Проект на тему: Математика и я лучшие друзья !
проект по математике (старшая, подготовительная группа)
Проект на тему: Математика и я лучшие друзья !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Гаврущенко Ольга Владимировна
воспитатель
МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
Проект на тему:
Математика и я лучшие друзья !
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Срок реализации: 1 месяц
2017г.
Пояснительная записка
Введение
Математика для детей имеет большое значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду.
Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собою они сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим .
Кругозор ребенка формируется сначала на основе того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось увидеть у взрослых, а так же того, с чем удалось соприкоснуться самому, экспериментировать. Затем горизонты расширяются: ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают, сам строит догадки, фантазирует. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи формирования элементарных математических представлений.
Актуальность
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Раскрытие способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия. Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений детей дошкольного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта.
Проблема:
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, способствовать у детей дошкольного возраста любить математику, побуждать к решению поисковых задач, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Обоснование проблемы:
Развивать познавательный интерес дошкольников, расширяя их представления об формирование элементарных математических представлений.
Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми в домашних условиях.
Цель:
Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения, с учетом требований образовательной программы МАДОУ.
Задачи:
В работе с детьми:
Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
В работе с родителями:
Консультация на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей»,
Беседа на тему «Развитие математических способностей детей»
Родительский клуб « Математика и в шутку и всерьез »
Вовлечь родителей в проектную деятельность;
Повысить компетентность родителей в вопросе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Предполагаемый результат:
В ходе реализации данного проекта предполагается, повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
У детей выработается интерес к самому процессу познания математики.
Дети самостоятельно будут находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, преодолевать трудности, уметь переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
В ходе реализации данного проекта предполагается, что детей существенно повысится уровень математических представлений, самостоятельно смогут, находит способы решения познавательных задач, стремится к достижению поставленных целей, преодолевать трудности. Предполагается также повысить информированность и компетентность родителей в вопросах данной темы.
Всю деятельность по проекту выстраиваю согласно тематическому планированию:
Содержательная часть
Этапы проекта:
Подготовительный этап
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
- Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
- Изготовление развивающих игр по математике.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
- Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
- Проведение анкетирования родителей.
- Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
- Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Основной этап
- Психолого-педагогическое просвещение (родительское собрание, консультации, памятки и т. д.).
- Ознакомить родителей с математическим уголком группы, а также с познавательной средой ДОУ.
- Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, совместные развлечения , КВН.
- Беседы, круглый стол с родителями.
- Совместные творческие выставки.
- Создание картотек игр (дидактических, словесных творческого характера), чтение художественных произведений.
- Конструирование из гороха
- НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
- - НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
- - НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
- Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
- Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
- Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
- Просмотр мультфильмов «Геометрия для детей», «Арифметика для детей»
- Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
- Конструирование.
- Работа со счетными палочками, с палочками Кюизенера.
- Рисование геометрических фигур на манке
- Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «Геоконт»
- Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
- Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Путешествие» «Найди пару» «Живые числа».
- Пальчиковые гимнастики.
- Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».
Заключительный этап
- Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
- Беседа «Чем мне интересны математические игры».
- Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.
- Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
- Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
- Итоговое мероприятие – развлечение «Спасение королевы Математики»
- Обработка и оформление материалов проекта.
План реализации проекта
Деятельность по проекту выстраивается согласно тематическому планированию:
Образовательная область (ФГОС) | Вид детской деятельности (ФГОС) | Содержание деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная Игровая | Беседы на тему «Беседы о истории математики», «Использовании математики в разных сферах жизни» Словесная игра «Назови скорей» |
Познавательное развитие | НОД (Ознакомление с окружающим) НОД (Ф.Э.М.П.) Познавательно-исследовательская Игровая Познавательная Коммуникативная | «Город математики»; «Письма королевы математики» Находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, преодолевать трудности Рассматривание видеоролика Игра малой подвижности «Делай наоборот» , «Тик – так — тук!», Лото «Математическое лото» Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры» Беседы на тему: «Как люди научились считать!», «Где живут геометрические фигуры?», «На что похожи цифры» |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы и фольклора Игровая | Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики» |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальная Игровая Познавательно-исследовательская Изобразительная (аппликация) из гороха Изобразительная (лепка из соленого теста) Изобразительная (рисование) Конструирование | Слушание музыки в современной инструментальной обработке «Дважды два — четыре» Эдуард Хиль, Разучивание танца «Один, два три четыре» Дидактические упражнения: «Волшебные круги», «Математические домики» «Чем мне интересны математические игры» (работа с палитрой)
«Волшебные цифры»
«Веселые цифры». «Забавные фигуры» «Напиши цифру счетными палочками » |
Физическое развитие | Двигательная Игровая | Спортивное развлечение «Спасение королевы Математики» Подвижные игры «Сделай фигуру», «Путешествие» «Найди пару» «Живые числа». Закаливающая гимнастика «Волшебные палочки» Комплекс упражнений «Классики» |
Методологической основой разработки проекта явились:
- Программа «Радуга» под ред. Т.Н. Дороновой и др.
- А.З.Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»
- Н.П.Холина «Раз- ступенька, два - ступенька». -М.,2004
- Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка» -М.,2004
- Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
- Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
- Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику-М.,2005
- Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004
- Козлова В.А. Пых-М.,2002
- Калинченко А. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№4 с.13
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990
- Оввчиникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
- СоловьеваЕ. Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастных группах 4-5 лет// Ребенок в детском саду- 2001-№6 с.25
- Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. И учеба и игра: «МАТЕМАТИКА»м.,2001
- Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.53
- Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 18
- Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-518262-1415758683.jpg)
Проект"Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!"
Летний оздоровительный проект "Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!"...
Проект"Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!"
Проект является актуальным для нашего детского сада. Для того, чтобы летний оздоровительный период прошел интересно, увлекательно, важно правильно его организовать. Необходимо создать условия для проя...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-744750-1453948805.jpg)
Проект "Фотовыставка "Бабушка, дедушка и я - лучшие друзья"
Ко Дню пожилого человека нашей группой для милых бабушек и дедушек была оформлена фотовыставка. Фотографии были "вложены в презентацию" - это стало рамкой, подобраны теплые строчки для каж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830853-1476390802.jpg)
Долгосрочный проект "Солнце воздух и вода наши лучшие друзья".
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Каким образом должна быть организована рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-288042-1550651012.jpg)
Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-923766-1494507546.jpg)
Проект "Воздух, солнце и вода - наши лучшие друзья"
Организация оздоровительного досуга детей в летний период с использованием естественных факторов – воздуха, солнца, воды...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-982644-1512651111.jpg)
Проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Планирование работы с детьми средней группы в летний период...