Конспект НОД по речевому развитию "По сказкам Корнея Чуковского" в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Ведерникова Ирина Сергеевна

Формировать умение определять основную идею произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_2.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского.

Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.

Учить детей определять основную идею произведения.

Совершенствовать умение выразительно декламентировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи.

Развивать познавательный интерес. Развивать познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление, восприятие).

Воспитывать желание принимать участие в инсценировках, драматизациях, развивая творческие способности детей. Обогащать внутренний мир ребёнка позитивными эмоциями.

Закрепить обобщающие понятия.

Развивать связную речь; обогащать словарь детей прилагательными.

Словарная работа: переводчик, сказочник.

Материал: портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, картинки по сказкам К. И. Чуковского, картинки к русским народным и дагестанским сказкам, чудо-дерево, костюмы Федоры, Айболита и Мойдодыра.

Предварительная работа: чтение сказок «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».

Рисование по сказкам К. И. Чуковского.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости!

А где же дети?

Heт, я иx не потеряла -

Ждёт сюрприз меня из залa. (Забегают дети и здороваются)

Воспитатель: Просто мы игрaли в «Прятки»,

A теперь игрa «Загадки».

Психогимнастика «Образы» (по сказкам К. И. Чуковского)

Раз, два, три — на месте замри!

B руки перышко возьми,

Всех героев оживлю!

Я как в сказках побывала,

Всех увидела, узнала:

Это Муха - Цокотуха,

Ей комар жужжит на ухо.

Вот и заинька.

Он под деревом сидит

Тихо лапками стучит.

Это Бабочка красавица

Та, что море погасила.

Это — страшный крокодил,

Тот, что солнце проглотил

Ну, а это Бармалей

Всех придумал вас.

Дети: Корней!

Воспитатель: Да, Корней Иванович Чуковский. Вот, мы с вами и перенеслись в мир сказок К. И. Чуковского.

Чудо-дерево стоит

Не листва там шелестит,

А листы — сюжеты сказок,

Поглядишь — узнаешь сразу.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами рассмотрим чудо-дерево и скажем, что же изображено на картинках?

Дети: На картинках изображены сюжеты сказок. (Дети рассматривают иллюстрации)

Воспитатель: Назовите сказки, которые изображены на картинках (ответы детей: «Дынька», «Три козленка», «Храбрый мальчик», «Три медведя», «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди»)

Воспитатель: Кто написал эти сказки?

Дети: Эти сказки написал народ.

Воспитатель: Правильно, поэтому их можно назвать народными.

Воспитатель: А кто написал сказки «Телефон», «Краденное солнце», «Тараканище»?

Дети: К. И. Чуковский.

Воспитатель: Да, у этих сказок есть автор. Значит, их можно назвать авторскими. А писателя, который сочиняет сказки, называют сказочником.

A теперь пора тихонько нам места cвoи занять.

И гостям и всем ребятам о Чуковском рассказать.

Воспитатель: Корней Чуковский родился в очень бедной семье и, поэтому, ему пришлось всего добиваться самому. Он очень много учился, самостоятельно, без всякой помощи изучил английский и французский языки. Это ему очень пригодилось, когда он жил и работал в Англии. Там он познакомился с английской культурой — английскими народными песнями. Почему народными? (Потому что их сочинил народ). Эти песни Корнею Ивановичу очень понравились, и он захотел познакомить с ними наших ребятишек.

Ребята, а вы умеете читать на английском языке? (Нет). Поэтому автор перевёл для вас некоторые произведения. Человека, который переводит с одного языка на другой, называют переводчиком. Кто такой переводчик?

Свою первую сказку «Крокодил» Чуковский написал совершенно случайно, в поезде, под стук колес. Его маленький сынишка заболел и сильно капризничал. И, чтобы как-то облегчить его страдания, отец начал сочинять:

Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил

Крокодил, Крокодил, Крокодилович…

Сынишка запомнил сказку и, слово в слово, повторил ее на следующий день. Так появилась сказка «Крокодил», а за ней еще много произведений для детей.

А сейчас, поиграем в игру и узнаем, как хорошо вы знаете сказки К. И. Чуковского.

Д/И «Узнай сказку по отрывку».

Веселится народ

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого… КОМАРА («Муха-Цокотуха»)

И мне не надо

Ни шоколада, ни мармелада,

а только маленьких,

Ну очень маленьких… ДЕТЕЙ («Бармалей»)

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул Заинька в окно

Стало Заиньке… ТЕМНО («Краденное солнце»)

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает …. ВОРОБЕЙ («Тараканище»)

А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

Я больше идти…НЕ МОГУ («Федорино горе»)

Всех на свете он добрее

Лечит птичек и зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Кто же это? АЙБОЛИТ («Доктор Айболит»)

(Входит ребёнок переодетый в Айболита)

Лишь меня друзья назвали -

Тут как тут я в этом зале.

Путь мой был совсем не легок

Через горы Дагестана.

Трудностей я не боюсь!

Переплыл я даже Каспий-

Знал, что ждете вы меня.

Что и где у вас болит? Вам поможет… Айболит!

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Айболиту, что мы здоровы и лечить нас не надо.

Физминутка

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит!

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Ноги будем поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали

Сами сильными мы стали!

Айболит: Вижу, вы ребята смелые!

Крепкие, умелые.

Под солнцем загорелые.

Ну, а мне пора прощаться

И к зверятам возвращаться.

(Входят два ребёнка: Федора и Мойдодыр. Дети отходят в сторону.)

Мойдодыр: Не вернётся к тебе посуда!

Федора: Нет, вернётся!

Мойдодыр: К грязнуле?

Федора: Обещаю я посуду любить,

Обещаю её дочиста мыть!

Воротись ко мне посуда,

Тебя мыть и чистить буду.

Мойдодыр: Мне жалко стало посуду, и я спрятал её от Федоры. Воспитатель: Но Федора осознала свою вину, и впредь будет бережно относиться к посуде. А мы ей в этом поможем. Давайте уберем все лишнее с полок.

Федора: Ой, ребята, помогите

И Федоре подскажите.

Никогда вас не забуду!

Я любить посуду буду!

Д/И «Четвёртый лишний»

Воспитатель: А теперь, Федора, проверим, действительно ли ты полюбила посуду? Ребята, вы будете называть предметы, которые лежат не на своих местах, а Федора должна назвать эти предметы ласково и положить на свое место.

Д/И «Назови ласково»

Мойдодыр: Ну, Федора, молодец! Так и быть, верну посуду.

Федора: Спасибо, ребята!

Пора нам домой.

Посуду помою

Водой ключевой!

(Мойдодыр и Федора уходят). Воспитатель: Присаживайтесь удобнее. Какая замечательная сказка! А как вы думаете, чему она нас учит? (Ответы детей: быть аккуратными, чистоплотными, любить посуду, ухаживать за ней, обращаться с ней бережно)

Воспитатель: А ещё Корней Иванович очень много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял.

Загадки

Был белый дом

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)

На малину налетели.

Поклевать ее хотели.

Но увидели урода-

И скорей из огорода (Пугало)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик)

Паровоз без колес!

Что за чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел. (Пароход)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Машина)

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты

А на них-то цветы

Небывалой красоты. (Салют)

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного детского писателя.

Чему же учат нас сказки К. И. Чуковского?

Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми, смелыми, отважными.

Воспитатель: Есть такая поговорка, ребята

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОД (познавательно - речевое  развитие дошкольников)для детей средней группы «Путешествие»Воспитатель  Быченко  Наталья ВикторовнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

конспект нод по речевому развитию "вежливые слова" в средней группе

Данный конспект поможет воспитателям научить детей вежливому поведению в повседневной жизни...

Конспект НОД по речевому развитию "Магазин" для детей средней группы

Конспект НОД по речевому развитию "Магазин" для детей средней группы...

Конспект занятия по речевому развитию «Урок вежливости» в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию «Урок вежливости» в средней группе       Цель:- Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;-...

Конспект НОД по речевому развитию «Урок вежливости» в средней группе

Конспект НОД по речевому развитию «Урок вежливости» в средней группе Подготовила воспитатель: Захарова М.А 11.02.22Цель: Углублять представление детей о доброте, и вежливости как...

Конспект ООД по речевому развитию с детьми в средней группе Тема: Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста. Во время проведения данного занятия педагог учит детей  связно последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в ви...