"Формы работы с детьми по воспитанию патриотических и интернациональных чувств, любви к Родине"
статья на тему
Одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения – воспитание дошкольников в духе дружбы между народами, уважения к людям всех национальностей. Необходимость интернационального воспитания детей, в том числе и дошкольников, вытекает из интернациональной сущности Российского государства, направленной на упрочение международной солидарности, братских связей с трудящимися всех стран.
В соответствии с этим в моем сообщении намечены основные направления, по которым строится работа по интернациональному воспитанию в детском саду.
Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к детям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность потому, что состав многих детских садов страны многонационален.
Интернациональное воспитание предполагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той страны, где он живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с детьми по воспитанию патриотических и интернациональных чувств, любви к Родине.
«Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением, может
любить Родину, узнать её, стать
подлинным патриотом».
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Поэтому главная задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов сформировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. А также воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, увеличивается внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований.
Отсюда следует ещё одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения – воспитание дошкольников в духе дружбы между народами, уважения к людям всех национальностей. Необходимость интернационального воспитания детей, в том числе и дошкольников, вытекает из интернациональной сущности Российского государства, направленной на упрочение международной солидарности, братских связей с трудящимися всех стран. Интернациональное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к российскому народу.
В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строится работа по интернациональному воспитанию в детском саду.
Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к детям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность потому, что состав многих детских садов страны многонационален.
Интернациональное воспитание предполагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той страны, где он живет.
Детям всех других республик и стран следует рассказывать о русском народе. Это определяется особой ролью русского народа в истории нашей страны. Кроме того, для многих людей разных национальностей русский язык является вторым родным языком, поэтому знакомство детей с русской культурой (сказки, песни, стихи, картины, музыка) оказывается очень актуальным.
Рассказывая детям о жизни и труде разных народов, следует подвести их к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи, показать, что это ведет к расцвету каждого народа и всей страны в целом.
Формы работы с детьми по воспитанию патриотических и интернациональных чувств так же многообразны, как и задачи, стоящие перед педагогами в этом направлении.
Прежде всего, это познавательные, тематические занятия, беседы на темы: «Я и моя семья», «Мама милая моя», «Мой любимый город», «Большая и малая Родина», «Защитники Отечества», «Космос далёкий и близкий» и другие.
В ходе проведения цикла занятий по теме «Я и моя семья», «Мама милая моя» происходит не только формирование и расширение у детей представлений о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, о том, как появляется семья, из кого она состоит. В ходе непосредственно образовательной деятельности воспитывается желание заботиться о близких людях, уважение к старшему поколению семьи, прививается чувство гордости за свою семью. В работе с детьми педагоги используют такие приемы как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны. Мы считаем, что семейная родословная – неисчерпаемый источник патриотического воспитания.
Дети очень любят занятия-викторины, посвящённые закреплению знаний о своём любимом городе. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. При проведении таких викторин дети с удовольствием демонстрируют свои знания о малой Родине, приобретённые в ходе различных экскурсий. Прежде всего, это экскурсии в городской краеведческий музей и поездки по городу. К 7 годам дети уже хорошо ориентируются в определении достопримечательных мест города. Большой интерес дошкольники проявляют к экспонатам краеведческого музея, посвященным быту древних поселений, а также военной эпохе. Экскурсии к Дому-музею В. И. Чапаева также приобщают детей к исторической культуре родных мест, воспитывают желание сохранить, приумножить богатство, культурное наследие своей родной земли.
Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, тесная связь с природными явлениями. Прививая детям необходимость чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, мы стремимся, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. Ежегодно в нашем детском саду проводится много таких праздничных мероприятий. Это:
• народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние забавы, Осенины;
• государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
• международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
• бытовые и семейные праздники – День именинника (по сезонам).
Кроме этого, очень важно, с нашей точки зрения, донести до детей мысль о том, что спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет Великой Отечественной войны, чтя память погибших; рассказать детям о том, что необходимо окружать вниманием и любовью нынешних ветеранов, защитивших много лет назад нашу Родину от врага.
Ежегодно проводятся совместно с родителями акции возложения цветов к обелиску, встречи с ветеранами. В ходе таких акций дети узнают много интересного о героическом прошлом нашей страны непосредственно от самих участников исторических боевых действий – ветеранов, читают стихотворения у обелиска, посвящённые Дню Победы, с большим вниманием слушают рассказы родителей о традициях празднования Дня Победы в их семьях, о подвигах своих прадедов.
Задача воспитания гражданина и патриота решается нами в совместной работе, в тесном сотрудничестве с другими организациями. За годы работы в данном направлении мы активно сотрудничаем с СОШ № 2, «Школой искусств», детской библиотекой, посещаем с ребятами выставочный центр. Дети с огромным удовольствием смотрят театральные представления фольклорной направленности, сами принимают участие в ежегодных постановках экологических сказок. Ведь забота о красоте и сохранности природы родного края – также одна из задач патриотического воспитания дошкольников.
Работа по патриотическому и интернациональному воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Изучение разных видов спорта, русских народных, подвижных, хороводных игр побуждает детей расти сильными, ловкими и здоровыми.
Для решения задач по патриотическому воспитанию широко применяем самые различные игры. Считаем, что игра помогает решить большинство задач, стоящих перед воспитателем.
В своей работе используем следующие игры:
- сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному городу на автобусе», «Строим сказочный снежный городок», «Пойдемте в гости», «Встреча гостей города», «Мы пришли в музей», «Мастерицы» и др.);
- дидактические игры («Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Сложи картинку», «Узнай, где я нахожусь», «Кому что надо для работы?», «Богатства родного края», «Подбери орнамент», «Герб города», «История родного города» и др.);
- творческие и развивающие игры («Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города», «Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе», «Мечтатели», «Когда я вырасту...», «Строим город будущего», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Покажи и расскажи», «Назови герб», «Подбери символику», «Выложи флаг»);
- игры-драматизации («По сказке «Кукушка», «Снегирь и мышонок», «Три сына»).
Таким образом, мы считаем, что работа по патриотическому и интернациональному воспитанию должна быть целенаправленной, системной.
Детям необходимо знать и изучать историю, культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Активные формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения".
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизн...
Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию.
Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию....
Сообщение "Формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию"
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина...
Формы работы с детьми по воспитанию нравственно – патриотических качеств у дошкольников
Консультация может быть полезна воспитаелям и старшим воспитателям ДОУ...
Консультации для воспитателей "Формы работы с детьми по нравственно патриотическому воспитанию"
консультация...
Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковСлайд 1. ТитульныйСлайд 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свое выступление я хочу начать словами Дмитрия Серг...
Выступление на педсовете "Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников"
Инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств.Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения дете...