Коллективные игры развивающие навыки общения у детей 5-7 лет.
статья (старшая группа) на тему

Лащук Мария Михайловна

Развитие коммуникативности. Игры развивающие навыки общения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnye_igry.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективные игры

развивающие навыки общения

у детей 5-7 лет.

Общение дошкольника со сверстниками – одна из актуальных проблем современного общества. При безусловной важности роли семьи в процессе развития общения у детей дошкольного возраста, необходимо сказать о роли дошкольного учреждения в этом процессе. Наряду с развитием любознательности, способностей ребенка как способов самостоятельного решения умственных, художественных и других задач, важным является и развитие коммуникативности – умения общаться с взрослыми и сверстниками. Что служит одним из необходимых условий успешной учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития. Проблема общения дошкольников со сверстниками имеет весьма большое значение, ей посвящены многие психологические и педагогические исследования: М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Г. Якобсон, Л.Н. Галигузовой, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой. Они отмечают, что в дошкольном возрасте в жизни ребенка всё большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она становится одной из главных. В четыре–пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста, в основном источником оценки, новой информации, и образцом действия. По отношению к сверстнику, ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач – здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) происходит качественная перестройка в общении ребенка со сверстниками. Сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, предметом сравнения с собой и средством самоутверждения. Дети старшего возраста учатся согласовывать свое мнение с чужим, учатся оценивать поступки ребенка, его личностные и нравственные качества. Отношения становятся избирательными. Наряду с этим есть и дети, которые в таком большом коллективе чувствуют себя очень одинокими из–за того, что не умеют общаться, взаимодействовать. Именно объясняется осложнение и наличие частых конфликтных ситуаций у детей, а также изолированность детей от коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению и полноценному развитию ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям. Наличие частых конфликтных ситуаций, неумение самостоятельно их разрешать, преобладание среднего уровня сформированности навыков общения у детей подготовительной группы определило дальнейший путь работы.

ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ НАВЫКИ ОБЩЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Групповые  игры на сплочение детского коллектива.

Выполни уговор строго

Коллективные игры, Развитие внимания, Подвижные игры  

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда будет простирать к ним руки, они будут скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.

Послушай, поверь и себя проверь

Игры на развитие координации движения, Коллективные игры  

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки.

Камешки

Русские народные, Игры на развитие координации движения, Игры, развивающие мелкую моторику кистей рук и пальцев, Коллективные игры  

Это русская игра, очень популярная в свое время, сейчас незаслуженно забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Покажите ее ребятам, и они потом сами с удовольствием будут заниматься ею.

Где звенит колокольчик?

Русские народные, Коллективные игры, Подвижные игры  

Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит детей отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время кто-нибудь из взрослых должен с колокольчиком спрятаться в комнате, например, за шкаф. Предлагается детям послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя, а другой взрослый с колокольчиком переходит в другое место – и игра повторяется.

Птички в гнезде

Русские народные, Подвижные игры, Коллективные игры 

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу, помогать друг другу.

Пузырь

Русские народные, Подвижные игры, Коллективные игры  

Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Ловишка в кругу

Русские народные, Коллективные игры 

На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 метров и более, в зависимости от количества играющих. Все участника игры становятся в кругу, один из них – ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой.

Кот и мышь

Русские народные, Коллективные игры  

Играющие (не больше 5 пар) встают в 2 ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается пока коты не переловят всех мышей.

Гуси-лебеди

Русские народные, Коллективные игры  

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные-гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой.

Бабушкин клубок

Подвижные игры, Коллективные игры, Игры на развитие пространственной ориентации  

Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.

Свари суп и компот!

Подвижные игры, Коллективные игры  

Дети делятся на две команды. Одна команда будет "варить" суп (называть овощи), а другая - "компот" (называть фрукты). Говорят по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше слов.
Вариант: играют не команды, а два человека.

Репка

Подвижные игры, Коллективные игры  

Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».

Воробьи-попрыгунчики

Подвижные игры, Коллективные игры  

На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» - становятся за кругом у самой черты.
По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь

Колобок

Подвижные игры, Коллективные игры  

Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать.

Горячо-холодно

Коллективные игры, Развитие внимания

Спрячьте в комнате какой-либо условленный предмет и предложите домашним найти его.
Руководите поиском, комментируя их действия словами: «горячо» по мере приближения к предмету, и «холодно» по мере удаления от него.

Пятое слово дороже второго

Коллективные игры, Развитие внимания, Игры с правилами  

Ведущий перечисляет четыре слова на одну тему: например, четыре вида деревьев, или четыре породы собак или т.д. Потом неожиданно обращается к кому-нибудь из игроков с вопросом: «Пятое слово?». Тот, кого он спрашивает, должен продолжить перечень, добавив свое слово по теме, но не повторяя перечисленного прежде. Если ответ последует быстро, то отвечавший становится ведущим и сам задает вопросы

Список используемой литературы: 

  1. Аверин В.П. Психология детей и подростков / В.П. Аверин. – СПб – издательство Михайлова В.А. – 1998. – -379с.
  2. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова Дошкольное воспитание. – 1975. –С 16 – 20.
  3. Артанова А.И. Проблемы детской общительности и коллективной игры в психологии / А.И. Артанова. – М.: Педагогика, 1966. – 184с.
  4. Арушанова С.А. Коммуникативное развитие /С.А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 1999. – № 2. – С. 24 – 28.
  5. Арутюнова Л.А. Воспитание мальчиков и девочек. / Л.А. Арутюнова, А. Репина // Дошкольное воспитание.-1984. – № 2. С.14 – 17.
  6. Бодалёв А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 325 с.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – М.: 1968. – 216с.
  8. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка./ Е.А. Бондаренко / – Мн.: «Народная асвета», 1974. – 124 с.
  9. Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду / А.И. Васильева. – Мн.: «Народная асвета», 1980.- 94с.
  10. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 240с.
  11. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет./ Л.Н. Галигузова. – М.: «Просвещение», 1992.- 143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ

Регулярное использование в педагогической практике коллективных игр повышает социальную активность детей. Дети становятся более инициативными, внимательными друг к другу, уверенными в своих собственны...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР средствами коллективной творческой деятельности

Статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи черех технологию Иванова "Коллективное творческое дело"...

Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное ...

Аттестационное задание № 2.15 Каким образом педагог может решать задачи развития детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности? Разработайте коллективный творческий проект для детей дошкольного возраста.

Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная за...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...