 2011. −143 с.
  • Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. − М.: Скрипторий, 2011. −201 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего...

Воспитание грамотного читателя. Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства произв...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС (г. Иркутск)

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных ...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.

Данный теретический материал может быть полезен педагогам ОДО - даны теоретические обоснования актуальности процесса патритического воспитания дошкольников....