Cказкотерапия - воспитание детей сказкой
консультация
Cказкотерапия - воспитание детей сказкой
Чем сказки могут быть полезны родителям?
Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.
Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Блогер Я – Родителя, клинический психолог и сертифицированный сказкотерапевт Екатерина Блюхтерова предлагает вашему вниманию терапевтическую сказку «Добрый лес»: она поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.
Есть несколько способов работы со сказкой, среди них выделяются основные три:
- разбирать с ребенком уже существующую сказку;
- придумывать новые концовки для уже существующих сказок;
- сочинить новую сказку – самому или вместе с ребенком.
Как разобрать сказку с ребенком?
Основная цель обсуждения сказок – построить связь между поведением героев, происходящими в сказке событиями и ситуациями в реальной жизни, с которыми сталкивается ребенок. В таком случае сюжет сказки трансформируется для ребенка в личный багаж знаний и представлений, к которому он сможет обращаться при необходимости, например, попав в какую-то сложную для себя ситуацию. Известный сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать для обсуждения сказок следующую схему:
1. Сказка – ложь, да в ней намек…
Обсудите с ребенком, о чем повествуется в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?
2. Баба-яга и красна девица
Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?
3. Огонь, вода и медные трубы
Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались ли они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.
4. …добрым молодцам урок!
Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх?
По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и просмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.
Как сочинить сказку вместе с ребенком?
Сочиняя вместе с ребенком сказки, вы можете прикоснуться к его внутреннему миру, узнать о том, что его беспокоит, пугает, или напротив – вдохновляет и поддерживает. Сюжет сказки строится по определенным канонам: по сути она представляет из себя последовательность событий, объединенных неким сюжетом.
Начните с того, что создайте главного героя. Придумайте ему имя и образ. Можно подключить здесь и арт-терапию – нарисовать героя или вылепить его из пластилина. Узнайте у ребенка, какими качествами обладает герой, какой у него характер. Обсудите, о чем будет ваша сказка. Как правило, у главного героя есть цель и есть препятствия на пути к ее осуществлению. Также в сказке есть герои-союзники и герои-противники. В процессе создания сюжета пробуйте проводить параллели с реальной жизнью ребенка: спрашивайте, как это связано для него с его опытом и переживаниями, в связи с чем он выбрал для героя именно такую цель и такие испытания?
Как придумать новые концовки к уже существующим сказкам?
Иногда для того, чтобы помочь ребенку найти решение проблемы через сказку, не нужно сочинять новую. Достаточно придумать новую концовку к одной из тех, что уже существуют. Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого учителя, который дает много заданий или ставит низкие оценки, можно обсудить с ним сказку о Золушке.
В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была ли мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама сбежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?
Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научиться смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.
Особенности сказкотерапии по возрастам
2-3 года. Дети очень привязаны к родителям. Поэтому у них может появиться чувство страха от присутствия посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети опасаются животных или какого-либо вида транспорта. Также посещение детского сада или дополнительных занятий часто сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением.
3-4 года. В 3 года родители часто сталкиваются с кризисом поведения у ребёнка, с капризами и проявлением самостоятельности, упорства. Поэтому сказкотерапия помогает научить ребёнка договариваться, идти на уступки и компромиссы, ценить чужое мнение, отличать плохое от хорошего. Кроме того, в этом возрасте ребёнок учится правильно выражать свои эмоции.
Очень эффективно работают сказки с животными: «Гуси-лебеди», «Репка», «Три поросёнка», «Красная Шапочка».
4-6 лет. В этом возрасте очень активно начинает работать фантазия у ребёнка. И из-за этого возникают новые переживания и страхи. В 4 года многие дети боятся засыпать без взрослых: они боятся темноты и одиночества, кажется, что под кроватью или в шкафу прячутся разные чудовища. Годам к 5 появляется страх смерти. К этому возрасту у некоторых детей формируются первые комплексы: неуверенность в себе, низкая самооценка.
6-10 лет Это этап адаптации к новым школьным условиям. Основные страхи младших школьников – это ответ у доски или контрольная работа, проблемы с учителем или одноклассниками, опоздание на урок, боязнь сделать что-то не так.
Сказкотерапия сможет помочь в решении всех этих проблем. В сказках из любых сложных ситуаций есть выход, а главный герой никогда не остаётся со своими проблемами наедине, всегда есть помощники, которые будут рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam.osobennosti_skazkoterapii_po_vozrastam.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Cказкотерапия - воспитание детей сказкой
Чем сказки могут быть полезны родителям?
Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.
Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Блогер Я – Родителя, клинический психолог и сертифицированный сказкотерапевт Екатерина Блюхтерова предлагает вашему вниманию терапевтическую сказку «Добрый лес»: она поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.
Есть несколько способов работы со сказкой, среди них выделяются основные три:
- разбирать с ребенком уже существующую сказку;
- придумывать новые концовки для уже существующих сказок;
- сочинить новую сказку – самому или вместе с ребенком.
Как разобрать сказку с ребенком?
Основная цель обсуждения сказок – построить связь между поведением героев, происходящими в сказке событиями и ситуациями в реальной жизни, с которыми сталкивается ребенок. В таком случае сюжет сказки трансформируется для ребенка в личный багаж знаний и представлений, к которому он сможет обращаться при необходимости, например, попав в какую-то сложную для себя ситуацию. Известный сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать для обсуждения сказок следующую схему:
1. Сказка – ложь, да в ней намек…
Обсудите с ребенком, о чем повествуется в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?
2. Баба-яга и красна девица
Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?
3. Огонь, вода и медные трубы
Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались ли они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.
4. …добрым молодцам урок!
Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх?
По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и просмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.
Как сочинить сказку вместе с ребенком?
Сочиняя вместе с ребенком сказки, вы можете прикоснуться к его внутреннему миру, узнать о том, что его беспокоит, пугает, или напротив – вдохновляет и поддерживает. Сюжет сказки строится по определенным канонам: по сути она представляет из себя последовательность событий, объединенных неким сюжетом.
Начните с того, что создайте главного героя. Придумайте ему имя и образ. Можно подключить здесь и арт-терапию – нарисовать героя или вылепить его из пластилина. Узнайте у ребенка, какими качествами обладает герой, какой у него характер. Обсудите, о чем будет ваша сказка. Как правило, у главного героя есть цель и есть препятствия на пути к ее осуществлению. Также в сказке есть герои-союзники и герои-противники. В процессе создания сюжета пробуйте проводить параллели с реальной жизнью ребенка: спрашивайте, как это связано для него с его опытом и переживаниями, в связи с чем он выбрал для героя именно такую цель и такие испытания?
Как придумать новые концовки к уже существующим сказкам?
Иногда для того, чтобы помочь ребенку найти решение проблемы через сказку, не нужно сочинять новую. Достаточно придумать новую концовку к одной из тех, что уже существуют. Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого учителя, который дает много заданий или ставит низкие оценки, можно обсудить с ним сказку о Золушке.
В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была ли мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама сбежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?
Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научиться смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.
Особенности сказкотерапии по возрастам
2-3 года. Дети очень привязаны к родителям. Поэтому у них может появиться чувство страха от присутствия посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети опасаются животных или какого-либо вида транспорта. Также посещение детского сада или дополнительных занятий часто сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением.
3-4 года. В 3 года родители часто сталкиваются с кризисом поведения у ребёнка, с капризами и проявлением самостоятельности, упорства. Поэтому сказкотерапия помогает научить ребёнка договариваться, идти на уступки и компромиссы, ценить чужое мнение, отличать плохое от хорошего. Кроме того, в этом возрасте ребёнок учится правильно выражать свои эмоции.
Очень эффективно работают сказки с животными: «Гуси-лебеди», «Репка», «Три поросёнка», «Красная Шапочка».
4-6 лет. В этом возрасте очень активно начинает работать фантазия у ребёнка. И из-за этого возникают новые переживания и страхи. В 4 года многие дети боятся засыпать без взрослых: они боятся темноты и одиночества, кажется, что под кроватью или в шкафу прячутся разные чудовища. Годам к 5 появляется страх смерти. К этому возрасту у некоторых детей формируются первые комплексы: неуверенность в себе, низкая самооценка.
6-10 лет Это этап адаптации к новым школьным условиям. Основные страхи младших школьников – это ответ у доски или контрольная работа, проблемы с учителем или одноклассниками, опоздание на урок, боязнь сделать что-то не так.
Сказкотерапия сможет помочь в решении всех этих проблем. В сказках из любых сложных ситуаций есть выход, а главный герой никогда не остаётся со своими проблемами наедине, всегда есть помощники, которые будут рядом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание детей сказкой
Рекомендация для родителей...
Воспитание детей сказкой.
Воспитание сказкой....
Воспитание детей сказкой
Воспитание детей сказкой...
консультация для педагогов "Воспитание детей сказкой "
Эта консультация поможет в работе со сказкой воспитателям ДОУ...
Cказкотерапия: воспитание детей сказкой
Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показатьс...
Cказкотерапия: воспитание детей сказкой
Чем сказки могут быть полезны родителям Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. Н...
О роли сказок в воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
О роли сказок в воспитании детейСказка – великая духовная культура народа, которую мы собираемпо крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа....