Природа и нравственное воспитание детей
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Природа и нравственное воспитание детей.
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во – вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котенка и пр.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведён в книге Б.Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей». На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближение взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то , как говорится и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственное – эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Часто наблюдается, что у дошкольников недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему, не будет ломать ветку дерева, но и не подвяжет сломанные.
Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У дошкольника часто преобладают эгоистические утилитарные мотивы общения с объектами природы, тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе («Люблю играть с собачкой», « Я своего котенка в одеяльце заворачиваю и ботинки завязываю») и др.
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если родители сами просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторение передачи вместе с ребенком смотрят её.
Во время прогулки интересно показать детям растения, записанные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать и мачеха, подорожник, валериана и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме: (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что – то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в форме КВН на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Родительское собрание провела со своими родителями. Родители остались довольными. Рекомендую провести со своими родителями....
Консультация для родителей. «Природа и нравственное воспитание детей»
В своей консультации для родителей я даю советы для прогулок с детьми, наблюдений за окружающим миром с использованием загадок, стихов, песен....
Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...
КВН для родителей подготовительной группы "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришёл; если обходился грубо – настораживались...
Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город Кирсанов.Тема: «Природа и нравственное воспитание детей стар...
Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраст.
Консультация для родителей. С раннего детства прививаем любовь к природе. Значимость природы в жизни человека в целом....
Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »
Консультация для родителей...