ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОО, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
консультация (подготовительная группа) на тему
Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Каждый день насыщен огромным объемом познания, приносит ребенку что-то новое, неизведанное, интересное и занимательное. Становится близкими и понятными ранее недоступные свойства, особенности, признаки и закономерности предметов окружающего мира. Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОО, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ | 949.55 КБ |
ПРОЕКТ СТУДИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ «РОМАШКИНО» | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Актуальность заключается в недостаточной изученности психолого-педагогической подготовки детей к обучению в школе, на что и будет направлено данное исследование Цель данного исследования: поиск педагогических технологий для диагностики готовности детей к обучению в школе. Объект исследования: старший дошкольник в возрасте 6-7 лет. Предмет исследования: готовность к школьному обучению.
Задачи данного исследования:
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы как: анализ психолого-педагогической литературы, методики диагностики уровня готовности детей, посещающих ДОУ, к обучению в школе. Работа состоит из введения, в котором определены цели, задачи и методы исследования, трёх глав и заключения, где подводятся итоги данного исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1 Характеристики особенностей развития детей седьмого года жизни 1.2 Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников 1.3.Особенности организации педагогической диагностики в детском саду Ребенок на пороге школы (6–7 лет) обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Разные авторы и авторские коллективы выделяют различные компоненты (их называют также видами, сторонами) школьной готовности. Проведенный теоретический анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы. Подготовка детей к школе является одной из важных задач, обеспечивающих школьную адаптацию и успешность обучения. .
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ, К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1 Основные компоненты готовности детей к школьному обучению Готовность ребенка к обучению в школе включает следующие виды: с пециальная психологическая физиологическая
2.2 Процедура определения психологической готовности детей к школьному обучению Основной смысл определения готовности к школьному обучению заключается не в отсеве неподготовленных к школе детей, а в обеспечении индивидуального подхода при обучении. 2.3 Применение педагогических технологий в исследовании готовности детей, посещающих ДОУ, к обучению в школе Для подтверждения выдвинутой гипотезы нашей работы и решения поставленных задач, провели исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения: МБДОУ детский сад №22 Ромашка.
Личностные универсальные учебные действия были проверены по методике «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой , Д.Б. Эльконина , А.Л. Венгера ) (приложение1) Обязательно исследуется память ребенка, внимание, логическое мышление, уровень его представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень развития речи и умение читать, развитие математических представлений. (приложение 2)Тест Керна-Йерасика
Необходимо отметить, что трудности во время диагностики представляли для детей уровни речевого задания, по вербальной методике Керна-Йерасика .(приложение 4) Анализируя результаты мониторинга, отметили стабильную динамику знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы. Готовность к школьному обучению по всем показателям, развивается стабильно хорошо. По результатам диагностики разработаны рекомендации: 1. Рассмотреть результаты педагогического обследования на педагогическом часе. 2. Педагогу психологу обратить внимание на детей со средними показателями готовности к школе. 3. Воспитателям группы обратить внимание на словесно-логическое мышление детей.
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СТУДИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ «РОМАШКИНО»
Проблемы социально коммуникативного развития
НОВИЗНА ПРОЕКТА Позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, музыкальное, театральное, изобразительное творчество). Соединение инновационных и оригинальных техник изобразительного и декоративно-прикладного творчества и техники анимационного мультфильма. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Разнообразные технологии создания анимационной мультипликации могут быть использованы в практике детских садов города, родителями, а также студию могут посещать не только воспитанники нашего детского сада, но и воспитанники других детских садов.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА 1. Перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном станке) 2.Оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т.д.) 3. Сыпучая анимация (использование сыпучих материалов — манка, сахар, гречка, горох, можно использовать песок и др.) 4.Объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360о, делаются сложно и в детской анимации практически не используются).
РЕЗУЛЬТАТЫ
В дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, педагоги оказывают непосредственное влияние на формирование этих сценариев реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации. Работа над проектом Студия мультипликации «Ромашкино» актуальна и востребована, решает задачи социально коммуникативного развития дошкольника.
Заключение Наш опыт показывает, что надежность результатов психолого-педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей. Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования. Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку. Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции. Для данного исследования: были использованы педагогические технологии, проведена диагностика готовности детей к обучению в школе в возрасте 6-7 лет. Изучена психолого-педагогическая литература, рассмотрены основные компоненты готовности детей к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ СТУДИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ «РОМАШКИНО»
Данный проект предусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка методом активной мультипликации. Мультфильм для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии. В мультфильме возможно все. Когда ребенок создает мультфильм сам, он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Через создание тематических мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение. В прогнозе, в результате реализации проекта, у детей должен более гармонично и плавно протекать процесс социализации и адаптация к обучению в школе, а также повысится самооценка и уверенность в себе.
В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией. Дети, поступающие в школу, зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за плохое поведение. По мнению социального психолога Андреевой Г.М., социализация представляет сложный процесс накопления социального опыта индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным институтом социализации является семья и все более распространенные детские дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок дошкольник приобретает первые социальный опыт.
Согласно концепции Э.Берна, в дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние на формирование этих сценариев своим позитивным или негативным реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации.
Как прописано в ФГОС ДО - социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель проекта:
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации
Задачи проекта:
-Социализация ребенка.
-Развитие вербальной и невербальной коммуникации.
-Развитие наглядно-образного и логического мышления.
-Развитие памяти, восприятия, внимания.
-Развитие воображения.
-Развитие монологической и диалогической речи.
-Развитие навыков общения.
-Формирование у дошкольников мотивации к деятельности.
-Активизация и развитие творческих способностей воспитанников.
-Формирование представлений об анимации и мультипликации.
-Обучение навыкам мультипликации.
В современном обществе мы сталкиваемся с огромной проблемой социализации детей. Социализация представляет собой процесс накопления социального опыта и активного воспроизводства его в общении и деятельности.
Программа студии мультипликации «Ромашкино» предназначена для детей дошкольного возраста,
Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания. В 6-7 лет у ребенка наступает непростой период, когда он готовится стать школьником, то есть войти в большой социальный мир, где может столкнуться с некоторыми трудностями. Программа направлена на профилактику таких трудностей в социально-коммуникативной сфере развития ребенка.
При работе с детьми дошкольного возраста выделяются проблемы социально коммуникативного развития.
- Недостаток социальных контактов у детей между детьми и взрослыми, между сверстниками.
- Негативное влияние информационного потока - информационные стрессы, пагубно влияющие на несформировавшуюся психику ребенка.
- Недостаток коммуникативного и эмоционального развития.
- Неполная (недостаточная) социализация детей дошкольного возраста.
- Тяжелая адаптация к школьному обучению.
Для решения этих проблем возникла идея использование метода активной мультипликации для развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Цель данного проекта - социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью коллективного создания творческого продукта - мультфильма.
Функции проекта - развивающая, образовательная, досуговая.
В эру технического прогресса порой бывает сложно сосредоточить внимание ребенка, на какой либо деятельности. Зачастую дети предпочитают играм со сверстниками компьютерные игры, планшеты, просмотры мультфильмов. И если раньше такая тенденция была в основном у школьников, то в настоящий момент мы все чаще замечаем такие ситуации в дошкольном возрасте, в тот момент, когда, по мнению Э.Берна, происходит закладка жизненного сценария. Как часто приходится слушать от родителей такие высказывания как: "У меня очень развитый ребенок - он знает, как включать и выключать планшет", "Он же играет на компьютере и знает все современные модели телефонов, значит, он развитый ребенок". Но помимо навыков включения и выключения компьютера ребенку в жизни еще многому нужно научиться, прежде всего, общаться с окружающими людьми, так как человек социальный объект и живет и развивается в социуме.
Стоит немаловажный вопрос, как же заинтересовать ребенка какой-либо полезной для него деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые "гаджеты". Раз уж детям это столь интересно, почему бы не позволить им более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет также интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик про Карлсона - нарисованный, а про Домовенка Кузю - кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики.
Компактность, мобильность данного метода, его доступность позволяет использовать его как дома родителями, что, безусловно, нельзя не оценить. Так и используя свободные пространства спальных помещений.
Участники проектной деятельности: воспитанники ДОО; родители;
педагоги ДОО.
Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:
1. Перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном станке)
2.Оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т.д.)
3. Сыпучая анимация (использование сыпучих материалов — манка, сахар, гречка, горох, можно использовать песок и др.)
4.Объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360о, делаются сложно и в детской анимации практически не используются).
Дети непосредственно участвуют в создании сюжета и его инсценировке и озвучивании готового мультфильма. Задача педагога выслушать детей, их предложения по развитию сюжета и составить логический сценарий будущего мультфильма. Затем педагог фотографирует каждый кадр будущего мультфильма, которые составляют дети с его помощью и в компьютерной программе собирает из фотографий один ролик, добавляет звук и можно наслаждаться своим произведением.
Можно выделить следующие этапы мультипликации:
- Разработка сюжета
- Подбор необходимого материала
- Выбор места съемки
- Изготовление декораций, персонажей и т.д.
- Покадровая фотосъемка
- Обработка фотографий в компьютерной программе
- Наложение звука
- Просмотр готового мультфильма
Прогнозируемые результаты:
открытие дополнительной платной услуги;
проведение семинаров по мультипликации для воспитателей и педагогов ДОУ;
представление опыта по работе студии мультипликации районном методическом конкурсе Инновационный продукт;
совместные просмотры мультфильмов, созданных руками детей, с родителями и воспитателями;
Результаты деятельности проекта.
- У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации.
- Повышается мотивационную активность дошкольников.
- Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития.
- У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).
- Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной).
- Активно развивается монологическая и диалогическая речь.
- Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе.
- Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.
Этапы реализации проекта (приложение 6)
Диагностика и анализ.
В качестве диагностических методов были выбраны следующие методы:
наблюдение (исследование поведения детей в группе - взаимодействие со сверстниками, с взрослыми, навыки игры);
беседа (исследование общих социальных навыков);
Для мониторинга успешности реализации проекта были выделены следующие параметры:
- Взаимодействие с детьми в группе:
активное - проявляет интерес к сверстникам, сам начинает общение, инициатор в совместной деятельности;
нейтральное - проявляет интерес от случая к случаю, умеренная коммуникативная активность, может долго находится в стороне от деятельности;
пассивное - не проявляет интереса к сверстникам, старается избежать ситуации общения, отчужден от группы.
- Взаимодействие с взрослыми в группе:
активное - общается с воспитателями и педагогами на отвлеченные темы, инициирует ситуацию общения, эмоционален.
нейтральное - обращается к педагогам по необходимости, на отвлеченные темы разговаривает мало.
пассивное - избегает общения с педагогами.
- Поведение в игре:
активное - активно создает игровой сюжет, развивает его, вовлекает других детей в игру, игра отличается разнообразием действий и ситуаций;
нейтральное - может вступать в игру, но редко сам является инициатором, в игре себя проявляет неактивно, сюжет развивает неохотно;
пассивное - держится в стороне от игр, замкнутый, не проявляет интереса к игре.
- Общие социальные навыки - правила поведения и общения с людьми:
высокие показатели - ребенок усвоил основные социальные навыки, может проанализировать свое поведение и поведение других людей, знает основные правила общения с людьми;
средние показатели - ребенок знает основные социальные правила и правила общения, с трудом анализирует поведение;
низкие показатели - ребенок плохо усвоил социальные правила, не может проанализировать поведение.
- Самооценка:
завышенная - не задумывая, позиционирует себя как положительного персонажа, считает, что все окружающие видят его так же;
адекватная - адекватно оценивает себя, аргументируя свой выбор, при этом считает оценку взрослых такой же либо чуть ниже;
заниженная - видит в себе отрицательного персонажа, не объясняет свой выбор.
- Креативность:
высокий показатель - создает сложные сюжеты, прорабатывает образы;
средний показатель - прорабатывает образы, но сюжеты сложностью не отличаются;
низкий показатель - не может придумать сюжет, образы схематичны.
Наблюдается положительная динамика в развитии всех указанных параметров.
Взаимодействие с детьми - показатель возрос на 29%.
Взаимодействие со взрослыми - на 12%.
Поведение в игре - на 12%.
Общие социальные навыки - 30%.
Самооценка - 28%.
Креативность - 14%.
Ресурсы, необходимые для существования проекта
1. Цифровой фотоаппарат
2. Штатив
3. Стол со стеклами. Изготавливается самостоятельно (на столе закрепляются несколько стекол формата А2 или более, друг над другом, с расстоянием между ними около 15 см (чтобы свободно проходила рука)
4. Компьютер
5. Программа для монтажа
6. Диктофон
7. Осветительные приборы
8. Расходный материал / Краски гуашевые, карандаши цветные, пластилин, цветная и белая бумага, цветной и белый картон, крупы (для сыпучей анимации и (по количеству детей))
Использование внешних ресурсов (при открытии ДПУ):
Родительская плата за услугу дополнительного образования.
Спонсорская помощь.
Использование форм популяризации проекта.
Регистрация студии мультипликации на официальном сайте
Размещение программы ДПО на сайте ДОО
Презентация:
Представление разработок по проекту
Инновационные семинары
В дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, педагоги оказывают непосредственное влияние на формирование этих сценариев реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации. Работа над проектом Студия мультипликации «Ромашкино» актуальна и востребована, решает задачи социально коммуникативного развития дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосно...
Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Одной из важнейших задач модернизации образования является формирование качественного процесса в воспитательно–образовательной деятельности. Направленное на развитие самостоят...
Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе
Представлены материалы о разных видах готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе....
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Методики , позволяющие определить уровень социально – психологическую и интеллектуальную зрелости и развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста , нужные для обучения....
интеллектуальная готовность готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
определение уровня психического развития ребенка, выявление отклонения и на этой основе наметить пути коррекционной работы в формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраст...
“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.
В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...
- Мне нравится (2)