Проект с детьми подготовительной группы"Россия"
проект (подготовительная группа) на тему

Арсенова Наталья Сергеевна

Ознакомление детей с историей России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_rossii_ars.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему:

"Россия - Родина моя"

Введение

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формирует в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Реализацию проекта невозможно без знаний и традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей страны, своего края. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество, культуру и традиции.

Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

Знакомство дошкольников с родной страной, с её культурой, традициями - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне непосредственно-образовательной деятельности. Один из современных и эффективных методов этой работы - проектный, который развивает у детей познавательную деятельность; способность ставить познавательные задачи и решать их.

Актуальность

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Область дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, "складывается" человек.

В связи с этим проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных.

Цель проекта: развитие свободной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития, соприкоснуться с отечественной, духовной и культурной традицией, обеспечить фундамент для развития у детей патриотических чувств.

Задачи проекта:

- расширить представление детей о России, как стране, в которой они живут;

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;

- Знакомить с декоративно-прикладным искусством.

Вид проекта:  практико-ориентированный.

Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Планируемые результаты: 

- обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников;

- развитие творческих способностей детей и их индивидуальных проявлений: любознательность, исследовательская активность;

- развитие эстетического восприятия.

Этапы работы:

1. Организационный (информационно-подготовительный):

Работа с детьми:

- обсуждение проблемы: "О своей Родине знаем мало".

Работа педагога:

- подбор и изучение литературы по патриотическому воспитанию дошкольников;

- составление тематического плана реализации проекта;

- подбор необходимых пособий, материалов.

Работа с родителями:

- предложить родителям рассказать детям о истории России.

2. Практический:

- проведение непостредственно-образовательной деятельности;

- оформление выставки рисунков на тему "Россия - Родина моя";

- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности;

- разработка консультаций для родителей: "Роль сказок в воспитании и развитии детей", "Массаж и гимнастика с потешкой", "Роль матери и отца в воспитании детей";

- разработка памятки для родителей на тему: "Пальчиковые игры", "Материнские заповеди";

- оформление патриотического уголка в группе.

3. Заключительный:

- обобщение и анализ результатов этапов проекта;

- оформление и представление результатов деятельности педагогов и детей (выставка рисунков);

- презентация проекта.

Принципы реализации проекта:

Принцип свободы и самостоятельности.

Позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности.

Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, "открытие", озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).

Принцип интеграции различных видов деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без "вполне определенного обеспечения", включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающую среду.

Принцип наглядности.

Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

Принцип последовательности.

Предполагает планирование изучаемо материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе).

Принцип занимательности.

Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Реализация проекта.

Работа с детьми строилась по 4 тематическим блокам:

1 блок: - "Как жили люди в старину";

2 блок: - "Народно-прикладное искусство";

3 блок: - "Устное народное творчество";

4 блок: - "Какая она, моя Россия".

Блок №1: "Как жили люди в старину".

Образовательная  область

Непосредственно-образовательная деятельность

Цель

познание

Беседы:

"Национальная одежда, труд людей"

"Культура и традиции русского народа"

Знакомство с русской традиционной культурой: (быт, одежда, традиции, промыслы).

Воспитывать чувство сопричастности к своему народу.

Знакомить с основами православной культуры, как неотъемлемой части национальной культуры русского народа  (православный храм, православные праздники, традиции и обряды, православная церковь и общество, семья)

чтение художественной литературы

Чтение русских народных сказок.

Закрепление знания детьми русских народных сказок, их главных героев, особенности композиции; воспитывать в них интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

художественное-эстетическое творчество

Рисование:

"Русская изба".

Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

музыка

Знакомство детей с русскими народными инструментами.

Игра на деревянных ложках.

Познакомить с русскими национальными инструментами; способствовать дальнейшему развитию в игре на детских музыкальных инструментах; воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа.

Свободная деятельность

Экскурсия в "Русскую избу".

С/р игра "Именины".

Расширить представление детей о "Русской избе"; побуждать детей восхищаться народными традициями и предметами их творчества.

Закреплять полученные знания в народной деятельности, развивать умение детей самостоятельно воспроизводить задуманный сюжет в игре.

Блок №2: "Народно-прикладное искусство".

Образовательная  область

Непосредственно-образовательная деятельность

Цель

познание

Беседа

"Народно-пркладное искусство".

Рассматривание:

"Дымковские игрушки";

"Гжельские узоры";

"Хохломские заветки";

"Ах, какие матрешки!".

Расширить и закрепить представления детей о русских народных промыслах.

Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

художественное-эстетическое творчество

Рисование:

"Мы рисуем дымковские игрушки";

"Роспись посуду гжельским узором";

" Ах, какие матрешки!".

Лепка:

"Русская изба";

"Посуда".

Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Свободная деятельность

Д/и:

"Найди такую же матрешку";

"Какай поднос лишний";

Найди лишний предмет посуды и назови роспись";

"Какая из этих игрушек не филимоновская";

"Найди городецкую роспись".

Развитие творческого воображения, мышления; навыков обобщать и анализировать; памяти, речи.

Блок № 3: "Устное народное творчество"

Образовательная  область

Непосредственно-образовательная деятельность

Цель

познание

Беседа о сказочных героев;

Беседа о пословицах,  поговорках, песенок, потешек, загадках.

Формировать представление детей о русских народных сказках, их главных героев, особенности композиции.

Уточнить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц.

чтение художественной литературы

Чтение русских народных сказок.

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

художественное-эстетическое творчество

Аппликация:

"Орнаменты для сарафанов и кокошников".

Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Свободная деятельность

Народные игры:

"У медведя во бору";

"Каравай",

"Ручеек",

"Снеговик".

Кукольный театр:

"Репка";

"Колобок".

Закреплять полученные знания в самостоятельной деятельности детей;  развивать умение самостоятельно воспроизводить содержание сказок.

Блок № 4: "Какая она, моя Россия"

Образовательная  область

Непосредственно-образовательная деятельность

Цель

познание

Беседа:

"Россия - Родина моя";

"Символы России";

"Герб России",

"Флаг России".

Рассматривание иллюстраций "Родина моя".

Формировать первоначальные представления об истории России, о государственной символике, выдающихся людях.

художественное-эстетическое творчество

Рисование

"Военная техника".

Развитие воображения, моторики пальцев рук.

Свободная деятельность

С/р игра "Наша армия";

Д/и:

"Найди флаг России";

"Собери карту России".

Развитие творческого воображения, мышления; навыков обобщать и анализировать; памяти, речи.

Выводы

В ходе реализации проекта бала достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать культуру своего народа.

Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, научились различать жанры устного народного творчества, виды декоративно-прикладного искусства.

Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, развитию эстетического восприятия.

полученные результаты еще раз доказывают, что работу по воспитанию патриотических чувств у детей невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»

Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы....

Экологический проект с детьми подготовительной группы "Наша Красная книга"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Почему сейчас этот вопрос так актуален? Причина - в необдуманной и варварской деятельности человека. Экологическое воспитание - эт...

Познатательно - исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему " Огород на окне"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТС ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ОКНЕ»  Составила: воспитатель Быкова Л.А.  Проект : долгосрочный. Вид пр...

ПРОЕКТ «Lego - БУМ» познавательно-творческий проект с детьми подготовительной группы

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складыв...