Проект с детьми подготовительной группы"Россия"
проект (подготовительная группа) на тему
Ознакомление детей с историей России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_rossii_ars.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
на тему:
"Россия - Родина моя"
Введение
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формирует в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Реализацию проекта невозможно без знаний и традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей страны, своего края. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество, культуру и традиции.
Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
Знакомство дошкольников с родной страной, с её культурой, традициями - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне непосредственно-образовательной деятельности. Один из современных и эффективных методов этой работы - проектный, который развивает у детей познавательную деятельность; способность ставить познавательные задачи и решать их.
Актуальность
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Область дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, "складывается" человек.
В связи с этим проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных.
Цель проекта: развитие свободной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития, соприкоснуться с отечественной, духовной и культурной традицией, обеспечить фундамент для развития у детей патриотических чувств.
Задачи проекта:
- расширить представление детей о России, как стране, в которой они живут;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
- Знакомить с декоративно-прикладным искусством.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Планируемые результаты:
- обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников;
- развитие творческих способностей детей и их индивидуальных проявлений: любознательность, исследовательская активность;
- развитие эстетического восприятия.
Этапы работы:
1. Организационный (информационно-подготовительный):
Работа с детьми:
- обсуждение проблемы: "О своей Родине знаем мало".
Работа педагога:
- подбор и изучение литературы по патриотическому воспитанию дошкольников;
- составление тематического плана реализации проекта;
- подбор необходимых пособий, материалов.
Работа с родителями:
- предложить родителям рассказать детям о истории России.
2. Практический:
- проведение непостредственно-образовательной деятельности;
- оформление выставки рисунков на тему "Россия - Родина моя";
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности;
- разработка консультаций для родителей: "Роль сказок в воспитании и развитии детей", "Массаж и гимнастика с потешкой", "Роль матери и отца в воспитании детей";
- разработка памятки для родителей на тему: "Пальчиковые игры", "Материнские заповеди";
- оформление патриотического уголка в группе.
3. Заключительный:
- обобщение и анализ результатов этапов проекта;
- оформление и представление результатов деятельности педагогов и детей (выставка рисунков);
- презентация проекта.
Принципы реализации проекта:
Принцип свободы и самостоятельности.
Позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности.
Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, "открытие", озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).
Принцип интеграции различных видов деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без "вполне определенного обеспечения", включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающую среду.
Принцип наглядности.
Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
Принцип последовательности.
Предполагает планирование изучаемо материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе).
Принцип занимательности.
Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Реализация проекта.
Работа с детьми строилась по 4 тематическим блокам:
1 блок: - "Как жили люди в старину";
2 блок: - "Народно-прикладное искусство";
3 блок: - "Устное народное творчество";
4 блок: - "Какая она, моя Россия".
Блок №1: "Как жили люди в старину".
Образовательная область | Непосредственно-образовательная деятельность | Цель |
познание | Беседы: "Национальная одежда, труд людей" "Культура и традиции русского народа" | Знакомство с русской традиционной культурой: (быт, одежда, традиции, промыслы). Воспитывать чувство сопричастности к своему народу. Знакомить с основами православной культуры, как неотъемлемой части национальной культуры русского народа (православный храм, православные праздники, традиции и обряды, православная церковь и общество, семья) |
чтение художественной литературы | Чтение русских народных сказок. | Закрепление знания детьми русских народных сказок, их главных героев, особенности композиции; воспитывать в них интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. |
художественное-эстетическое творчество | Рисование: "Русская изба". | Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. |
музыка | Знакомство детей с русскими народными инструментами. Игра на деревянных ложках. | Познакомить с русскими национальными инструментами; способствовать дальнейшему развитию в игре на детских музыкальных инструментах; воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа. |
Свободная деятельность | Экскурсия в "Русскую избу". С/р игра "Именины". | Расширить представление детей о "Русской избе"; побуждать детей восхищаться народными традициями и предметами их творчества. Закреплять полученные знания в народной деятельности, развивать умение детей самостоятельно воспроизводить задуманный сюжет в игре. |
Блок №2: "Народно-прикладное искусство".
Образовательная область | Непосредственно-образовательная деятельность | Цель |
познание | Беседа "Народно-пркладное искусство". Рассматривание: "Дымковские игрушки"; "Гжельские узоры"; "Хохломские заветки"; "Ах, какие матрешки!". | Расширить и закрепить представления детей о русских народных промыслах. Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. |
художественное-эстетическое творчество | Рисование: "Мы рисуем дымковские игрушки"; "Роспись посуду гжельским узором"; " Ах, какие матрешки!". Лепка: "Русская изба"; "Посуда". | Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. |
Свободная деятельность | Д/и: "Найди такую же матрешку"; "Какай поднос лишний"; Найди лишний предмет посуды и назови роспись"; "Какая из этих игрушек не филимоновская"; "Найди городецкую роспись". | Развитие творческого воображения, мышления; навыков обобщать и анализировать; памяти, речи. |
Блок № 3: "Устное народное творчество"
Образовательная область | Непосредственно-образовательная деятельность | Цель |
познание | Беседа о сказочных героев; Беседа о пословицах, поговорках, песенок, потешек, загадках. | Формировать представление детей о русских народных сказках, их главных героев, особенности композиции. Уточнить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. |
чтение художественной литературы | Чтение русских народных сказок. | Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. |
художественное-эстетическое творчество | Аппликация: "Орнаменты для сарафанов и кокошников". | Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. |
Свободная деятельность | Народные игры: "У медведя во бору"; "Каравай", "Ручеек", "Снеговик". Кукольный театр: "Репка"; "Колобок". | Закреплять полученные знания в самостоятельной деятельности детей; развивать умение самостоятельно воспроизводить содержание сказок. |
Блок № 4: "Какая она, моя Россия"
Образовательная область | Непосредственно-образовательная деятельность | Цель |
познание | Беседа: "Россия - Родина моя"; "Символы России"; "Герб России", "Флаг России". Рассматривание иллюстраций "Родина моя". | Формировать первоначальные представления об истории России, о государственной символике, выдающихся людях. |
художественное-эстетическое творчество | Рисование "Военная техника". | Развитие воображения, моторики пальцев рук. |
Свободная деятельность | С/р игра "Наша армия"; Д/и: "Найди флаг России"; "Собери карту России". | Развитие творческого воображения, мышления; навыков обобщать и анализировать; памяти, речи. |
Выводы
В ходе реализации проекта бала достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать культуру своего народа.
Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, научились различать жанры устного народного творчества, виды декоративно-прикладного искусства.
Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, развитию эстетического восприятия.
полученные результаты еще раз доказывают, что работу по воспитанию патриотических чувств у детей невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»
Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы....
Проект с детьми подготовительной группы "Выращивание помидор рассадным способом"
Документация проекта...
Проект с детьми подготовительной группы "Давайте поиграем"
Пректная деятельность с детьми....
Экологический проект с детьми подготовительной группы "Наша Красная книга"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Почему сейчас этот вопрос так актуален? Причина - в необдуманной и варварской деятельности человека. Экологическое воспитание - эт...
Творческий проект с детьми подготовительной группы «Помощники Зимы»
Как дети помогали зиме...
Познатательно - исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему " Огород на окне"
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТС ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ОКНЕ» Составила: воспитатель Быкова Л.А. Проект : долгосрочный. Вид пр...
ПРОЕКТ «Lego - БУМ» познавательно-творческий проект с детьми подготовительной группы
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складыв...