«Роль здоровьесберегающей среды в развитии, обучении и воспитании детей в ДОУ».
консультация на тему

Зинченко Мария Павловна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для педагогов.50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему: «Роль здоровьесберегающей среды в развитии, обучении и воспитании детей в ДОУ».

Воспитать ребенка здоровым – значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Как писал по этому поводу В.А.Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В этой связи понятие здорового образа жизни входит рационально организованный режим жизни детей как условие гармоничного развития ребенка. Его научные основы включают в:

- характеристики режима жизни с учетом биоритмов функционирования детского организма;

- описание особенностей построения режима дня в дошкольном учреждении и в семье;

- требования к режиму занятий, отдыха, питания, сна как средство физического воспитание дошкольника;

- учет двигательного режима как принцип формирования здоровьесберегающей среды;

- гигиенические требования к проведению занятий с детьми;

- теоретическое обоснование самостоятельной двигательной активности детей в режиме дня.

В ДОУ основными компонентами здорового образа жизни являются следующие: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье. При этом, поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко- педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружении незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения ребенку эмоционального комфорта, развития умения общаться со сверстниками.

Родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – это источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. При этом, эмоции ребенка развиваются в разных видах деятельности. Функционирование детского сада как «открытой системы» существенно расширяет его собственные возможности. При этом, особое внимание следует обратить на роли здоровьесберегающей среды и ее функционирования.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Огромное влияние на здоровье растущего организма оказывает употребляемая ребенком пища, которая является основным источником выработки всех видов энергии в организме, необходимым материалом для роста и развития его органов и систем. В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Одно из основных требований рационального питания заключается в том, что калорийность пищи, употребляемой ребенком ежедневно, не должна быть меньше суточной затраты энергии организмом.

Поэтому дошкольников кормят четыре раза в день, с перерывом в 3,5 – 4 часа.

Кроме того, определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков, связанных с приемом пищи. Поэтому в состав здоровьесберегающей среды, связанной с приемом пищи детей, включают демонстрационные плакаты и дидактические игры, описывающие правила поведения детей за столом и сервировки стола. Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с учетом удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое внимание этому следует уделять не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Правильный сон имеет в режиме дня особенно важное значение. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено.

ПРОГУЛКИ

Значительное место в режиме дня дошкольника отводится прогулкам. Ребенок должен быть на свежем воздухе ежедневно не менее 3-4 часов зимой и 5-6 часов летом. Прогулки проводятся регулярно.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

К естественным средствам закаливания организма, предусмотренным в режиме дня детского сада как форма здоровьесбережения, относятся воздушные ванны, обливание, закаливание. Все это способствует укреплению организма. Методика использования естественных факторов природы для ослабленных детей такая же, как и для здоровых дошкольников, но следует быть более внимательным к изменению дозировки закаливающих средств, учитывая принцип постепенности их воздействия. Поэтому в дошкольных учреждениях все дети проходят медицинское обследование.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Многочисленные примеры из практики работы дошкольных учреждений свидетельствуют о большой эффективности закаливающих процедур в сочетании с режимом оптимальной двигательной активности для укрепления здоровья ослабленных детей.

Приведем пример, связанный с организацией естественных оздоровительных процедур. При этом особые требования отводятся среде, в которой осуществляются режимные моменты. Именно их выполнение делает среду здоровьесберегающей.

Рассмотрим некоторые формы и организации двигательной активности в ДОУ. Э.Я.Степаненкова предлагает следующие формы организации двигательной деятельности;

  1. физкультурные занятия;
  2. физкультурно- оздоровительная работа в режим дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия
  3. самостоятельная двигательная деятельность детей
  4. активный отдых
  5. туристические прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы
  6. задания на дом

Но, как утверждает сама Э.Я. Степаненкова, «все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику».

Так, занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной деятельности в повседневной жизни. Кроме того, они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений.

Таким образом, физические упражнения развивают у детей оценочные суждения: достижения хороших результатов вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость- это двойная радость, при этом, естественно, большая роль отводится организации здоровьесберегающей среды на физкультурных занятиях в ДОУ.

Подводя итог, можно сказать что нездоровый, часто болеющий ребенок не в состоянии посещать детское учреждение и, соответственно, не может ходить на занятия, играть, общаться со сверстниками. Он испытывает двигательный дискомфорт и, как правило, не может полноценно развиваться в условиях дома, что является глобальным фактором для ухудшения здоровья ребенка: как физического, так и психологического. Для полноценного развития необходима специально организованная соответствующая среда, положительно влияющая на здоровье, воспитание и обучение дошкольника.

Рекомендации педагогу о применении здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия.

Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения (в игровой форме) для стоп.

                                            Игровые упражнения:

               

1.«Танцующий верблюд»

И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пола не отрывать).

2.«Забавный медвежонок»

И.п. - стоя на внешней стороне стопы, руки на поясе. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

3.«Смеющийся сурок»

И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 - и.п.

4.«Обезьянки-непоседы»

И.п. - сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и.п.

5.«Резвые зайчата»

И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.

Гимнастика для профилактики плоскостопия.

(проводится до или после сна)

                  Дозировка упражнений зависит от возраста ребенка.

                    И. П. лежа

- лежа на спине, оттягивать носки обеих ног.

             - лежа на спине, согнув ноги (стопы на полу), разводить пятки в стороны.

- лежа на спине, согнув ноги (стопы на полу), поочередно и одновременно поднимать пятки от опоры.

- лежа на спине, согнув правую ногу (стопа на полу), положить согнутую левую ногу на правую и выполнять круговые движения стопой вправо и влево; затем поменять положение ног.

- лежа на спине (ноги согнуты, колени врозь, стопы касаются друг друга
    по подошве), выполнять сведение и разведение коленей.

- лежа на спине, выполнять скользящее движение сводом стопы одной ноги
   по голени другой, обхватив ее пальцами.

                  И. П. сидя

           - сидя на стуле (ноги согнуты), выполнять поднимание пяток обеих ног и
          поочередно правой и левой.

           - и. п. тоже. Носки поднять на себя и развести в стороны; вернуться в и. п.

           - и. п. то же. Поднимание и опускание разноименных пятки и носка.

          - сидя на стуле (ноги прямые, на весу), сгибать и разгибать стопы.

            - сидя на стуле, захватывание пальцами ног предметов (платочка, карандаша, мяча и др.).

               - и.п. то же. Ноги вытягиваем вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

               - и.п. то же. Ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками.

               - и.п. то же. Ноги вытянуть вперед и соединить, «рисовать» ногами в воздухе              различные фигуры (круг, квадрат, треугольник).

               - и.п. то же. Ноги поставить всей ступней, поднимать на носки, максимально отрывая пятки от пола.

Каждое упражнение повторить 6-8 раз.

Составил инструктор по ФИЗО: Зинченко М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

Конаева С.В., воспитатель ГБДОУ детского сада №114 Центрального района Санкт-Петербурга Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитан...

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».

Проект по самообразованию на тему:«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»....

Рекомендации по развитию, обучению и воспитанию детей

Как организовать деятельность в течении дня детей дома в это время?...

Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и развития личности. Особенности обучения и воспитания...