Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.
статья на тему
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_progulki._tematicheskie_progulki_s_doshkolnikami.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.
В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.
Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание различных гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Планируя прогулку, воспитатель должен учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть возможности оздоровительного эффекта не только в физическом, но и психическом плане. Для детского организма правильно организованная прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания.
Основные требования, которые должны соблюдаться при организации прогулок, определены в соответствующих нормативных документах.
Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе проведения прогулки проявляется особенно ярко, так как именно здесь осуществляется тесное общение ребенка с воспитателем во всех видах деятельности.
Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в логике деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки всегда связана с любым из видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная) без жесткой ее регламентации.
Понятно, что ведущей игровой деятельности, посредством которой ребенок познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке объединяется с игровой, но при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации.
В методической литературе и отдельных нормативных документах можно найти подтверждение о том, что помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе.
Авторы пособия «Тематические прогулки в детском саду» предлагают пять видов тематических прогулок:
прогулки-походы;
развлекательные прогулки с персонажем;
прогулки-события;
спортивные прогулки;
прогулки - трудовые акции.
Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. Мы считаем, что при частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их организации могут быть многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.
Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Прогулки-события посвящаются определенной теме (День Космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).
Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой.
При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
В прогулках - трудовых акциях преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации формы труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.
На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе — это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка, листьев).
На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.
Список литературы:
- К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова и др. Тематические прогулки в детском саду. М.: Перспектива, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ", "ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ"; "Мы юные исследователи. Выпуск1 и2"; "Тематические прогулки: осенние "; "Доклад на педчтениях"; "Тематические прогулки: зимние "; "Лучшая образовательная организация ", "ПОЕЗД ЗДОРОВЬЯ"
Методическое пособие имеет обобщающий опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию...
Тематическая прогулка с дошкольниками по теме: «Путешествие к солнцу» Возрастная группа: подготовительная
В подготовительной группе проведена прогулка на тему "Путешествие к солнцу". В ходе прогулки дети смогли создать своими руками солнечную систему и организовать космические полёты по своим интересам....
Тематические прогулки с дошкольника ФГОС.
Тематические прогулки с дошкольника ФГОС....
Организация и проведение прогулки с дошкольниками с использованием природных факторов: солнца, воздуха и воды
Целью данной консультации является правильная организация летнего отдыха и оздоровление и укрепление физического и психического здоровья дошкольника...
Выступление в рамках семинара: «Правильная организация прогулки — одно из важных средств в оздоровлении детей!» по теме: «Методические рекомендации по организации прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление в рамках семинара...
«Организация и проведение прогулки с дошкольниками»
Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен...
Конспект организации тематической прогулки на тему: «Какое бывает небо» в старшей группе
Конспект организации тематической прогулки на тему: «Какое бывает небо» в старшей группе...