Главные вкладки
Елена Ростиславовна Светозарова
Сайт воспитателя детского сада
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: этикет
Увлечения: книги, театр
Регион: Санкт-Петербург
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Место работы: ГБДОУ детский сад №18
Звание, ученая степень: воспитатель высшей категории
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-rostislavovna-svetozarova
Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этике, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучать речевому этикету в дошкольном детстве.
В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.
Речевой этикет – это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.
В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. А именно: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения.
Речевой этикет – это «микросистема национально-специфических вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контактов собеседников, поддерживания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения (правилам этикета)».
О себе
воспитатель высшей категории, со стажем более 30 лет
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Пушкина, Толстого
Мой взгляд на мир
оптимистичный
Мои достижения
благодарности родителей и администрации
Моё портфолио
Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.
К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:
- обращение и привлечение внимания;
- приветствие;
- знакомство;
- прощание;
- извинение;
- благодарность;
- поздравление;
- пожелание;
- соболезнование;
- сочувствие;
- приглашение;
- просьба;
- совет;
- одобрение;
- комплимент.
Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:
- наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
- формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
- формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).
Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы и т.п. добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений».
Вежливость фраз речевого этикета происходит и за счет «приращения» к ним мотивировок: «Я очень благодарна вам за книгу, она мне очень помогла; До свидания, надеюсь, завтра увидимся». Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
- разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
- доступные способы «развертывания» вежливых формул;
- умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает:
- обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,
- обучение детей способам их «развертывания»;
- развитие доброжелательности интонации и мимики.
Выделяются следующие формулы речевого этикета, необходимые дошкольникам для обслуживания наиболее типичных ситуаций общения и примерные фразы для мотивировки формул речевого этикета
Мои публикации:
- "В театре"
- "Вежливый котик"
- "Каждой вещи свое место"
- "Как дарить подарки"
- "Наши имена"
- "У меня зазвонил телефон"
- "Формирование речевого этикета" ч.3
- "Формирование речевого этикета" ч.4
- "Формирование речевого этикета"ч.2
- Методическая разработка "В гостях"
- Статья "Формирование речевого этикета у старших дошкольников"