Проект "Условия, необходимые для жизни растений"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Проект среднесрочный (с декабря по февраль 2016 г.). Реализовывался в подготовительной группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon usloviya_dlya_zhizni_rasten.pdf1.63 МБ
Файл proekt_usloviya_dlya_zhizni_rasteniy.docx55.41 КБ
Файл foto1.docx2.17 МБ
Файл foto2.docx2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Тема проекта:

«Условия, необходимые для жизни растений».

Содержание проекта:

  • Выращивание лука в комнатных условиях.
  • Исследование необходимости воды, света, воздуха, тепла, почвы для растений.
  • Комнатные растения. Способы размножения растений.
  • Проращивание семян с последующей пересадкой в грунт.
  • Черенкование растения с последующей пересадкой в грунт.
  • Выставка «Поделки из природного материала».
  • Презентация детьми работ с награждением участников конкурса «Поделки из природного материала».

Разработали:

воспитатели Лобач Е.М. и Макрушина Т.М.

Вид проекта:

информационно-поисковый, познавательный, исследовательский.

Участники:

дети подготовительной к школе группы.

Взаимодействие педагогов:

воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации проекта:

среднесрочный (3 месяца)

Актуальность (проблема):

В дошкольный период в ребёнка необходимо заложить первоначальное понимание взаимодействия человека с природой, понимание того, что растения являются частью живой природы. Они нуждаются в благоприятных условиях для их роста и развития. А человек как живое существо, человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, должен охранять природу и по мере возможности восстанавливать её богатства.

Цель:

Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле. Формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира.

Задачи:

  1. Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за растениями.
  2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
  3. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  4. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
  5. Воспитывать чувство ответственности за сохранение природы и природоохранное поведение.
  6. Внести разнообразие в жизнь детского коллектива.
  7. Обогащение словарного запаса детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I Этап – Подготовительный

  • Подбор художественной литературы, загадок, пословиц и др.
  • Подбор игр (дидактических, настольно-печатных, подвижных и др.)
  • Подбор иллюстраций , картин и др. по теме проекта
  • Подбор НОД по теме проекта

II Этап – Практический  

Работа с детьми

  • Просмотр иллюстраций, картин
  • Организация и проведение игр
  • Чтение ХЛ, заучивание стихотворений, отгадывание загадок
  • НОД по всем образовательным областям

Взаимодействие с родителями

  • Беседы с родителями об оказании помощи их ребёнку в поиске информации
  • Оказание помощи в подборке книг по теме проекта, просмотр мультфильмов, сказок, чтении ХЛ
  • Оказание помощи в создании совместной творческой работе

III Этап – Заключительный

  • Оформление творческих работ по теме проекта
  • Оформление выставки совместных творческих работ по теме проекта
  • Итоговое мероприятие

        

Ожидаемые результаты проекта.

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

  1. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

  1. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Реализация проекта

Специально-организованная деятельность.

  • Растительный мир, его разнообразие, значение.

Цель: формирование экологической культуры детей, бережного отношения к окружающему миру. Подвести к пониманию необходимости сохранения растений на земле.

(В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» стр.87; Н.Н. Авдеева «Жизнь вокруг нас» (учебно-методическое пособие)

стр.13-21 ).

  • Исследование свойств почвы, песка, глины, камней.

Цель: Познакомить детей с составом земли. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи. Формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить. Сформировать представление детей о свойствах песка, глины, камней; научить сравнивать материалы, правильно называть их особенности.

  • «Витамины на подоконнике». Выращивание лука в домашних условиях.

Цель: Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях. Учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте зелени у разных луковиц, устанавливать их причины. Обнаружить    дальнейшие    изменения    в    росте луковиц, разницу в   состоянии   зелени, которая вызвана неодинаковыми   условиями. Обобщить   результаты   опытного   проращивания   лука: самая   хорошая   зелень у   той луковицы, которая имеет все условия (воду, тепло, свет, воздух). (С.Н. Николаева «Юный эколог» (система работы в подготовительной к школе группе детского сада) стр.88).

  • Исследование необходимости воды, света, воздуха, тепла, почвы для растений.

Цель: Показать детям, что для нормальной жизнедеятельности растение нуждается во многих условиях, причем все они должны присутствовать одновременно. Детей ознакомить с такими факторами, как вода, тепло, свет и почва, а также в ограниченных пределах — воздух. Показать, что на незначительное отклонение условий жизни от нормальных растение реагирует приспособительными реакциями, при значительном отклонении — оно болеет и даже погибает. Последнее справедливо и для недостатка каждого фактора, и для его избытка.

(А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». стр. 81)

  • Путешествие царство комнатных растений.

Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

  • Проращивание семян с последующей пересадкой в грунт.

Цель: Наглядно ознакомить детей с проращиванием растений из семян. Пронаблюдать этапы развития растений из семян и установить условия необходимые для дальнейшего развития растений на каждом этапе. Познакомить детей с этапами развития растения из семян до зрелого растения. Показать влияние условий, благоприятных для развития растения, т.е. воды, тепла, света. Учить детей замечать изменения в развитии растений, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте, устанавливать их причины. Обобщить   результаты   опытного   проращивания   семян.

  • Составление модели-схемы с этапами жизни растений (с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва)).

Цель: Обобщить полученные знания детей об этапах развития растений из семян и условиях необходимых на каждом этапе развития.

  • Черенкование растения с последующей пересадкой в грунт. Пересадка фиалок.

Цель: Уточнить представления детей о том, что когда растение растет, увеличиваются все его части, и корням требуется больше места. Показать детям, как создать благоприятные условия для роста растения.

  • Дать детям знания о разных способах размножения растений: семенами, делением корневища, черенками, листьями.
  • Учить правильно готовить место для посадки растения.
  • Ввести в словарь детей новые слова: дренаж, керамзит, галька.
  • Учить детей аккуратно работать с землёй, использовать полученные знания на практике.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

(В.А. Баймашова, Г.М. Охапкина «Ознакомление      дошкольников с комнатными растениями» стр.15)

  • Выставка «Поделки из природного материала».

Цель: Развивать в детях творческий подход при работе с природным материалом. Учить видеть красоту при создании работ, развивать эстетический вкус, фантазию.

  • Презентация детьми работ с награждением участников конкурса «Поделки из природного материала».

Цель: Развивать связную речь детей, умение анализировать свои работы, обобщать, делать выводы, сравнивать. Способствовать заинтересованности детей в участии в конкурсах и совместных проектах.

Продуктивные виды деятельности.

  • Рисование «Зимний пейзаж».

Программное содержание. Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение.

  • Рисование «Комнатное растение».

Программное содержание. Учить передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе; удачно располагать изображение на листе.

  • Декоративное рисование «Букет цветов»

Программное содержание. Учить детей создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме по изделиям народного декоративно-прикладного творчества (павловские шали, жостовские подносы, гжельская посуда и др.). Закреплять знание теплых и холодных тонов. Развивать композиционные умения (в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям располагать цветы помельче). Закреплять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом. Развивать эстетические чувства.

  • Рисование «Нарисуй своё любимое растение».

Программное содержание. Формировать умение передавать характерные особенности растения: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

  • Аппликация «Ваза с ветками».

Программное содержание. Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

Физкультминутки.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Сильный ветер сосны крутит
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.)
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте.)
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте.)
Ну, а нам пора садиться
Заниматься, не лениться. (Дети садятся.)

Физкультминутка. Солнце
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Солнце землю греет слабо
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

Солнце спит и небо спит
Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Спал цветок и вдруг проснулся
Спал цветок и вдруг проснулся — (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,

Раз— два, раз— два!

 Вот и кончилась игра!

Цветы

 Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

 Тихо засыпают,

Головой качают.

Тучки 
Приплыли тучки дождевые;

Лей, дождик, лей.

 Дождинки пляшут как живые;

 Пей, рожь, пей.

И рожь, склоняясь к траве зеленой,

Пьет, пьет, пьет. 
А тихий дождик, неугомонный,

Льет, льет, льет.

Ёлочка
У маленьких детишек ёлочка большая.
Огоньками и шариками ёлочка сверкает.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой, (Грозят пальчиком.)
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)

Землянику ищем
Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
Начинаем искать опять.
(Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоняясь, надо левой рукой коснуться кончиками пальцев правой ноги, правая рука остаётся на поясе — выдох. Выпрямиться — вдох. Собираем землянику. Теперь ягодка у левой ноги — быстро собираем её. Придётся опять наклониться.)

Клён
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Физкультминутка. Косари
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай «раз и делай «два». (Дети делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища впереди стоящей ноги.)

Физкультминутка. Лепестки
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет. (Присели.)

Лесная лужайка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал —
Не споткнулся, не упал. (Ходьба с высоким подниманием коленей.)

Физкультминутка. Листочки
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Мы цветы в саду сажаем
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы! (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за педагогом.)

На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.


На лужайке поутру
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу.)
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы — веселые лучи.
Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед.)
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх.)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два — назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)
Стали бегать и скакать!

На поляне дуб зелёный
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!

На поляне кедр могучий
На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растет сосна,
К небу тянется она. (Стоя на правой ноге, тянем руки вверх, потом то же на левой.)
Мы внизу грибочки ищем
И в траве усердно рыщем.
Раз — грибок и два — грибок,
Положи их в кузовок. (Наклонится вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот.)

Наши алые цветки
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево-вправо.)
Тихо засыпают.

Дидактические игры.

  • «Составь букет»
  • «Что соединяет эти растения с предметами»
  • «Найди части к целому»
  • «Цветочный магазин»
  • «У кого сколько?»
  • «Чего не стало?»
  • «Сколько их?
  • «Жизнь в семенах»
  • «Собери растение»
  • «Деревья и кустарники»
  • «Чудо – цветок»
  • «Кому нужна вода, а кому -  полянка»
  • «Домик для листочков»
  • «Отгадай, что за растение»
  • «Найди такой же»
  • «Найди растение по названию»
  • «Продайте то, что назову»
  •  «Найди то, о чем расскажу»
  • «Четвертый лишний»
  • «Угадай растение»
  • «Раздели на группы»

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

  • «Я садовником родился»
  • «Опиши растение»
  • «Загадай, мы отгадаем»
  • «Если бы я был растением … »

Пальчиковые игры.

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

Педагог говорит о том, что кисти рук детей превратились в растения. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

  • «Наши алые цветы»
  • «Цветы»
  • «Мак»
  • «Растения»

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

  •  «Найди дерево»
  • «Листопад»
  • «Берёзонька, выручай!»
  • «Моё любимое дерево»
  • «Подарки от берёзы»
  • «Ель, Ёлка, Ёлочка»
  • «Разноцветный луг»
  • «Солнышко и дождик»
  • «Цветы и ветер»
  • «К названному растению беги»

Хороводные игры.

Цель. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.

Русская народная хороводная игра «Дубок»

Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

У нас рос дубок

Вот таков,

Вот таков!

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

Корень да его —

Вот так глубок,

Вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

Ветки да его —

Вот так высоки,

Вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

Листья да его —

Вот так широки,

Вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он  показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим  имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.

Русская народная хороводная игра «Березка»

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы  на Троицын  день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода.  Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок.  Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, белена, белена,

А макушка зелена, зелена.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зеленеька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С ветрами играет.

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

Русская народная хороводная игра «Вьюн»

Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике.  Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

Со вьюном я хожу,

     (все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

С золотым я хожу,

(хоровод  расходится от центра, руки опускаются)

Я не зная, куда вьюн положу,

Я не зная куда вьюн положу.

(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)

Положу я вьюн, положу я вьюн

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

А со правого, а со правого,

А со правого налево положу,

А со правого налево положу.

(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)

Мини-развлечение.

Цель. Позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания детей о растениях.

Содержание:

  1. Конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу».
  2. Чтение стихов о цветах.
  3. Складывание растений из элементов.
  4. Импровизация под «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
  5. Исполнение песен о растениях.

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Ярко—синий, и пушистый
Он в хлебе родится, а в еду не годится.

(Ответ: Василёк)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...

(Ответ: Гвоздиками)

Голова на ножке, в голове горошки.

(Ответ: Горох)

Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

(Ответ: Горох)

Стоит над водой,
Трясёт своей бородой.

(Ответ: Камыш)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит.

(Ответ: Колокольчик)

Вырос в поле дом —
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
И стоит новый дом
На столбе золотом.

(Ответ: Колосок)

Не рыли, не бурили, а воду добыли

(Ответ: Корни)

Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит!

(Ответ: Крапива)

Эту травку ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.

(Ответ: Крапива)

Кувшинчики и блюдца
И не тонут и не бьются.

(Ответ: Кувшинки)

В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных.

(Ответ: Кукуруза)

Белые горошки на зелёной ножке.

(Ответ: Ландыши)

Растение видное,
А имя обидное.

(Ответ: Лопух)

Эти красные цветки
Потеряют лепестки.
Потеряют лепестки,
Превратятся в сундуки,
А что прячут сундуки —
Попадет на пироги.

(Ответ: Мак)

Желтые цыплятки
На зеленой веточке
Дарят папы — мамочка,
А мальчишки — девочкам.

(Ответ: Мимозы)

С ним сдружились мы давно,
Дарит он крупу, и толокно,
И муку, и кашу, и печенье…
Поблагодарим его за угощенье.

(Ответ: Овес)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок —
И остался стебелек.

(Ответ: Одуванчик)

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего.

(Ответ: Одуванчик)

Мальчик—крошка
В костяной одежке
Мне попался на зубок —
Расколоть его не смог.

(Ответ: Орех)

Разгадать вам здесь придётся,
Как лесной тот плод зовётся,
Что на дереве растёт,
Да и белочка грызёт!

(Ответ: Орех)

Это вовсе не игрушка —
Ароматная…

(Ответ: Петрушка)

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги.

(Ответ: Подорожник)

Из—под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.

(Ответ: Подснежник)

Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда он и глядит.

(Ответ: Подсолнух)

Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.

(Ответ: Подсолнух)

Посадили зернышко —
Вырастили солнышко.

(Ответ: Подсолнух)

Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.

(Ответ: Репейник)

Страшен на вид —
Кольнуть норовит.
В одежду вопьется —
С трудом оторвется.

(Ответ: Репейник)

Стоит в саду кудряшка — белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?

(Ответ: Ромашка)

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.

(Ответ: Ромашка)

Никто меня не любит,
Никто не уважает,
Никто не поливает,
Никто и не сажает.

(Ответ: Сорняк)

Что не сеяно, а родится?

(Ответ: Трава)

Выросла травка —
К пище приправка;
Ее пожитки —
Душистые нитки.

(Ответ: Укроп)

Он растёт у нас на грядке
Этот «зонтик» посевной.
Он в салат идёт в достатке
И в соленья — он такой!

(Ответ: Укроп)

В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”.

(Ответ: Фасоль)

Первое — нота, второе — то же,
А целое — на боб похоже.

(Ответ: Фасоль)

Раньше был он сорняком,
А теперь на грядке
Всходит он густым пучком,
В щи идёт в достатке.

(Ответ: Щавель)

  

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колос)

 

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(Колос)

 

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(Зернышко)

  

Из земли вырастаю -

Весь мир одеваю.

(Лен)

 

Топили, сушили,

Колотили, рвали,

Крутили, ткали,

На стол клали.

(Лен)

  

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис - ирис)

 

 

На зеленом шнурочке

Белые звоночки.

(Ландыш)

 

Стоят в лугах сестрички -

Золотой глазок,

Белые реснички.

(Ромашки)

 

Был тугим он кулачком,
А разжался – стал цветком.

Ответ: Бутон

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья!

Ответ: Зерно

Зарыли Данилку
В сырую могилку.
Он полежал, полежал
Да на солнышко побежал.
Стоит красуется,
На него люди любуются.

Ответ: Зерно

Весь из золота отлит,
На соломке стоит.

Ответ: Колос

С ветки в речку упадет,
И не тонет,
А плывет.

Ответ: Лист

Рыжий Егорка упал в озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.

Ответ: Лист

Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.

Ответ: Листья

На ветках –
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.

Ответ: Почки

Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей – зимой,
А летом с бритой головой.

Ответ: Пень

Дышит, растет,
а ходить не может.

Ответ: Растение

Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.

Ответ: Семя

Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда.

Ответ:Трава

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.

Ответ: Береза

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

Ответ: Береза

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

Ответ: Береза

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.

Ответ: Березки

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Ответ: Дерево

Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.

Ответ: Дерево

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

Ответ: Дерево

В шубе летом,
А зимой раздеты.

Ответ: Дерево

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

Ответ: Дуб

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

Ответ: Дуб

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.

Ответ: Желудь

Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут –
Береток не найдут.

Ответ: Желудь

Что же это за девица: 
Не швея не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год.

Ответ: Ель

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…

Ответ: Елки

Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.

Ответ: Елка

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

Ответ: Ель, сосна

Зимой и летом
Одним цветом.

Ответ: Ель, сосна

Летом и зимой
В рубахе одной.

Ответ: Ель, сосна

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.

Ответ: Ива

У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут.

Ответ: Ивы

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

Ответ: Липа

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

Ответ: Лиственница

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.

Ответ: Лиственница

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане.
Богач невелик,
А орешками наделит.

Ответ: Орешник

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!

Ответ: Орешник

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?

Ответ: осина

Никто не пугает,
А вся дрожит.

Ответ: Осина

Вот свершилась злая доля,
Было дерево когда-то,
А теперь тут круглый столик
И за ним сидят опята.

Ответ: Пенек

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.

Ответ: Рябины

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...

Ответ: Сосна

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.

Ответ: Сосна

Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.

Ответ: Тополя

То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?

Ответ: Пух тополя

Летом снег!
Просто смех!
Снег по городу летает
Почему же он не тает?

Ответ: Пух тополя

Трудовая деятельность.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Поливка комнатных растений.

Цель. Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Мытье комнатных растений.

Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Посадка рассады цветов.

Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.

Черенкование комнатных растений.

Цель. Уточнить знания детей о том, чего можно вырастить растение; дать понятие о новом способе выращивания растения – черенковании; учить приемам правильной посадки черенков; воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.

Пересадка комнатных растений.

Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов.

Наблюдения.

Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.

Цель. Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать глагольный словарь.

Чтение.

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

  • Г. Охапкина «История одного растения» сказка.
  • Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
  • Пришвин М. «Золотой луг».
  • Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
  • Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.
  • Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
  • Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
  • Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
  • Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
  • Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».
  • М. Волошин «Осенью»
  • А.Шлыгин «Спилили берёзу»
  • В.Шаламов «Убили тополь под моим окном»
  • П.Воронько «Липка»
  • С.Есенин «Черёмуха душистая…»
  • Е.Серова «Маленький доктор»
  • П.Соловьёв «Там, на речке…»
  • Л.Квитко «Одуванчик»
  • А.Коринфский «Мой лужок»
  • Е.Серова «Земляника»

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с изображением растений.

Составление детьми рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

Настольные игры.

  • «Выложи цветы» (мозаика)
  • «Собери комнатное растение»
  • «Собери букет»
  • «Цветочное лото»
  • Домино – «Наш сад»

Задание на дом (совместно с родителями).

Изготовить и принести в детский сад поделку из природного материала на конкурс поделок.


Литература:

  • Т.Н. Зенина «Наблюдения дошкольников за растениями и животными» (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями).
  • С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
  • С.Н. Николаева «Юный эколог» (система работы в подготовительной к школе группе детского сада).
  • А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
  • Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» (пособие для практических работников ДОУ).
  • М.Н. Дедулевич «Играй – не зевай» (подвижные игры с дошкольниками).
  • Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» (по ознакомлению с окружающим миром).
  • В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» (методическое пособие)
  • В.А. Баймашова, Г.М. Охапкина «Ознакомление дошкольников с комнатными растениями»
  • Пилипенко Л.В. «Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ» (стихи)
  • Н.Н. Авдеева «Жизнь вокруг нас» (учебно-методическое пособие)
  • Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» (в подготовительной к школе группе детского сада).
  • М.Н. Сигимова «Познание мира растений»
  • http://www.karakyli.ru/2014/03/18/russkie-narodnye-xorovodnye-igry/
  • http://www.zagadka.pro/team-48.html
  • http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-rastenija-dlja-detei-s-otvetami/page-3.html
  • http://littlhuman.ru/746/
  • http://fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/16
  • http://malskola-7.ucoz.ru/load/fizminutki/fizkultminutka/5-1-0-4


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Что необходимо для жизни и роста растений"

Цели1) Установить простейшие связи между строением растения и его функциями.2) Дать понятия о сохранении целостности живого организма для нормального существования.3) Формировать при помощи предметных...

Исследовательская работа на тему: «Необходимые условия для жизни растений»

Исследовательская работа на тему "Необходимые условия для жизни растений"...

Необходимые условия для жизни растений

Экспериментальным способом выясняем необходимые условия для прорастания семян фасоли и дальнейшего роста бобовых....

Необходимые условия для жизни растений

Тема: необходимые условия для жизни растений.Объект исследования:Веточки сирени.Предмет исследования:Солнце, вода, воздух, как условия для развития растений.Цели: показать детям что для нормальной жиз...

Знакомство детей с условиями, необходимыми для роста растений

Познавательно-исследовательская деяьтельность с детьми старшего дошкольного возраста....

Проект в старшей группе  «Волшебница вода» Вода — основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!

АктуальностьВода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Дети часто на воп...