Cказкотерапия
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ильичева Елена Александровна

Материал по работе с детьми в речевой группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы .

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Именно потому и я использую в своей воспитательной работе сказкотерапию.

Задачи: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей, выявление и поддержка творческих способностей, формирование навыков конструктивного выражения эмоций, развитие способностей эмоциональной регуляции в межличностных отношениях.

В своей деятельности  с использованием  сказкотерапии мы исследуем сказочные образы,  стараемся осмыслить такие важные понятия, как:  добро и зло, вечная любовь и преданность, умение прощать, семейные ценности, любовь к близким, уважение к памяти предков и почитание своих родителей.

Что же такое сказкотерапия?  Это понятие включает в себя несколько определений. Во – первых,  сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, во – вторых, это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В – третьих, сказкотерапия – это процесс экологического образования и воспитания ребенка, и в – четвертых, это терапия особой сказочной средой, в которой  человек может реализовать свою мечту.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. В процессе работы мы обращаемся к жизненному опыту ребенка. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.

В нашей деятельности мы используем различные формы работы со сказками. Среди них такие как:

  • Чтение и анализ сказки
  • Рассказывание сказки
  • Сочинение сказки

 

  • Инсценирование сказки
  • Иллюстрирование сказки
  •  Куклотерапия  

Все формы работы со сказками интересны. О каждой я могла бы рассказать более подробно, но регламент не позволит мне сделать это. Поэтому более подробно остановлюсь на такой форме как куклотерапия.

Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужно.  Особенно интересными получились занятия по сказкам: «А чего нам горевать?»,  «Чужое взять – свое потерять».

Как же проходят наши занятия?

Детям зачитывается отрывок из сказки, затем задаются вопросы, которые помогают осмыслить прочитанное, понять главную мысль сказки, далее  вспомнить жизненную ситуацию и почувствовать себя в роли сказочных героев, взяв в руки куклу.

Ребенок надевает на руку куклу, и он уже чувствует себя героем сказки. И даже самый робкий малыш чувствует себя уверенным и сильным. А честная – пречестная девочка, держа в руках лису, становится хитрой.

Несколько слов хотелось бы сказать о создании коррекционной сказки.

Я подбираю героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Это может быть не человек, а сказочное животное. Далее описываю жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации. Теперь герой понимает свою неправоту и становится на путь исправления.

Каков же результат моей деятельности? Что дает сказкотерапия?

В результате проведенных занятий у детей развивается моторика и координация движений,

снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается

работоспособность детей, увеличивается способность детей к

концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и

совершенствовать волевые качества.

Также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление

различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать

выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко

спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство

вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к

людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ

своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Святитель Тихон Задонский сказал: «Из всех наук самая главная – познание своей души». Сказкотерапия помогает моим детям познать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии "Cказкотерапия" на музыкальных занятиях"

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литератур...

Cказкотерапия: воспитание детей сказкой

Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показатьс...

Cказкотерапия: воспитание детей сказкой

Чем сказки могут быть полезны родителям Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. Н...

Cказкотерапия - воспитание детей сказкой

Cказкотерапия - воспитание детей сказкой Чем сказки могут быть полезны родителям?Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети п...