Статья «Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне, Блокаде в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Маленькие граждане нашей страны должны знать героические страницы, гордиться своей Родиной и своим народом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Название: Статья «Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне, Блокаде в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, доклады, педсоветы, семинары, подготовительная группа
Автор: Ревякина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: Детский сад» ГБДОУ №48 Калининский район
Месторасположение: Санкт-Петербург
Статья
Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне, Блокаде в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
В 2017 году наша страна отмечает 72 год Победы в Великой Отечественной войне, а 2015г. был объявлен годом литературы. Эти два знаменательных события в жизни нашей страны подвинули меня на проведение целенаправленной работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне для нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед нами, взрослыми, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство — благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре.
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой, так как художественная книга для ребенка — это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.
В своей работе с детьми я использовала литературу самого разного объема, формы и стиля.
Стихи о Великой Отечественной Войне, на мой взгляд, являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Использовала рассказы по военной тематике:
- Л. Кассиля «Твои защитники»;
- Я. Тайц: «Цикл рассказов о войне».
- Митяев «Почему Армия всем родная», «Письмо с фронта», «Землянка».
- А.Соболев «Батальон четверых».
- С. Алексеев «Брестская крепость».
- Гайдар «Война и дети».
Рассказы о Великой отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, позволяют знакомить современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех национальностей.
После прочтения произведений провожу беседы о смысле данных произведениях, их героев, их подвигах. Выбираю важные отрывки из рассказов для пересказа с детьми.
Русские народные пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине я использовала для иллюстрации положительных качеств, таких как дружба и взаимопомощь; геройство русского народа (например, «Сам погибай, а товарища выручай!», «Жить – Родине служить!» и др.).
Моя целенаправленная работа осуществляется не только на занятиях, но и на прогулках, повседневной жизни, на экскурсиях к обелиску В. Шплета, в сквере на проспекте Непокоренных, а также посещении с родителями Пискаревского мемориального кладбища.
Организовывалась экскурсия в библиотеку. Мы с детьми посетили выставку книг по теме: «Блокада» и «Великая Отечественная война в художественной литературе». Библиотекарь читала детям произведения о местных героях участвующих в ВОВ.
В рамках занятий по ознакомления с окружающим, природой, литературой дети слушали различные произведения, беседовали со мной, рассказывали свои впечатления, заучивали наизусть и пересказывали интересные моменты.
Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В дошкольном возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военного героизма) – нужна опора на визуальные впечатления.
Для сопровождения чтения вслух рассказов, я использовала наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки о Блокаде Ленинграда о Великой Отечественной войне.
27 января провели в детском саду совместно с музыкальным руководителем мероприятие «Никто не забыт и ничто не забыто», тем самым еще больше расширив представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в ВОВ. Дети прослушали песню А.Александрова «Священная война», из Ленинградской симфонии Д.Шостаковича прослушали первую часть «Нашествие», исполнили на муз. П. Краубнера и Л. Шенберга «Песню о Ладоге», как символ мужества людей.
Целенаправленной работой к 9 мая было проведено итоговое занятие, на котором дети продемонстрировали свои знания о Великой Отечественной войне. В конце занятия дети нарисовали праздничный салют, и мы оформили выставку детских рисунков для родителей. Был проведен ряд мероприятий посвященных дню Победы: посещение музея Пискаревского мемориала. Вместе с родителями дети готовили рассказ о своих родственниках, принимавших участие во второй мировой войне, вместе с музыкальным руководителем была подготовлена и проведена музыкально - литературная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто», возложение цветов к памятнику.
В результате моей целенаправленной работы у детей появился интерес к самостоятельному рассматриваю книг по военной тематике, рассказыванию историй о своих прабабушках и прадедушках. Кирилл Горохов, совместно с родителями изготовили книгу памяти «Бессмертный полк» о своем прадедушке , который воевал в годы войны и был награжден медалями «За отвагу»; «За боевые заслуги»; «За взятие Кенигсберга»; «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».
Благодаря систематическому ознакомлению детей с художественными произведениями о войне я доказала воспитательную силу художественной литературы, направленную на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствовали пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.
Память о прошедшей войне мы храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом. Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»
Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны в годы ВОВ.Задачи проекта:- расширять пр...
Педагогический проект посвященный дню Победы в Великой Отечественной Войне «И помнит мир спасенный…» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
Тема проекта: «И помнит мир спасенный… »Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с Великой Отечественной Войной через различные виды деятельности;Формировать патриотичес...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Воспитание любви к своей Родине и уважению к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного "мы любим нашу страну", а с знаний, с отношения, котрое формирует...
Дистанционный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»
Цель дистанционного проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях самоизоляции посредством ознакомления с историческими событиями нашей стр...
Статья "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ."
Нравственно-патриотическое воспитание...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) "75 лет Великой Победе"
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Само...
Дистанционный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»
laquo;В детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей»....