ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОО, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
консультация (подготовительная группа) на тему

Бычкова Лариса Васильевна

Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Каждый день насыщен огромным объемом познания, приносит ребенку что-то новое, неизведанное, интересное и занимательное. Становится близкими и понятными ранее недоступные свойства, особенности, признаки и закономерности предметов окружающего мира. Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Педагогические технологии диагностики готовности детей, посещающих ДОУ, к обучению в школе» студентка курса

Слайд 2

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Слайд 3

Актуальность заключается в недостаточной изученности психолого-педагогической подготовки детей к обучению в школе, на что и будет направлено данное исследование Цель данного исследования: поиск педагогических технологий для диагностики готовности детей к обучению в школе. Объект исследования: старший дошкольник в возрасте 6-7 лет. Предмет исследования: готовность к школьному обучению.

Слайд 4

Задачи данного исследования:

Слайд 5

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы как: анализ психолого-педагогической литературы, методики диагностики уровня готовности детей, посещающих ДОУ, к обучению в школе. Работа состоит из введения, в котором определены цели, задачи и методы исследования, трёх глав и заключения, где подводятся итоги данного исследования.

Слайд 6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1 Характеристики особенностей развития детей седьмого года жизни 1.2 Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников 1.3.Особенности организации педагогической диагностики в детском саду Ребенок на пороге школы (6–7 лет) обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Разные авторы и авторские коллективы выделяют различные компоненты (их называют также видами, сторонами) школьной готовности. Проведенный теоретический анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы. Подготовка детей к школе является одной из важных задач, обеспечивающих школьную адаптацию и успешность обучения. .

Слайд 7

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Слайд 8

2.1 Основные компоненты готовности детей к школьному обучению Готовность ребенка к обучению в школе включает следующие виды: с пециальная психологическая физиологическая

Слайд 9

2.2 Процедура определения психологической готовности детей к школьному обучению Основной смысл определения готовности к школьному обучению заключается не в отсеве неподготовленных к школе детей, а в обеспечении индивидуального подхода при обучении. 2.3 Применение педагогических технологий в исследовании готовности детей, посещающих ДОУ, к обучению в школе Для подтверждения выдвинутой гипотезы нашей работы и решения поставленных задач, провели исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения: МБДОУ детский сад №22 Ромашка.

Слайд 10

Личностные универсальные учебные действия были проверены по методике «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой , Д.Б. Эльконина , А.Л. Венгера ) (приложение1) Обязательно исследуется память ребенка, внимание, логическое мышление, уровень его представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень развития речи и умение читать, развитие математических представлений. (приложение 2)Тест Керна-Йерасика

Слайд 11

Необходимо отметить, что трудности во время диагностики представляли для детей уровни речевого задания, по вербальной методике Керна-Йерасика .(приложение 4) Анализируя результаты мониторинга, отметили стабильную динамику знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы. Готовность к школьному обучению по всем показателям, развивается стабильно хорошо. По результатам диагностики разработаны рекомендации: 1. Рассмотреть результаты педагогического обследования на педагогическом часе. 2. Педагогу психологу обратить внимание на детей со средними показателями готовности к школе. 3. Воспитателям группы обратить внимание на словесно-логическое мышление детей.

Слайд 12

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СТУДИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ «РОМАШКИНО»

Слайд 13

Проблемы социально коммуникативного развития

Слайд 14

НОВИЗНА ПРОЕКТА Позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, музыкальное, театральное, изобразительное творчество). Соединение инновационных и оригинальных техник изобразительного и декоративно-прикладного творчества и техники анимационного мультфильма. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Разнообразные технологии создания анимационной мультипликации могут быть использованы в практике детских садов города, родителями, а также студию могут посещать не только воспитанники нашего детского сада, но и воспитанники других детских садов.

Слайд 15

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Слайд 16

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА 1. Перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном станке) 2.Оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т.д.) 3. Сыпучая анимация (использование сыпучих материалов — манка, сахар, гречка, горох, можно использовать песок и др.) 4.Объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360о, делаются сложно и в детской анимации практически не используются).

Слайд 17

РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 18

В дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, педагоги оказывают непосредственное влияние на формирование этих сценариев реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации. Работа над проектом Студия мультипликации «Ромашкино» актуальна и востребована, решает задачи социально коммуникативного развития дошкольника.

Слайд 19

Заключение Наш опыт показывает, что надежность результатов психолого-педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей. Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования. Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку. Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции. Для данного исследования: были использованы педагогические технологии, проведена диагностика готовности детей к обучению в школе в возрасте 6-7 лет. Изучена психолого-педагогическая литература, рассмотрены основные компоненты готовности детей к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ СТУДИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ «РОМАШКИНО»

Данный проект предусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка методом активной мультипликации. Мультфильм для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии. В мультфильме возможно все. Когда ребенок создает мультфильм сам, он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Через создание тематических мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение. В прогнозе, в результате реализации проекта, у детей должен более гармонично и плавно протекать процесс социализации и адаптация к обучению в школе, а также повысится самооценка и уверенность в себе.

В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией. Дети, поступающие в школу, зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за плохое поведение. По мнению социального психолога Андреевой Г.М., социализация представляет сложный процесс накопления социального опыта индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным институтом социализации является семья и все более распространенные детские дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок дошкольник приобретает первые социальный опыт.

Согласно концепции Э.Берна, в дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние на формирование этих сценариев своим позитивным или негативным реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации.

 Как прописано в ФГОС ДО - социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Цель проекта:

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации

Задачи проекта:

-Социализация ребенка.

-Развитие вербальной и невербальной коммуникации.

-Развитие наглядно-образного и логического мышления.

-Развитие памяти, восприятия, внимания.

-Развитие воображения.

-Развитие монологической и диалогической речи.

-Развитие навыков общения.

-Формирование у дошкольников мотивации к деятельности.

-Активизация и развитие творческих способностей воспитанников.

-Формирование представлений об анимации и мультипликации.

-Обучение навыкам мультипликации.

В современном обществе мы сталкиваемся с огромной проблемой социализации детей. Социализация представляет собой процесс накопления социального опыта и активного воспроизводства его в общении и деятельности.

Программа студии мультипликации «Ромашкино» предназначена для детей дошкольного возраста,

Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания. В 6-7 лет у ребенка наступает непростой период, когда он готовится стать школьником, то есть войти в большой социальный мир, где может столкнуться с некоторыми трудностями. Программа  направлена на профилактику таких трудностей в социально-коммуникативной сфере развития ребенка.

При работе с детьми дошкольного возраста выделяются проблемы социально коммуникативного развития.

- Недостаток социальных контактов у детей между детьми и взрослыми, между сверстниками.

- Негативное влияние информационного потока - информационные стрессы, пагубно влияющие на несформировавшуюся психику ребенка.

- Недостаток коммуникативного и эмоционального развития.

- Неполная (недостаточная) социализация детей дошкольного возраста.

- Тяжелая адаптация к школьному обучению.

Для решения этих проблем возникла идея использование метода активной мультипликации для развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Цель данного проекта - социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью коллективного создания творческого продукта - мультфильма.

Функции проекта - развивающая, образовательная, досуговая.

В эру технического прогресса порой бывает сложно сосредоточить внимание ребенка, на какой либо деятельности. Зачастую дети предпочитают играм со сверстниками компьютерные игры, планшеты, просмотры мультфильмов. И если раньше такая тенденция была в основном у школьников, то в настоящий момент мы все чаще замечаем такие ситуации в дошкольном возрасте, в тот момент, когда, по мнению Э.Берна, происходит закладка жизненного сценария. Как часто приходится слушать от родителей такие высказывания как: "У меня очень развитый ребенок - он знает, как включать и выключать планшет", "Он же играет на компьютере и знает все современные модели телефонов, значит, он развитый ребенок". Но помимо навыков включения и выключения компьютера ребенку в жизни еще многому нужно научиться, прежде всего, общаться с окружающими людьми, так как человек социальный объект и живет и развивается в социуме.

 Стоит немаловажный вопрос, как же заинтересовать ребенка какой-либо полезной для него деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые "гаджеты". Раз уж детям это столь интересно, почему бы не позволить им более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет также интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик про Карлсона - нарисованный, а про Домовенка Кузю - кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики.

 Компактность, мобильность данного метода, его доступность позволяет использовать его как дома родителями, что, безусловно, нельзя не оценить. Так и используя свободные пространства спальных помещений.

Участники проектной деятельности: воспитанники ДОО; родители;

педагоги ДОО.

Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:

1. Перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном станке)

2.Оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т.д.)

3. Сыпучая анимация (использование сыпучих материалов — манка, сахар, гречка, горох, можно использовать песок и др.)

4.Объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360о, делаются сложно и в детской анимации практически не используются).

Дети непосредственно участвуют в создании сюжета и его инсценировке и озвучивании готового мультфильма. Задача педагога выслушать детей, их предложения по развитию сюжета и составить логический сценарий будущего мультфильма. Затем педагог фотографирует каждый кадр будущего мультфильма, которые составляют дети с его помощью и в компьютерной программе собирает из фотографий один ролик, добавляет звук и можно наслаждаться своим произведением.

Можно выделить следующие этапы мультипликации:

- Разработка сюжета

- Подбор необходимого материала

- Выбор места съемки

- Изготовление декораций, персонажей и т.д.

- Покадровая фотосъемка

- Обработка фотографий в компьютерной программе

- Наложение звука

- Просмотр готового мультфильма

Прогнозируемые результаты:

открытие дополнительной платной услуги;

проведение семинаров по мультипликации для воспитателей и педагогов ДОУ;

представление опыта по работе студии мультипликации районном методическом конкурсе Инновационный продукт;

совместные просмотры мультфильмов, созданных руками детей, с родителями и воспитателями;

Результаты деятельности проекта.

- У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации.

- Повышается мотивационную активность дошкольников.

- Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития.

- У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).

- Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной).

- Активно развивается монологическая и диалогическая речь.

- Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе.

- Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.

Этапы реализации проекта (приложение 6)

Диагностика и анализ.

 В качестве диагностических методов были выбраны следующие методы:

наблюдение (исследование поведения детей в группе - взаимодействие со сверстниками, с взрослыми, навыки игры);

беседа (исследование общих социальных навыков);

Для мониторинга успешности реализации проекта были выделены следующие параметры:

- Взаимодействие с детьми в группе:

активное - проявляет интерес к сверстникам, сам начинает общение, инициатор в совместной деятельности;

нейтральное - проявляет интерес от случая к случаю, умеренная коммуникативная активность, может долго находится в стороне от деятельности;

пассивное - не проявляет интереса к сверстникам, старается избежать ситуации общения, отчужден от группы.

- Взаимодействие с взрослыми в группе:

активное - общается с воспитателями и педагогами на отвлеченные темы, инициирует ситуацию общения, эмоционален.

нейтральное - обращается к педагогам по необходимости, на отвлеченные темы разговаривает мало.

пассивное - избегает общения с педагогами.

- Поведение в игре:

активное - активно создает игровой сюжет, развивает его, вовлекает других детей в игру, игра отличается разнообразием действий и ситуаций;

нейтральное - может вступать в игру, но редко сам является инициатором, в игре себя проявляет неактивно, сюжет развивает неохотно;

пассивное - держится в стороне от игр, замкнутый, не проявляет интереса к игре.

- Общие социальные навыки - правила поведения и общения с людьми:

высокие показатели - ребенок усвоил основные социальные навыки, может проанализировать свое поведение и поведение других людей, знает основные правила общения с людьми;

средние показатели - ребенок знает основные социальные правила и правила общения, с трудом анализирует поведение;

низкие показатели - ребенок плохо усвоил социальные правила, не может проанализировать поведение.

- Самооценка:

завышенная - не задумывая, позиционирует себя как положительного персонажа, считает, что все окружающие видят его так же;

адекватная - адекватно оценивает себя, аргументируя свой выбор, при этом считает оценку взрослых такой же либо чуть ниже;

заниженная - видит в себе отрицательного персонажа, не объясняет свой выбор.

- Креативность:

высокий показатель - создает сложные сюжеты, прорабатывает образы;

средний показатель - прорабатывает образы, но сюжеты сложностью не отличаются;

низкий показатель - не может придумать сюжет, образы схематичны.

Наблюдается положительная динамика в развитии всех указанных параметров.

Взаимодействие с детьми - показатель возрос на 29%.

Взаимодействие со взрослыми - на 12%.

Поведение в игре - на 12%.

Общие социальные навыки - 30%.

Самооценка - 28%.

Креативность - 14%.

Ресурсы, необходимые для существования проекта

1. Цифровой фотоаппарат

2. Штатив

3. Стол со стеклами. Изготавливается самостоятельно (на столе закрепляются несколько стекол формата А2 или более, друг над другом, с расстоянием между ними около 15 см (чтобы свободно проходила рука)

4. Компьютер

5. Программа для монтажа

6. Диктофон

7. Осветительные приборы

8. Расходный материал / Краски гуашевые, карандаши цветные, пластилин, цветная и белая бумага, цветной и белый картон, крупы (для сыпучей анимации и (по количеству детей))

Использование внешних ресурсов (при открытии ДПУ):

Родительская плата за услугу дополнительного образования.

Спонсорская помощь.

Использование форм популяризации проекта.

Регистрация студии мультипликации  на официальном сайте

Размещение программы ДПО на сайте ДОО

Презентация:

Представление разработок по проекту

Инновационные семинары

В дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, педагоги оказывают непосредственное влияние на формирование этих сценариев реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации. Работа над проектом Студия мультипликации «Ромашкино» актуальна и востребована, решает задачи социально коммуникативного развития дошкольника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосно...

Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Одной из важнейших задач модернизации образования является формирование  качественного процесса в воспитательно–образовательной деятельности. Направленное на развитие самостоят...

Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе

Представлены материалы о разных видах готовности детей старшего дошкольного возраста  к обучению в школе....

МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Методики , позволяющие определить уровень социально – психологическую и интеллектуальную  зрелости и развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста , нужные для обучения....

интеллектуальная готовность готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

определение уровня психического развития ребенка, выявление отклонения и на этой основе наметить пути коррекционной работы в формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраст...

“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.

В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР  к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...