Гиперактивность у детей дошкольного возраста с ОНР
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Валуева Татьяна Владимировна

Данный материал предназначен для педагогов (воспитателей, учителей-логопедов) и родителей. Материал имеет рекомендации по работе и поведению взрослых с ребенком, страдающим гипирактивностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sindrom_giperaktivnosti_s_dif_vn.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивность у детей дошкольного возраста с ОНР.

В последние годы все чаще данный диагноз стал появляться у детей дошкольного и школьного возраста. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью.

У детей  синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, потом подумает»).

С началом обучения в школе выясняется, что ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, встает, ходит по классу. И этим вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет подчиняться  дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно школьным правилам поведения.

Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа.

Синдром гиперактивности малоспецифичен. Он встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития. Подобное поражение может быть обусловлено воздействием неблагоприятных факторов на развивающийся мозг во внутриутробном или перинатальном периоде и может иметь своими последствиями минимальные, субклинические повреждения мозга.

Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома гиперактивности с дефицитом внимания концентрируются интересы различных специалистов – неврологов, нейропсихологов, педиаторов, дефектологов, логопедов, педагогов.

Синдром дефицита внимания– дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки эгзогенной и эндрогенной информации и стимулов.

Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, нарушает адаптацию к социальным условиям, мешает обучению.

Проявление синдрома геперактивности могут беспокоить родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свет, шум), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбудимы. В 3-4 года отчетливым становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотичный характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в формальных ситуациях, требующих структурированного поведения, например на занятиях и утренниках в детском саду. Двигательная расторможенность с возрастом имеет тенденцию к уменьшению, может смениться в подростковом возрасте на инертность и безынициативность.

Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. Наряду с генетическими выделяют семейные,  пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, алкоголизация. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Невозможность адекватной обработке информации приводит к тому, что разные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными раздражителями, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность.

Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Отдельные биохимические исследования у детей с с синдромом гиперактивности, дефицитом внимания свидетельствуют о том, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов – серотанина и норадреналина.

Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивости в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

  1. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
  2. синдром, дефицита внимания без гиперактивности;
  3. синдром гиперактивности без дефицита внимания;

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

Критерии диагноза и клинические проявления. Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможно без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV относятся:

  • наличие у ребенка дефицита внимания и/ или гиперактивности;
  • раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;
  • некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в детском саду (школе);
  • симптомы не являются проявлением других заболеваний;
  • нарушение обучения и социальных функций;

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза «синдром дефицита внимания/гиперактивности». Кроме того, диагноз может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т.е. не ранее 5-6 летнего возраста).

  • Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

-  неспособность контролировать эмоции,

-  постоянное движение, нежелание остановиться и передохнуть, даже если нет сил;

-  беспокойному малышу сложно сосредоточиться, он постоянно отвлекается на занятиях в детском саду, мешает другим, пытается привлечь внимание любым образом;

-  при усталости дошкольник не отдыхает, а злится, истерит из-за невозможности продолжить действие; период концентрации внимания не превышает четверти часа.

-  Требуется отдых на 5–7 минут, чтобы возобновилось восприятие информации;

-  гиперактивный дошкольник специально провоцирует конфликты, дерётся, кусается, обижает детей и взрослых. Нередко бьёт детей всем, чем попадётся под руку, не думая о последствиях. Неумение контролировать агрессию – один из самых опасных признаком СДВГ;

-  быстрый, разговор, множество мыслей, редко слушает ответы, постоянно перебивает;

- активное, импульсивное поведение, независимо от места пребывания, плохо реагирует на запреты, отрицает ограничения;

-  забывчивость, потеря вещей, прохладное отношение к порядку;

-  беспокойный сон, нежелание вовремя ложиться спать;

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам.

Нарушение внимания и/ или явления гиперактивности – импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения, письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в работах, не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является постоянным источником беспокойства для окружающих (родителей, педогогов, сверстников), так как часто ведет себя непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности они часто вступают в конфликты со сверстниками и педагогами, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Такие дети не способны предвидеть последствия своего поведения, не признают авторитетов, что влечет к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение у таких детей наблюдается в подростковом возрасте, когда возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще других детей подвержены к раннему началу курения, приему наркотических препаратов.

В лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания выделяют два направления: немедикаментозные и  медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую, нейропсихологическую коррекцию, коррекционную педагогику.

Прогноз состояния зависит от большого количества факторов: степени выраженности расстройства двигательной активности и внимания, нарушений в когнитивной сфере, наличия вторичных эмоциональных и личностных расстройств.

Большое значение для прогноза имеет своевременное медицинское обследование и адекватная медикаментозная терапия.

 

Поведенческая коррекция.  Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. 

Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие.

С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий. Медикаментозная терапия.

 Рекомендации для родителей  Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».

Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор). Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день. Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.

Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия. Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему. Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени. Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые! Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.

Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля. Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему. Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены. Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым. Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий. Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка. Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

- не ссорьтесь в присутствии деток,

- создайте комфортную обстановку, Старайтесь выработать единый взгляд на воспитание ребёнка;

- уделяйте внимание дошкольнику, другим членам семьи.

- Не показывайте, что малыш главный, делами подчёркивайте, что все равны (угощение поделите на всех, подарки – маленькие, но всем, а не одному капризуле);

- продумайте совместный досуг. По возможности проводите время на природе, в местах, где можно проявить доброту, испытать положительные эмоции (цирк, зоопарк, выставка экзотических животных, дельфинарий)..

Не надейтесь, что малыш «перерастёт», и проблема гиперактивности исчезнет. При отсутствии лечения негативные проявления усиливаются, с подростком будет ещё сложнее, чем с дошкольником.

Правильный режим дня Рекомендации: 

- обязательный распорядок для всех членов семьи. По возможности соблюдайте его, чтобы непоседливый, необязательный ребёнок понял, что такое семейный ужин в 19.00 или обязательная уборка комнаты каждый четверг;

- не приглашайте часто к себе сразу нескольких родственников: нежелательно, чтобы собралась шумная компания. Ребёнку необходима спокойная обстановка. Повышенное внимание к малышу, которое непременно проявляют бабушки, дедушки, дяди и тёти, заставляет ребёнка больше «работать на публику»; ограничьте время, отведённое играм за компьютером.

- Для легковозбудимых, агрессивных дошкольников достаточно 15 минут за день. Найдите другое интересное занятие, переключите внимание. Ещё лучше: не приучайте гиперактивного малыша к компьютеру с раннего возраста;

- перед сном обязательно гуляйте, проводите спокойные игры.

- Ванная с чередой, ромашкой или мелиссой поможет успокоиться, обеспечит здоровый сон. На ночь почитайте книжку, расскажите интересную историю спокойной тематики. Придумайте ритуал отхода ко сну. Укладывайте слишком активного дошкольника спать в одно время.

Рекомендации для педагогов 

Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит. Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.

Расписание занятий должно быть постоянным. В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.

К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше. Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.

Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их. Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок. Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей. Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.

Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.

Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Дети – активные любознательные существа. Они всегда в движении, бесконечно задают вопросы, постоянно осваивают что-то новое. Малыши могут поспорить из-за игрушки, отобрать её у соседа по песочнице и д...

Статья "Гиперактивность у детей дошкольного возраста"

Статья рассказывает о проявлениях гиперактивности у детей дошкольного возраста. Она поможет распознать гиперактивного ребенка и подскажет, как взрослым организовать работу  с ним в группе детског...

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста»

В статье описаны причины, симптомы СДВГ и даны рекомендации для родителей....

Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста

Материал содержит информацию по теме:"Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста"....

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Гиперактивность у детей дошкольного возраста».

В последние годы все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в обучении. Одной из таких проблем является синдром дефицита внимания ...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки синдрома дефицита внимания (СДВГ), рекомендации и коррекционные игры для педагогов и родителей.

В последнее время в детских садах часто встречаешь очень подвижных, импульсивных, рассеянных дошкольников. Даже один гиперактивный ребенок держит педагога в постоянном напряжении. А если в группе боле...