Реализация технологий здоровьесбережения с детьми с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему

Фарсенина Альбина Федоровна

Целью коррекционного воспитания для детей с интеллектуальной недостаточностью является «снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражение, самостоятельности, адаптации к окружающей, социальной и природной среде».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opit_raboti.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологий здоровьесбережения с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Целью коррекционного воспитания для детей

с интеллектуальной недостаточностью

является «снижение зависимости ребенка

от посторонней помощи, стимулирование его

активности и самовыражение, самостоятельности,

адаптации к окружающей, социальной

и природной среде».

Актуальность данной темы заключается в том, что по статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников с отклонениями в развитии. Среди них значительную группу составляют дети, имеющие задержку психического развития. Такие дети сталкиваются с рядом проблем не только учебного, но и личностного характера, испытывают трудности в  общении.

Современное дошкольное учреждение должно быть готовым не просто обеспечить детям  с задержкой психического развития качественное формирование   знаний и умений, но и создать условия для развития социально-психологической компетентности, которая обеспечивает успешность взаимодействия при совместном общении с нормально развивающимися сверстниками, а также способствовать эффективной социальной адаптации.

В современных условиях главным направлением социального образования является коррекционно-реабилитационная помощь детям, обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса.

Социальная направленность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается как содержанием, так и организацией коррекционно-образовательного процесса, который включает не только формирование умений, но и создание оптимальной среды для максимального развития личности.

Цель:

Обеспечение ребенку, на всех этапах его обучения и развития, возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни детей с интеллектуальной недостаточностью:

  • Сформировать у детей элементарные представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
  • Научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
  • Создавать условия для формирования у  ребенка с интеллектуальной недостаточностью   правильного отношения к своему здоровью, чувство ответственности за него.
  • формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо, а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Основные приемы здоровьесбережения:

  • Создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.
  • Внимание: на что направлено Ваше внимание, то Вы и создаете. И Вы создаете то, на что направили внимание кого-либо другого.
  • Удачно прожитый день, проведенное мероприятие с точки зрения здоровьесбережения: отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.

Используемые технологии:

Технологии музыкального воздействия  – используем в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей; режимные моменты и свободная самостоятельная деятельность детей Используем в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Проблемно-игровые игротренинги в свободное время, во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие организуем незаметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 15 мин. Занятия строим по определенной схеме из нескольких частей: беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Работа со сказкой – 4 занятия в месяц по 15 мин. Занятия используем для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Данная технология широко используется нами и раскрывается посредством театрализованной деятельности.

Методы обучения навыкам ЗОЖ.

У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Мы используем следующую последовательность методов по формированию навыков здорового образа жизни,  самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

  • Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
  • Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
  • Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
  • Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции
  • Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
  • Сопровождение ребенком речью выполняемых действий игровая форма.

Методика нашей работы с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком. Мы учитываем индивидуальные особенности развития  каждого ребенка. Используем все возможности для поощрения ребенка, отмечаем любые, хотя бы и незначительные его достижения.

Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания носят игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру мы используем дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.

Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.

Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.

Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях с детьми используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.

Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Нами замечено, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий – четвертый раз).

Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнение не воспроизводим более 2-3 раз. Каждое повторное занятие обогащаем несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность - игровая. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки.

С помощью игр детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта можно привить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

 Приведем примеры нескольких дидактических игр, используемых нами.

  • «Готовим обед для кукол»

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Ход игры:

Воспитатель: «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?».

 Дети по муляжам перечисляют продукты.

Воспитатель: «А сейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чего состоит обед?

Дети: из первого блюда (борщ, суп, щи). Из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты). Из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай).

Воспитатель: Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда

Дети: кастрюля, в которой мы варим суп

Воспитатель: второго блюда…

Дети: сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу

Воспитатель: третьего блюда…

Дети: кастрюля для варки компота или графин для воды или сока

Педагог вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, педагог сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:

  • промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи);
  • очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;
  • положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;
  • поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;
  • после того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.

На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Педагог по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье — варим компот из фруктов (яблок, груш и лимона).

Педагог поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что делают, и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусный обед.

  • «Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Педагог обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

После формирования положительного отношения к навыку мытью рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий.

Показываем последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук:

  • засучить рукава;
  • открыть кран;
  • намочить руки;
  • взять мыло в руки из мыльницы;
  • подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло;
  • намылить ладони, растерев мыло до получения пены;
  • сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу;
  • растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук;
  • продолжать делать «мыльные перчатки»;
  • подставить руки под струю воды;
  • круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук;
  • стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от умственно отсталого ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

  • «Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: туалетная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры:

Воспитатель: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки".

Поэтапно объясняем процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Обращаем внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

Затем предлагаем детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Эмоционально фиксируем появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются, потому что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, проводим совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

В работе часто используем различные стихи и потешки:

  • «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».

  • «В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама Ирочка Чернова»

  • «Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку — посмелей,

будем умываться веселей!»

Эту игру с сопровождением потешек включаем в проведение режимных моментов.

Особо привлекательны для детей приемы драматизации ситуации, ее импровизации и театрализации. Использование этих приемов вызывает у детей эмоциональный подъем и стремление выполнить действия. Чаще нами используется  театрализация какого-нибудь литературного произведения. Например «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и т.д. Участие взрослого в игре обязательно. Он должен быть организатором и ведущим этой театрализации. По просьбе педагога, дети выполняют те или иные действия, с помощью взрослого дети объясняют свои действия. Во всех случаях действия детей или персонажей по возможности должны сопровождаться речью, мимикой, жестами, которые придают им выразительный характер. Это процесс длительный, и не всегда можно достичь желаемого результата, так как он зависит от интеллектуального и речевого развития детей. При проведении подобных игр-театрализаций,  нами используется музыкальное сопровождение, что настраивает детей на выполнение эмоционально насыщенных игровых действий. Также важным моментом в организации игр является использование игровой атрибутики – деталей костюмов, элементов декораций, фрагментов наглядных изображений.

Привлечение детей к трудовой деятельности является важной задачей всестороннего развития детей. Она включает в себя элементарные навыки самообслуживания, культурно - гигиенические навыки, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе. Овладев навыками самообслуживания, дети могут без помощи взрослого принимать пищу, одеваться, раздеваться. Умение и навыки столового этикета, ежедневно закрепляем во время приёма пищи. Учим детей красиво и правильно вести себя за столом, соблюдать очерёдность блюд. Все это способствует развитию познавательной активности, формирование личностных качеств: инициативы, произвольности, самостоятельности.

Движения и физические нагрузки необходимы для роста и развития детей, овладения знаниями навыками гигиенической культуры и правил  поведения. Бытовые процессы должны нести детям знания о здоровом образе жизни: зачем умываться, чистить зубы, мыть руки, пользоваться носовым платком,   бывать на воздухе и т.д.

Театрализованная деятельность, включающая двигательную активность,  питание, прогулки,  соблюдение режима дня позволяет укрепить здоровье ребенка. Она позволяет повысить уровень знаний, умений и практических навыков, которые эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического здоровья, эмоциональное состояние.  Развивает у детей потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников (игровой, изобразительной, музыкальной и др.). Совершенствует умения красиво и не спеша есть, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды. Развивает процессы одевания и раздевания,  соблюдая определенную последовательность; часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым. Знакомит детей с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды – умение пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками. Развивает умения пользоваться расческой. Вырабатывает у детей навык ухода за полостью рта – полоскать рот после еды, чистить зубы утром и вечером. Дети учатся рассказывать о своем здоровье.

Варианты  театрализованных игр:

  • «Такие разные носочки»
  • «Кукла Аня пришла в гости»
  • «Приятного аппетита»
  • «Собираемся на прогулку»
  • «Мы пришли в гости»
  • «Под дождиком»
  • «Три поросенка»
  • «Кот, Петух и Лиса»
  • «Гуси-лебеди»

Результатами работы  являются: овладение детьми навыками самообслуживания, снижение заболеваемости, овладение детьми навыками самооздоровления, осознание воспитанниками понятия «здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья – минимизация вредных привычек.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в коллективе, в игре, в посильной постоянной деятельности  даёт положительные результаты. У детей вырабатываются  навыки правильного элементарного социального поведения и такие качества, как  трудолюбие, доброжелательность, самостоятельность, ответственность за выполнение – пусть маленького – порученного ему дела, аккуратность, бережное отношение к вещам. Всё это достигается нами огромным трудом, терпением   и требует продолжения этой  коррекционной работы на протяжении всего нахождения детей в детском доме.

В настоящее время перед нами стоит необходимость комплексного  изучения возможностей формирования игровой деятельности таких детей, что послужит залогом успешного развития их психической сферы в целом и социальной адаптации в частности.

Список используемой литературы

Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург 2001. – 315 с

Баряева Л.Б., Зарин А.П., Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 2000 – 278с

Гаврилушкина О. П. , Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Москва 1980–480с

Забрамная С. Д.  Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва 1995 – 286с

Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей.– М.: ТЦ Сфера, 2005.–315с

Элизбарашвили Л.А. Сказка в гости к нам пришла. Сказка в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья: Методическое пособие СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2013.–97с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологий здоровьесбережения по средствам театрализованной деятельности с детьми с умственной отсталостью

В данной статье я представляю реализацию одного из видов здоровьесберегающих технологий – «технологию здоровьесбережения посредством театрализованной деятельности с детьми с умственной отс...

Игровые технологии в обучении детей, имеющих интеллектуальную недостаточность умеренной степени.

Аннотация: В статье представлены особенности  игровой деятельности дошкольников с ОВЗ, имеющими интеллектуальную недостаточность, формирование предпосылок игровой деятельности и целенаправленное ...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

В данной статье говорится о необходимости обучения детей с умственной отсталостью в легкой степени  основам безопасной жизнидеятельности. Формировании умений и навыков по здоровому образу жизни,...

Игровые технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Аннотация: в статье представлены особенности игровой деятельности дошкольников с ОВЗ, имеющими интеллектуальную недостаточность, формирования предпосылок игровой деятельности и целенаправленное обучен...