Педагогический проект по теме самообразования "Умные пальчики"
проект
Педагогический проект "Умные пальчики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Умные пальчики" | 714.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Умные пальчики»
Разработчик: Шишова О.В.,
воспитатель
г. Югорск
2015 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
1.Актуальность проблемы……………………………………………6
2.Этапы проекта……………………………………………… 9
3.Механизмы реализации проекта………………………………… 13
4.Ожидаемые результаты……………………………………………17
5.Описание реализации проектной деятельности……………… ..18
6.Результаты ……………
Список использованных источников……………………………….23
Приложение………………………………………………………… 24
Аннотация проекта
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
Начиная с раннего возраста, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.
Данная работа посвящена развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Сроки реализации: проект долгосрочный рассчитан на 2 года (октябрь 2015- май 2017 г.
2015-2016 год - «Играем, пальчики разминаем» - ранний возраст развитие мелкой моторики через игры с предметами,
2016- 2017 год – «Умелые ручки» младший дошкольный возраст развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Умные пальчики» |
Автор проекта | Шишова О.В., воспитатель |
Вид проекта | игровой, практико-ориентированный |
По содержанию | социально - педагогический |
Целевая аудитория | воспитанники группы № 4 , воспитатели; родители. |
Сроки реализации проекта | октябрь 2015г. – май 2017г |
Актуальность | Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. |
Цель проекта: | Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста. |
Задачи проекта | 1. Разработать перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в процессе игровой деятельности детей и использовании игровых пособий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек. 3. Развивать и активизировать словарный запас детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. 4.Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; 5.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 6.Повышать уровень педагогической компетентности родителей по развитию мелкой моторике пальцев рук у детей дошкольного возраста. 7. Привлекать родителей к участию в жизни детей в ДОУ. |
Гипотеза | Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно если: - создать условия для ее развития через различные виды деятельности; - в семье будут создавать благоприятные условия для проведения работы по развитию мелкой моторики у детей. |
Методы работы | - исследовательские: наблюдения; - наглядные; - словесные: беседы, указания, словесные инструкции; - игровые: самомассаж кистей рук с помощью подручных материалов; -творческие: рисование (пальчиками, пластилином) |
Ожидаемый результат | 1.У детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений. 2.Удетей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь. 3.Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями; 4. Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей; 5. Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые и разнообразные игры с предметами. |
Актуальность
Проблема развития мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.
Мария Монтессори говорила: «Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий». По её мнению с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитием мелко моторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного, что очень важно для формирования личности человека в целом.
Актуальность моей работы заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста с использованием игровых пособий, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и игровых упражнений. Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.
Проблема: наблюдая за своими детьми в группе раннего возраста, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку во время принятия пищи; карандаш, кисть во время занятий изобразительной деятельностью, другие - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.
Выявив проблему, я определила тему моей работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста»:
- 2015-2016 год - «Играем, пальчики разминаем» - ранний возраст развитие мелкой моторики через игры с предметами,
2016- 2017 год – «Умелые ручки» младший дошкольный возраст развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры.
Объект: мелкая моторика пальцев рук
Предмет: развитие мелкой моторики пальцев рук
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Разработать перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в процессе разнообразной игровой деятельности детей и использовании игровых пособий с детьми второй группы раннего возраста.
2. Развивать и активизировать словарный запас детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
3.Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
5.Повышать уровень педагогической компетентности родителей по развитию мелкой моторике пальцев рук у детей дошкольного возраста.
6. Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.
Свою работу по развитию мелкой моторики пальцев рук строю исходя из следующих принципов:
принцип гуманизации – принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему;
принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется через игровую деятельность; подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
принцип систематичности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и во всех видах деятельности;
принцип интеграции – взаимодействие всех субъектов педагогического процесса в данном направлении;
принцип преемственности - учет разного уровневого развития детей;
принцип индивидуального подхода к детям – осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития;
комплексно-тематический принцип - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью;
принцип игровой подачи материала - основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Тип проекта: долгосрочный, игровой.
Сроки реализации проекта: октябрь 2015г. – май 2017г.
Участники проекта: воспитанники группы № 4; воспитатели; родители.
Содержание реализации проекта
Для реализации проекта использовала следующие формы работы по развитию мелкой моторике пальцев рук:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
• массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
• рисование по трафаретам;
• дидактические игры;
• шнуровка, пуговицы, прищепки;
• пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки.
2. Этапы реализации проекта.
Подпроект «Играем, пальчики разминаем» - ранний возраст развитие мелкой моторики через игры с предметами. Срок реализации 2015-2016 год.
- I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный):
- II этап – внедренческий (основной)
- III этап – итоговый (обобщающий)
План поэтапной реализации проекта:
№ п/п | Формы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный): | ||||
1 | 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Проведение диагностики развития мелкой моторики пальцев рук 3. Разработка перспективного планирования с детьми. 4. Организация предметно – развивающей среды. | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; Сбор информации по данной теме. Изучение литературы; Подбор и изготовление материала для игр по развитию мелкой моторики рук. Обследование детей на начало учебного года; Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме. Изготовить дидактические игры и пособия. | Октябрь 2015г. | Воспитатели |
II этап. Внедренческий (основной) | ||||
2 | 1. Реализация перспективного плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей.
Сотрудничество с родителями. | рисование на песке, манке пальчиками; игры с крупной и мелкой мозаикой; игры с прищепками; катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками, соленого теста Самомассаж 3астегивание, расстегивание - пуговиц, липучек, молний. Работа со шнуровкой. 3.Привлечение родителей в работе над проектом. Проведение родительского собрания Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек. Разработка рекомендаций для родителей по развитию моторики рук в домашних условиях. Индивидуальные беседы Подбор материалов и помощь в изготовлении дидактических пособий. | Ноябрь 2015г. - Май 2016г. | Воспитатели |
III этап. Обобщающий | ||||
3. | 1.Диагоностика познавательных способностей на конец года
2.Сравнительный результат анализов 3. Перспективы | 1. Наблюдение, игры, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец эксперимента 2. Провести анализ полученных результатов Определить эффективность проведённой работы Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, размещение на сайтах. Презентация опыта для сотрудников и родителей; Оформление проектной деятельности; | Май 2016г. | Воспитатели |
2. Этапы реализации проекта.
Подпроекта «Умелые ручки» младший дошкольный возраст развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры – срок реализации 2016- 2017г.
- I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный):
- II этап – внедренческий (основной)
- III этап – итоговый (обобщающий)
План поэтапной реализации проекта:
№ п/п | Формы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный): | ||||
1 | 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Проведение диагностики развития мелкой моторики пальцев рук 3. Разработка перспективного планирования с детьми. 4. Организация предметно – развивающей среды. | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; Сбор информации по данной теме. Изучение литературы; Подбор материала (игрового и методического). Составление картотеки пальчиковых игр; Обследование детей на начало учебного года; Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме. Пополнить предметно-развивающую среду группы новыми дидактическими играми. | Сентябрь 2016г. | Воспитатели |
II этап. Внедренческий (основной) | ||||
2 | 1. Реализация перспективного плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей.
Сотрудничество с родителями. | разучивание пальчиковых игр; выполнение фигурок из пальцев катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками. рассказывание стихов руками. 3.Привлечение родителей в работе над проектом. Проведение родительского собрания Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек. Разработка рекомендаций для родителей по проведению пальчиковых игр в домашних условиях Подбор материалов и помощь в изготовлении дидактических пособий. | Ноябрь 2016г. - Май 2017г. | Воспитатели |
III этап. Обобщающий | ||||
3. | 1.Диагоностика познавательных способностей на конец года
2.Сравнительный результат анализов 3. Перспективы | 1. Наблюдение, игры, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец эксперимента 2. Провести анализ полученных результатов Определить эффективность проведённой работы Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, размещение на сайтах. | Май 2017г. | Воспитатели |
3. Механизм реализации проекта.
Подпроект «Играем, пальчики разминаем» - ранний возраст развитие мелкой моторики через игры с предметами - срок реализации 2015-2016 год.
Перспективный план работы с детьми 2 группы раннего возраста.
Октябрь
1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
2. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков
3.Игры с песком «Найди игрушку».
4. «Сухой бассейн» с фасолью «Кто спрятался?»
5. Игры с вкладышами. 6. «Собери пирамидку».
Ноябрь
1. Игра « Найди сюрприз» (с мелкими игрушками)
2.Учить детей одевать и раздевать кукол.
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
5. Нанизывание мелких бусин на верёвочку.
6. Игры с песком «Печенье».
Декабрь
1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
2. Знакомство со счётными палочками. Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник». 3. «Сухой бассейн» с фасолью и горохом. (Отдели горох от фасоли). 4. Игра «Волшебные палочки» одевание резинок на цветные полоски.
5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). 6.Игры с песком «Рисование на песке»
Январь
1 Знакомство с замками. Застёгивание и расстёгивание замков. 2. Знакомство с цветными крышечками. Д/и: «Найди свой домик». 3. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5. Работа с крупами. Отдели фасоль от гречки. 6. «Матрешки разбежались» - собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
Февраль
1.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
2.Конструирование из палочек «Стол», Стул», «Домик».
3.Игры с волчками, юлой.
4. Игры с прищепками «Елочка», «Человечек», «Цветочек».
5.Изготовление подарков к празднику «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация).
6. Игры с цветными крышечками «Лыжники»
Март
1. Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и гороха).
2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
4.Игры с прищепками «Рыбка», «Петушок», «Тучка». 5. Работа с пуговицами раскладывание по цвету «Цветные баночки».
Апрель
1.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
2. Настольная игра «Найди фигуре место».
3. Игры с цветными крышечками «Сделай как я» (используя образец).
4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5. «Цветочная полянка» (застёгивание пуговиц)
Май
1. Игры с прищепками «Ёжик», «Зайчик», «Солнышко».
2.Игры «Собери цветок», «Автомобиль» (с пуговицами).
3.Игры с песком «Угощение для кукол».
4. Конструирование из палочек: «Окно», «Грибок», «Флажок».
5.Настольные игры «Мозаика», «Паззлы».
Работа с родителями
Месяц | Формы работы |
Октябрь | Индивидуальные беседы: « Знаете ли вы, как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» |
Ноябрь | Беседа с родителями Знакомство с проектом «Умные пальчики». Помощь родителей в пополнении предметно - развивающей среды по развитию мелкой моторике пальцев рук. |
Декабрь | Памятки «Игры и упражнения для развития моторики рук» Консультация для родителей «Пока мама на кухне». |
Январь | Беседа с родителями «Дети и мелкая моторика рук». Привлечь родителей к изготовлению игр для развития мелкой моторики. |
Февраль | Консультация: «Большая польза от мелкой моторики» |
Март | Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. |
Апрель | Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала. |
Май | Родительское собрание: презентация результатов реализации проекта «Умные пальчики» |
Подпроект «Умелые ручки» младший дошкольный возраст развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры – срок реализации 2016- 2017г.
Перспективный план работы с детьми младшей группы.
Сентябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Сорока-сорока»
2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3. Выполнение фигурок из пальцев: « Домик», «Флажок», «Очки», «Лодка».
4. Пальчиковые игры «Мой веселый круглый мяч…».
5. Выполнение фигурок из пальцев
6.Заучивание пальчиковой игры «Замок».
Октябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».
2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3. Выполнение фигурок из пальцев: «Пароход», «Стол», «Стул», «Замок».
4. Пальчиковые игры «Семья», «Прогулка»
5. Заучивание пальчиковой игры «Ладушки- ладушки»
6. Заучивание пальчиковой игры «Человечки».
Ноябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).
2. Выполнение фигурок из пальцев: «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик».
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Дом и ворота».
4. Пальчиковые игры «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик).
5. Повторение фигурок из пальцев: « Домик», «Флажок», «Очки», «Лодка».
Декабрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».
2.Пальчиковые игры «Елка», «Новогодние игрушки».
3 Пальчиковая игра « У меня есть голова…», «1,2,3,4,5- тело будем изучать…»
4. Выполнение фигурок из пальцев: «Ёлка», «Корзинка», «Колокольчик», «Собака».
Январь
1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».
2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковые игры «Человечек», «Кошка и собаки».
4. Выполнение фигурок из пальцев: «Кошка», «Мышка», «Зайка и ушки», «Зайчик в норке».
Февраль
1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».
2.Пальчиковые игры «Капитан», «Дом».
3. Выполнение фигурок из пальцев: «Зайка и барабан», «Лошадка», «Зайка и зеркало», «Коза».
4. Заучивание пальчиковой игры «Оладушки». Повторение знакомых игр.
5. Повторение фигурок из пальцев: «Пароход», «Стол», «Стул», «Замок».
Март
1. Пальчиковая игра « Мамины помощники», «Компот».
2.Пальчиковая игра «Наши мамы», «Большая стирка»
3. Выполнение фигурок из пальцев: «Гусь», «Петушок», «Курочка», «Осы».
4. Пальчиковая игра «Кашка»
5. Повторение фигурок из пальцев: «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик».
Апрель
1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», «Рыбка»
2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
3. Пальчиковая игра «Солнечные зайчики»
4. Выполнение фигурок из пальцев: «Жук», «Краб», «Слон», «Дерево».
5. Повторение фигурок из пальцев: «Ёлка», «Корзинка», «Колокольчик», «Собака».
Май
1. Выполнение фигурок из пальцев: «Птички», «Филин».
2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».
3. Выполнение знакомых фигурок из пальцев «Волк и лиса», «Крокодил».
4.Повторение знакомых пальчиковых игр.
5. Повторение фигурок из пальцев: «Кошка», «Мышка», «Зайка и ушки», «Зайчик в норке».
Работа с родителями
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Беседа с родителями Знакомство с проектом «Умелые ручки» |
Октябрь | Помощь родителей в пополнении предметно- развивающей среды по развитию мелкой моторики пальцев рук. |
Ноябрь | Консультация: «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры. |
Декабрь | Комплекс пальчиковых игр «Играем дома» |
Январь | Памятки «Пальчиковые игры: учите вместе с нами». |
Февраль | Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. |
Март | Памятки «Игры и упражнения для развития моторики рук» |
Апрель | Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с использованием подручного материала. |
Май | Родительское собрание: презентация результатов реализации проекта «Умелые пальчики» |
4.Ожидаемые результаты:
Ожидаемый результат по подпроекту «Играем, пальчики разминаем».
К концу года у детей кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей.
У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Повысится интерес у родителей к данному вопросу.
Родители будут играть дома с детьми в разнообразные игры с предметами.
Ожидаемый результат по подпроекту «Умелые ручки».
К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
Повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;
Реализация подпроекта «Играем, пальчики разминаем» - ранний возраст развитие мелкой моторики через игры с предметами - срок реализации 2015-2016 год.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе была определена тема, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата. Была подобрана и изучена литература по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через игры с предметами ».
На основе использованной литературы разработала перспективный план по развитию мелкой моторики.
Использовала в работе методические рекомендации А. Е. Белой, Т. А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»; В. Цвынтарнного «Играем пальчиками и развиваем речь».
В группе создала необходимую предметно-развивающую среду, приобрели игры и пособия для развития мелкой моторики, многие из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные палочки, матрешки, мозаика, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; различные виды шнуровки, дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики. Создан центр «Песка и воды». Дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом.
Началом моей работы над педагогическим проектом, стала проведенная диагностика. Цель: выявить уровень развития мелкой моторики рук детей раннего возраста. Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу.
Детям предлагалось пройти диагностику, которая состояла из 3 заданий, на определение уровня мелкой моторики и координации движения рук. Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию (приложение №1).
Результаты диагностики распределились следующим образом: из 20 детей.
Высокий уровень - 2 ребёнка- 10%
Средний - 8 детей – 40 %
Низкий - 10 детей – 50 %
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
Средний уровень ( - ) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
Низкий уровень: ( + ) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Для родителей провела собрание «Умные пальчики. Развитие мелкой моторики». Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук. Познакомила родителей с играми и пособиями, которые использую на занятиях и в свободной деятельности в детском саду по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации. Родителям даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях. Изготовила «Информационный стенд для родителей», который содержит рекомендации по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях, приемы самомассажа и массажа.
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».
Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
В мае 2016 года, была проведена повторная диагностика с теми же заданиями что и вначале, с целью выявления результатов. Результаты были таковы, из 20 детей:
Высокий уровень развития речи - 6 детей - 30 %.
Средний - 10 детей – 50%.
Низкий - 4 ребёнка – 20 %.
Соотношение результатов реализации этапа проекта:
Уровень развития моторики рук | Начало года | Конец года |
Высокий | 2(10%) | 6 (30%) |
Средний | 8 (40%) | 10 (50%) |
Низкий | 10 (50%) | 4 (20%) |
Данное соотношение в таблице можно представить в виде диаграммы:
Реализация основного этапа проекта включает в себя непосредственную работу с детьми группы, которая начинается с самомассажа. Например, прокатывания массажных мячиков между ладоней с обязательным проговариванием стихотворения «Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех!». С использованием ребристого карандаша или аппликатора «Покатаем, покатаем, как устанем – перестанем».
В период реализации проекта на занятиях с детьми включались игры, упражнения, задания на развитие мелкой моторике пальцев рук.
На основном этапе велась работа с детьми, включающая манипуляции с предметами. Для этого был подготовлен игровой материал, который дети используют в свободной деятельности:
На занятиях использовались игры с крупами, пуговицами, камешками.
Использовались игры: «Геометрические вкладыши»; «Крупная и мелкая мозаика», «Собери матрешку», «Пирамидки», «Поймай рыбку», «Собери бусы», «Найди клад» (с фасолью), «Кто спрятался?» (с манкой) и т.д.
Итоги работы над проектом: Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Результативность
Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту мелкой моторики у детей 3-го года жизни. У детей повысился интерес к различным упражнениям и дидактическим играм, играм с мелкими предметами, тренажёрами. Дети с удовольствием стали использовать разнообразные игры и упражнения по развитию мелкой моторике в своей деятельности. Родители утвердились в значимости развития моторики рук.
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
- дети проявляли желание и интерес играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
- подбор дидактических пособий и игр с предметами дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей раннего возраста;
- удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагога с родителями. Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень интересовали;
- родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить игры и упражнения в домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов для развития мелкой моторики рук своих детей.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы и методы, которые будут способствовать развитию мелкой и общей моторики, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности детей.
Перспектива
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше.
Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.
Накопить материал по данной теме.
Перечень используемой литературы:
1. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
2. Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики».
3. Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками».
4. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет».
5. В. Цвынтарнный «Играем пальчиками и развиваем речь».
6. Е.И. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей». СПб «Литра» 2008
7. А.Е. Белая, Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»;
Приложение №1
Диагностики для младшего дошкольного возраста
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий (Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич «Психомоторика»)
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу: соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – «O-KEY» пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик» 2 и 3 пальцы – «коза-дереза». То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"· открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора: взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результатов с точки зрения психологии.
1.Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается).
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе – теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).
Оценка: нарушение кинестетической основы движения
Оценка результата воспитателем.
Высокий уровень: ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
Средний уровень ( - ) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
Низкий уровень: ( + ) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
Приложение №2.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала
Уважаемые родители!
Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук». О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.
Вы можете предложить своим детям выполнить следующие упражнения:
«Разложим по порядку»
5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
«Волшебное сито»
Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.
«Выловим из воды»
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.
«Не просыпь и не пролей»
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
«Лепим колобки, колбаски и блинчики»
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию — победите соблазн лепить вместо него.
«Открой и закрой»
Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.
«Была лужа — и нет ее»
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
«Смети, но не просыпь!»
Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно — тогда на пол ничего не просыплется.
«Ну-ка, вылови»
Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.
«Пересыпаем ложкой»
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.
«Посыпаем дорожки»
Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т.п.
Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: небольшие шарики, например, от пинг-понга; коробочки от «киндер-сюрпризов»; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).
Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела — уберите ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку — ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше.
Желаем вам удачи!
Приложение № 3.
Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет
У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков. Ребенок предпринимает определенные действия, чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.
Игры для развития мелкой моторики
Нанизывание. Продемонстрируйте ребенку процесс нанизывания бусин (они должны быть достаточно крупными, в диаметре не менее 12 мм) на шнур, проволоку (концы шнура лучше обработать парафином или клеем). Также на веревочку ребенку можно предложить нанизывать маленькие сушки, деревянные колечки.
Шнуровка. Игры со шнуровками подготавливают малыша к освоению более сложных навыков – лепке, рисованию. Ребенок учится подобным образом концентрировать зрительное внимание, координировать свои движения, осваивать тонкие движения пальцев. Виды шнуровок: игрушки из дерева или текстиля (пуговицы, фрукты, мягкие игрушки) с толстым шнуром, который необходимо продеть в отверстия; жесткие игрушки-выпиловки со сквозными отверстиями и шнурками.
Расстегивание пуговиц и кнопок. Чтобы развить подобный моторный навык, лучше выбрать специальные игрушки с пуговицами, кнопками и навесными петельками (на предметах одежды это будет сделать сложнее). Малыш должен научиться расстёгивать и застегивать пуговицы различные по диаметру.
Возведение башни. Предложите малышу построить башню из нестандартных деталей (бочонков лото или костяшек домино, крышечек от бутылок и флаконов, стаканчиков из пластика).
Игры с предметами быта. В качестве тренажеров развития мелкой моторики прекрасно подойдут предметы домашнего обихода, вещи из «мира взрослых». Покажите, как поворачивать ручку и открывать дверь, нажимать на кнопку звонка или лифта, набирать номер на телефоне и т.д. Подобные занятия укрепят мышечную силу рук, разовьют координацию движений.
Лепка. Данный вид занятия способствует развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков. Вначале Вы должны будете показать ребенку сам процесс превращения бесформенного комочка в фигурки, заинтересовать его. Ребенку важно уловить чёткую связь между движениями рук и результатом (формой), который может получиться.
Поначалу он научиться создавать простые, примитивные фигурки: шарики, колбаски, лепешки, но это поспособствует возникновению желания слепить что-то определенное. Важно подготовить материал к работе (т.к. у малышей могут возникнуть трудности с этим): размять пластилин, дабы он стал мягким, эластичным. Начинайте с простых упражнений, например, с раскатывания небольшого кусочка пластилина прямыми движениями между ладонями. Пофантазируйте с малышом, пусть это будут не обычные колбаски, а например, столбики для игрушечного забора или шпалы; а когда Вы соедините концы, получится колечко или бублик. После можно приступать к освоению процесса лепки предметов округлой формы.
Главное правило — играйте, когда у ребенка хорошее настроение, ему не хочется спать и он здоров. Занимаясь со своим малышом этими увлекательными развивающими играми, Вы удивитесь, как же быстро он учится!
Приложение № 4.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
МОЗАИКА — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
ПАЗЛЫ – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
ШНУРОВКИ – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.
ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ, БУСИНАМИ — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.
ИГРА С КРУПОЙ - перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЦВЕТУ – Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.
УЗНАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ? - Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и развивает воображение.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВКЛАДЫШИ, МАТРЕШКИ – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».
ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ – Прикрепляем к шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки. Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Игры с прищепками
Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:
Игра "Солнышко"
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра "Елочка"
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
Игра "Травушка-муравушка"
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
Самообразование. "Умные пальчики"
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам свои наработки по плану самообразования о формировании речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр....
Педагогический проект по теме самообразования:«Инновации в развитии и организации развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ «Детский сад» «Колосок» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Педагогический проект по теме самообразования:«Инновации в развитии и организации развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ «Детский сад» «Колосок» в соответств...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...
Проект по мелкой моторике "Умные пальчики"
Проект направлен на создание условий для развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук....
Педагогический проект по теме самообразования «Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Лего конструирование как средство развития ребенка раннего во...