"Чтоб без дела не сидеть..."
материал (средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Чтоб без дела не сидеть…»
В вашей семье растёт дошкольник. И каждый день вы удивляетесь, радуетесь, а порой и огорчаетесь тому новому, что появляется в его вопросах, суждениях, поступках. Они свидетельствуют о развитии у ребёнка познавательных интересов, привычек поведения, отношений со сверстниками, взрослыми.
От вас, родителей, зависит, будут ли день ото дня становиться устойчивее и разностороннее его интересы, будут ли формироваться стремление к знаниям, настойчивость, умение преодолевать трудности и добиваться результата.
Как и все дети дошкольного возраста, ваш ребёнок активен, жизнерадостен, любопытен. С утра до вечера он играет, смотрит телевизор, рассматривает то, что попало в поле его зрения: насекомых, морозные узоры на стекле, цветы или тающие снежинки., впитывая в себя знания об окружающем мире. И всё, что его заинтересовало, он отражает в игре, рисунке, общении с окружающими.
Наблюдая за детьми в детском саду в часы, отведённые для самостоятельных игр, нетрудно заметить различия в поведении детей. Один активен и деятелен: то увлечённо строит замысловатую постройку, то плывёт на «пароходе». В другие дни он сосредоточенно рисует, что его заинтересовало на прогулке или играет с друзьями.
К сожалению, встречаются дети, которые никак не могут найти себе занятие. Одни не умеют сосредоточиться на игре. Другие занимают себя тем, что мешают сверстникам, вызывая их на беспорядочную беготню; третьи пассивно наблюдают за сверстниками, не включаясь в их забавы.
В чём причина таких различий в поведении детей? Естественно, её надо искать во «вчерашнем» дне ребёнка и, в частности в том, как протекали его игры и занятия дома (умеет ли действовать с игрушками, занимались ли родители, старшие дети расширением его знаний).
Постоянная занятость делает жизнь ребёнка разнообразной. Рассматривая иллюстрации дошкольник лучше представляет себе образы героев, ситуации в которых они были.
Как помочь ребёнку заполнить свой день полезной деятельностью?
Ни один малыш не вырос без любимой куклы, мишки, зайчика. Вы заметили, что ребёнок проявляет заботливое отношение к Хрюше, Чебурашке. И здесь надо всемерно подержать, развить чувства доброты, отзывчивости, пробудившиеся в малыше.
В игре с куклой растёт маленькая хозяйка. Здесь проявляется стремление к уюту, порядку. Поддерживая игру, вы разовьёте в дочке чувство удовлетворения от порядка, красоты и уюта в доме. Но не перегружайте игровой уголок обилием игрушек. Присмотревшись к играм ребёнка и убедившись, что он не пользуется какими то игрушками , незаметно уберите их. А когда вы их через какое - то время дадите их малышу , он будет радоваться им как новым.
Дети любят играть с кубиками , мозаикой. лото. Всё это – занятия, позволяющие в интересной форме воспитывать в ребёнке сосредоточенность. художественный вкус, чувство меры. Вместе с малышом рассмотрите его работы, что нового появилось в его рисунках, что можно дорисовать . Сохраняйте детские работы! Эпизодически сравнивайте их, отмечайте развитие замыслов. Отберите лучшие в подарок кому - нибудь из членов семьи. Покажите заинтересованность в занятиях малыша. Это будет стимулом для новых дел.
Часто у ребёнка наблюдается неустойчивое внимание к начатой деятельности. Он переключается от одного занятия к другому, не достигнув цели. Здесь надо ему помочь, не дать остыть растущему интересу, а опираясь на него помогать сыну или дочке полнее воплощать свои замыслы Заметив, что ребёнок готов бросить рисование , мама должна похвалить сына, посоветовать как его продолжить. Дочь теряет интерес к подбору картинок лото, папа может устроить соревнование: «Кто скорее соберёт всю серию». Если же причиной нежелания является утомление , настаивать не надо. Можно предложить ребёнку поиграть в кегли, мяч, чтобы сменить позу, подвигаться.
Устойчивость внимания нередко зависит от того, насколько удобно ребёнок расположился. Понаблюдайте: сумел ли он приготовить рабочее место, всё ли у него под рукой? Научите его поддерживать порядок на столе, приучайте, чтобы в процессе дела он не отвлекался.. Ведь как бывает: начал рисовать, нужный карандаш затерялся. Пока искал, пропало желание рисовать.
Время от времени полезно беседовать с ребёнком о том, как он провёл день: что нового узнал, чему научился, с кем подружился, как помогал бабушке. Ребёнок учится оценивать свои поступки.
День дошкольника заполнен его обязанностями: он застилает постель, поддерживает порядок в игровом уголке, помогает накрывать на стол, поливает комнатные растения. Хорошо если ребёнок выполняет эти дела без напоминаний. Этому помогут разъяснения взрослого о важности и необходимости этих малозаметных дел. Здесь будут уместны не замечания, окрики, а дружеский совет, мягкое слово. Положительно действуют игровые приёмы: «Что- то, зайка от тебя отвернулся?»- спрашивает папа дочку. «Леночка постель не застилает и поэтому не может с тобой играть? Зайка, не огорчайся, она сейчас быстро всё уберёт, правда дочка?». Ласковый взгляд отца обязательно побудит её к нужному действию.
Хорошо, если ребёнок помогает взрослым и в хозяйственных делах. Малыш вместе с мамой радуется чистоте ковра, порядку в кухне. Растёт маленький помощник! Ребёнок ощущает себя полноправным членом семьи.
День ото дня ребёнок взрослеет. Устойчивее становятся игры, появляются новые интересы, занятия. Ребёнок часто просит почитать книгу. Идите навстречу этому желанию пусть любовь к книг растёт с каждым днём. Не оставляйте без внимания его бесконечные «почему?», «зачем?». Задавайте и вы ребёнку вопросы.
Дети старшего возраста часто играют в «школу». Возьмите на себя роль терпеливого доброжелательного учителя. Неосторожными словами о трудностях в школе не погасите интереса к учёбе, расскажите ребёнку об интересной школьной жизни. Покажите, как внимательно надо слушать учителя, почитайте книгу о школе.
Привычка находить себе интересные, полезные дела сослужит ребёнку добрую службу и в школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Чтоб без дела не сидеть..."
Данная консультация направит родителей на формирование у детей стремление к знаниям, настойчивость, умение преодолевать трудности и добиваться результата....
«Мы без дела не сидим, дружно фантазируем, лепим и творим»
статья из опыта работы с пластилином в детском саду...
НОД "Мы без дела не сидим...".
В старшей группе прошло занятие "Мы без дела не сидим - лепим и творим"....
ПРОЕКТ" КТО ПРИВЫК ТРУДИТСЯ ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ТИТУЛЬНЫЕ ЛИСТЫ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...
«Мы без дела не сидим, инструменты мастерим» (педагогический проект)
Проект «Мы без дела не сидим, инструменты мастерим» был реализован с детьми старшего дошкольного возраста, совместно с педагогами и родителями. Целью проекта являлось создание социальной с...
«День Победы. Мы без дела не сидим, мы рисуем, мастерим»
Рисуем "Праздничный салют"...
11.05.2023 г. "Как разговорить ребенка, чтобы он делился событиями из детсадовской жизни? Или 15 способов спросить у ребенка "Как дела?"
Каждая мама хочет, чтобы ребенок делился с ней своей жизнью, но очень часто не могут этого добиться. Я всегда спрашиваю у родителей, вы интересуетесь жизнью вашего ребенка ? На что получаю ответ,...