"Формирование речевого этикета" ч.3
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Часть 3
Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:
Первый этап – восприятие формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи использовали художественную литературу, просмотр инсценировок и постановок.
Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.
Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.
Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.
Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определялась логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.
Первый этап восприятие формул речевого этикета. Работа была направлена на обогащение и активизацию словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета. Она начиналась с организации восприятия формул и выражений речевого этикета.
Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходило, прежде всего, в повседневной жизни. Использовалась любая возможность, чтобы проговаривать вслух, по какому поводу педагог собирается обратиться к кому – либо и как именно это будет сделано. Ребёнку подсказывали, как ему предложить или пригласить старшего или сверстника; стремились поощрять попытки использования формул речевого этикета. Это позволяло активизировать их восприятие:
- Вы заметили, как встретил Гриша, Наталью Петровну? Он сказал…;
- Давайте пригласим ребят из приёмной в группу, скажем им: «Проходите, обед накрыт»;
- Сказать вам, как Глеб предложил мне поиграть с ним? Он сказал: «Татьяна Александровна, давайте с вами поиграем в эту игру».
Восприятие формул речевого этикета и выражений речевого этикета происходит в процессе чтения художественной литературы, когда внимание детей акцентируется на вежливых фразах, употребляемых героями произведений. Чтение поможет развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Использовались такие произведения как: «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон» «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово» <Приложение 2>.
Наблюдения за деятельностью и общением детей на этой ступени усвоения формул речевого этикета показали, что уже на этом этапе участились случаи использования формул речевого этикета в ситуации приглашения (предложения). Например: в игре, разговор по телефону:
- Алло! Полина, это ты? Привет. Это я, Катя. Я хочу пригласить тебя на день рождения.
- Спасибо за приглашение. Я скоро приду.
В умывальной комнате:
- Данил, пойдём руки мыть.
- Пойдём.
На втором этапе для воспроизведения формул речевого этикета использовалась система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.
Вначале использовались игры, по правилам которых требовалось воспроизвести заданные речевые образцы.
После этого упражняли детей в самостоятельном выборе и использовании речевых формул.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...
Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Игры, входящие в данный набор помогут организовать работу по формированию речевого дыхания с детьми – логопатами, заинтересовать и увлечь их игрой. Изготовить данные игры может любой желающий, как спе...
Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр
Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и ...
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)
Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие) ...
Формирование речевой активности у детей,имеющих отклонения в речевом развитии с использованием инновационных технологий
Без стремления к новому нет жизни,нет развития, нет прогресса....