Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Христофорова Ирина Львовна

В статье даётся общий анализ проблемы правового воспитания дошкольников, раскрываются практические аспекты работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста по развитию у них правовой культуры в условиях проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hristoforova_i.l._pravovoe_vospitanie.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Христофорова И. Л.,

МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №394 «Парус»

        Аннотация: в статье дается общий анализ проблемы правового воспитания дошкольников, раскрываются практические аспекты работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста по развитию у них правовой культуры в условиях проектной деятельности.

        Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, проектная деятельность, когнитивный, эмоциональный и действенный компоненты.

        Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – это необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который может благоприятно реализоваться в условиях дошкольного образовательного учреждения. Правовая культура предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

        Вопросы правового воспитания ребенка рассматриваются в современных нормативно-правовых документах в сфере образования: Конституции РФ, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и др. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана важнейшая цель реализации образовательной программы дошкольного образования: позитивная социализация и индивидуализация ребенка-дошкольника.

        Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной среды для жизни детей, в обществе сохраняют свою остроту и далеки от благоприятного решения. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2013 году более 90 тысяч детей стали жертвами преступлений, низкими темпами сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.

        Необходимо помнить, что все начинается с детства, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности. Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями ученых В.А. Сухомлинского, Т.А. Репиной, В.В. Абраменковой и др. доказана сензитивность периода дошкольного детства для развития благоприятных взаимоотношений детей с окружающим миром.

        По мнению М.Н. Микляевой, основы правового сознания дошкольника представляют собой совокупность устойчивых правовых знаний и правовых убеждений, выражающихся в правильном правовом поведении и нравственно-правовых чувствах подрастающего поколения по отношению к окружающему миру.

        Учеными определены педагогические условия для правового воспитания ребёнка.         С.А.Козлова подчеркивает важность в процессе правового воспитания детей взаимосвязи развития у них представлений о себе, своих правах и обязанностей,  формирования оценочного отношения к социальным явлениям, фактам, событиям и важности применения полученных знаний в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.         С.В.Федотова считает, что эффективными методами и приёмами правового воспитания являются постановка ребенка в позицию другого ребенка; погружение его в конкретную познавательную проблему; использование игрового персонажа.

        Таким образом, и актуальность правового воспитания подчеркивается и нормативными документами, и педагогическими исследованиями, и тенденциями развития общества. Поэтому в целях благоприятного социально-коммуникативного развития детей в дошкольном образовательном учреждении был разработан проект «Я имею право!». На наш взгляд, именно проектная деятельность, обеспечивая синтез когнитивного, эмоционального и действенного компонентов в реализации образовательного содержания, наиболее эффективно способствует решению поставленных задач.

        Задачами правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта являлись:

  1. Содействовать развитию правовой культуры детей в единстве когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности.
  1. Формировать у детей доступные системные знания о себе, своих правах и обязанностях, о родном крае: его истории и культуре.
  2. Содействовать развитию эмоциональной сферы детей: разнообразных и позитивных чувств к своеобразию окружающего мира и культуры их выражения.
  3. Воспитывать активную деятельностную позицию к окружающему миру.
  1. Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.

        Эффективными условиями  реализации поставленных задач были разработка комплексно-тематического планирования образовательного процесса по теме: «Я имею право!», оснащение развивающей предметно-пространственной среды, в том числе подбор дидактического, иллюстративного материала, определение эффективных образовательных ситуаций для развития правовой культуры воспитанников в совместной деятельности со взрослыми (педагогами, родителями).

        На первом подготовительном этапе с целью изучения отношения семей к данной проблеме была разработана  анкета  для родителей, позволяющая определить понимание ими важности правового воспитания детей. Анализ проведенного анкетирования показал, что большинство респондентов среди родителей подтверждают важность знания детьми своих прав и соблюдения норм отношений с окружающим миром. В родительском уголке была организована подборка  нормативно-правовых документов, познавательной литературы, которые позволили ознакомить родителей с содержанием процесса правового воспитания детей.

        Предметно-пространственная среда группы на всем протяжении проекта пополнялась познавательными и иллюстративными материалами, дидактическими играми, схемами-моделями определенного поведения людей в различных ситуациях.

        На втором – содержательном этапе проекта была реализована система образовательных ситуаций по решению поставленных задач. Интерес воспитанников к проблеме, подведение к самостоятельному формулированию темы проекта обеспечил игровой прием: появление волшебного  сундучка «правоспасателей». Появляющиеся в сундучке иллюстрации сказок, видеосюжеты, сказочные персонажи, эмблемы и др., в ходе проблемных ситуаций, умело направляемых педагогом, помогали детям найти правильное решение, соответствующее нормам и ценностям взаимоотношений в мире.

        Широко использовались игры с правилами, соответствующие специфике детей старшего возраста. В совместной деятельности педагога с воспитанниками была создана и оформлена игра «Обязанность – это то, что подлежит исполнению», включающая схемы обязательного поведения в детском саду, дома, в гостях, в транспорте и др. 

        Особая роль придавалась сюжетно-ролевым и театрализованным играм.  В ходе игровой деятельности актуализировались положительные взаимоотношения детей, подчеркивались положительные морально- нравственные качества сказочных и реальных героев, отражаемых детьми в игре. Совместное обсуждение с воспитанниками каждой образовательной ситуации способствовало не только закреплению представлений дошкольников о своих правах и обязанностях, но и обеспечило соотнесение детей усвоенных норм с собственным опытом взаимодействия с людьми.

        Интересным для детей оказался метод совместного сочинения сказок, историй о себе, о своих близких, о семье на нравственно-правовую тематику.

        В реализации проекта активное участие принимали родители. Среди совместных мероприятий наиболее эффективными были конкурсы создания книжки-малышки на тему «Моя семья», продуктивного творчества «Мамины и бабушкины руки не знают скуки». Родители участвовали в семейных презентациях «Визитная карточка моего ребёнка», «Генеалогическое древо», «Моё чудесное имя».         Совместное оформление фоторепортажа «Мамины помощники», книги «Секреты домашней кухни», альбома «Семейные традиции» позволило сформировать у детей чувство уверенности в себе и желание помогать взрослым.  

        Положительные эмоции и огромный интерес произвело на детей и родителей совместное создание мини-музея «Семейная реликвия». Воспитанникам было очень интересно узнать о значимых вещах своей семьи, понять их ценность, что позволило воспитать в детях особые качества: беречь, уважать труд, ценить свой род и традиции.

        На третьем заключительном этапе были представлены наглядные результаты проекта.  Ими являлись создание вместе с детьми  герба нашей группы, плакат «Счастливое детство, альбом «Права и обязанности детей», Организованы выставки детских работ «Семейное дерево счастья», выставка рисунков «Моя любимая семья». Продуктом проекта также являлась собранная картотека пословиц и поговорок, иллюстрирующих взаимоотношения человека с людьми, природой, предметным миром.

        В результате проекта отмечалось наличие системных представлений воспитанников о своих правах и обязанностях,  понимание ими важности организации взаимоотношений с окружающими людьми в соответствии с нормами общения и поведения, проявление важных нравственных качеств: доброжелательности, уважения, любования, восхищения и др. в повседневной жизни. Повысился уровень компетентности родителей в вопросах правовой грамотности.

        Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством правового воспитания старших дошкольников. Она позволяет организовать в условиях дошкольного образовательного учреждения системную совместную деятельность детей, педагогов и родителей в единстве когнитивного, эмоционального и действенного компонентов.

Литература:

  1.  Дремова В.В. Права ребёнка: нормативные правовые документы. М: Издательство «ТЦ  Сфера», 2005. 96 с.
  2. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право. М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  3. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. Ребенок в детском саду. 2008. №3. 44-45 с.
  4. Козлова С.А. Мы имеем право. Учебное методическое пособие. М: Издательство «Обруч», 2010. 208 с.
  5. Мячина Л.К.  Маленьким детям – большие права. Учебное методическое пособие. СПб: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
  6. Плясова С.Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. 2010. №5. 22-26 с.
  7. Порхунова  В.В. Правовой статус ребёнка в образовательном учреждении Н.  Новгород, 2005, 128 с.
  8. Претуляк Л.Б. Детская правовая школа – Росток. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6 2013. 52- 59 с.
  9. Харитончик Т. А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 228 с.
  10. Шорыгина Е. А. Беседы о правах ребёнка. М: Издательство «ТЦ Сфера». 2008. 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности на тему правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы с детьми  дошкольного возраста по теме правового воспитания...

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

.  Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей яв...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...

Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"

На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....

Семинар "Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Создание условий для реализации работы с педагогами, детьми и родителями по изучению прав ребёнка;2. Расширен...