Статья "Гиперактивность у детей дошкольного возраста"
статья по теме
Статья рассказывает о проявлениях гиперактивности у детей дошкольного возраста. Она поможет распознать гиперактивного ребенка и подскажет, как взрослым организовать работу с ним в группе детского сада и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_giperaktivnosti1.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Арбузова А.Г.
Гиперактивность.
Что такое гиперактивность?
“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.
В психологическом словаре к внешним проявлениям гиперактивности относят отвлекаемость, невнимательность, повышенную двигательную активность, импульсивность. Сопутствующими проблемами, связанными с гиперактивностью, могут являться сложности во взаимоотношениях с окружающими, в ходе обучения и даже в игре. При этом интеллектуальное развитие детей может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности встречаются в возрасте до 7 лет и чаще наблюдаются у мальчиков, чем у девочек.
Как выявить гиперактивного ребенка?
В работе с гиперактивными детьми, важно уметь выявить особенности их поведения. Внешне поведение таких детей схоже с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица демонстрирует основные критерии отличия.
Критерии оценки | Гиперактивный ребенок | Тревожный ребенок |
Контроль поведения | Постоянно импульсивен | Способен контролировать поведение |
Двигательная активность | Постоянно активен в любых ситуациях | Активен в определенных ситуациях, вызывающих дискомфорт |
Характер движении | Лихорадочный, беспорядочный | Беспокойные, напряженные движения |
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимо длительное наблюдение, беседы и анкетирование родителей по поведию ребенк адома и в различных ситуациях.
Ниже приведены примеры схем наблюдения за детьми по критериям гиперактивности.
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
8. Постоянно ерзает, находится в возбужденном состоянии даже при спокойных видах деятельности.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!
Как играть с гиперактивными детьми.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. Тренировку слабых функций в играх следует проводить поэтапно. По началу, можно подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности.
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу нескольких функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Консультация для родителей "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Правильное питание у детей дошкольного возраста"
консультация предназначена для родителей по формированию правильного питания...