"Формирование речевого этикета" ч.4
статья (старшая группа) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_chast_4.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Часть 4

В работе по организации воспроизведения формул использовались следующие игры:

  1. Словесная игра «Волшебник».
    Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных формул в ситуации приглашения, предложения.
  2. Дидактическая игра «Дети учат Незнайку».
    Цель: продолжать упражнять детей в репродуктивном воспроизведении знакомых формул и выражений.
  3. Игровая ситуация «Подбери слова».
    Цель: выявить, какие формулы и выражения приглашения, предложения запомнили дети.
  4. Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В гостях», «В магазине» <Приложение 3>.

После предложенного примера приглашения дети вспоминали свои ситуации приглашения и предложения и формулы, которыми они пользуются в этих ситуациях. По аналогии рассматривались другие игровые ситуации.

Задания постепенно усложнялись для воспроизведения вариативных формул. Игры, предлагающие самостоятельное воспроизведение формул детьми, показали, что дети значительно чаще и к месту стали использовать формулы в данной ситуации общения.

На третьем этапе формирующего эксперимента шло обучение детей развёртыванию формул и выражений формул речевого этикета. На этом этапе обучение предполагало восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации приглашения, предложения.

В ходе работы выявилась такая особенность: дети без особого затруднения в развёртывании формул пользовались адресованностью, а мотивированность в формулах вызывала затруднения. Это побудило использовать для закрепления формул с развёртыванием те же игры и упражнения, что на втором этапе, но задачи усложнялись.

Проведённая на этом этапе работа способствовала тому, что дети научились понимать смысл развёрнутых фраз. Использование приглашений, предложений помогало дошкольникам в повседневных контактах. Дети быстрее шли на контакт со взрослыми их приглашения и предложения были адресованными и со временем мотивированными. В совместных играх диалоги стали более индивидуальными.

Четвёртый этап предусматривал обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.

Обучение доброжелательности интонации, приветливости мимики проводилась уже на предыдущих этапах обучения. Дошкольникам называли формулы речевого этикета и подсказывали, с какой интонацией её лучше произнести. Они с некоторым затруднением воспроизводили тон и мимику, требовалась дополнительная работа, позволяющая подчеркнуть привлекательность доброжелательной интонации и приветливой мимики.

Для обучения проявлению доброжелательности использовались игры и этюды:

  1. Игра «Физиономисты».
    Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния.
  2. Этюд «Эмоции».
    Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего.
  3. Игра «Пантомимы».
    Цель: развивать умение невербального общения.

Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закреплялись во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и этюды упражняли детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка поддерживать доброжелательный тон в общении формировалась в повседневных делах и заботах ребёнка.

Старшие дошкольники иногда стеснялись повторять за воспитателем мимические движения или воспроизводить интонацию. По мере формирования речевого этикета дети учились управлять силой и тоном своего голоса, приветливой мимике.

Таким образом, методические приемы, используемые для обучения детей формулам речевого этикета в выбранной ситуации общения, оказались приемлемыми и эффективными.

В дошкольном возрасте, обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул речевого этикета, их «развёртывания» и сопровождение их доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)​Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...

Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр

Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и ...

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)          ...