Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию ГБОУ ДПО НИРО. Тема:"Развитие общения и взаимодействия детей раннего дошкольного возраста со взрослыми в сюжетно-ролевой игре"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО «Экология дошкольного детства: факторы культуры, безопасности, воспитания и профессиональной компетентности педагога». Тема"Развитие общения и взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми в сюжетно-ролевой игре"
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Молочкова Светлана Валерьевна
Россия, г. Лысково
Е - mail: ESV-71@mail.ru
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевая же игра является основным видом деятельности дошкольника. Она позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. В сюжетно-ролевой игре ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.
В сюжетно-ролевой игре ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в ней формируется одна из замечательных способностей человеческого ума способность к оперированию знаками и символами.
Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Уже на втором году жизни игра отделяется от предметно-практических действий и становится специфическим занятием ребенка. Отделившись от предметно-практических действий, игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития. Постепенно на протяжении второго года жизни дети усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывают ее спать, пытаются что-то надеть на нее и т. д. Для выполнения таких действий им вовсе не надо в точности воспроизводить их технический состав.
Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что детская игра не возникает сама по себе, без какого-то руководства со стороны тех, кто уже умеет играть, — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию. Дошкольники, растущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита общения с взрослым, значительно отстают от своих семейных сверстников по уровню развития и срокам появления игры. Все это может свидетельствовать о том, что истоки игры нужно искать не в природной предрасположенности ребенка, а в его отношениях с взрослыми. Без специального обучения игра и игровые замещения не возникают. Однако здесь возникает вопрос: как же возможно обучать игре? Ведь она является самостоятельной, творческой деятельностью детей и никак не сводится к усвоению каких-либо определенных навыков.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО, я как педагог-психолог, отмечаю, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что негативно отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками.
Мы рекомендуем родителям воспитанников включаться в игру исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ».
Дети играют в «дочки-матери», в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и родители должны помочь ребенку играть содержательно.
Обращаем внимание педагогов и родителей на то, что включаясь в игры ребенка, взрослые должны содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка товарищей тоже очень важно.
Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, Мишу наедине с соседским Петей и через10—15 минут войдя в комнату, родители, скорее всего, застанут такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры — задача педагогов и родителей, и решить ее можно уже известным способом — приняв участие в происходящем.
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды, похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку могут родители, если будут проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.
Сколько времени нужно уделять игре? Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра, и тогда нет смысла продолжать её дальше.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.
Мы напоминаем родителям правила, действующие при организации игр:
- Игра не должна строиться на принуждении.
- Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
- Стараться, чтобы игра имела развитие.
Кроме этого, взрослым (педагогам и родителям) следует учитывать следующее:
- Сначала ребенка знакомить с предметами (например, кукла или машинка).
- Учить выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти).
- Усложнять правила игры: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
Очень важно понимать, что, начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе, взрослому необходимо ориентировать ребенка на возможное взаимодействие с партнером-сверстником, обучая способам согласования действий, так как дошкольнику надо хорошо понимать действия и намерения партнера, самому быть ему понятным, уметь договариваться о возможных правилах игры. Педагогу, развертывая игру с детьми, необходимо пояснять все игровые действия, объяснять правила и стимулировать к этому воспитанников.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Библиографический список:
1.Лисина М.И. Общение ребёнка со взрослым как деятельность. М.: Просвещение, 1974
2. Лещинская-Гурова, О.В. Игра и психологическое здоровье дошкольника / О.В.Лещинская-Гурова – Нижний Новгород, 2002. – 106с.
3. Лисина, М.И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье дошкольника / М.И.Лисина // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 1.
4.Смирнова Е.О. Психология ребёнка: от рождения до семи лет. Учебник для педучилищ и вузов. Школа – пресс. 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
«Развитие общения и взаимодействия детей младшего дошкольного возраста со сверстниками»
Общение младших дошкольнико со сверстниками.Какое влияние оказывают сверстники на личность ребенка....
Статья с рекомендациями по развитию общения и речи детей раннего дошкольного возраста
Приемы работы по формированию связной речи и общения детей раннего дошкольного возраста....
Описания опыта по теме "Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
Описание опыта по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр, упражнений и нетрадиционных материалов.»Раннее детство - самый интересн...
Развитие общения и взаимодействия детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Особенности общения дошкольников со сверстниками...