Педагогический проект по теме самообразования «Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста»
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_lego-_konstruirovanie.docx | 377.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста»
Разработчик: Шишова О.В.,
воспитатель
г. Югорск
2020 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
1.Актуальность …………………………………………… 6
2.Этапы проекта……………………………………………… 9
3.Механизмы реализации проекта………………………………… 11
4.Ожидаемые результаты……………………………………………13
5.Описание реализации проектной деятельности……………… ..13
6.Результаты …………… 15
Список использованных источников……………………………….17
Приложение………………………………………………………… 18
«Ребёнок прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество» Л.В.Куцакова
Аннотация проекта
В играх дети развивают свои естественные задатки - воображение, эмоции, чувства. Они играют во всё, что им попадается в руки, поэтому детям нужны безопасные и прочные вещи, и лего - конструкторы дают ребятам возможность для экспериментирования и самовыражения.
Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра - он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. ЛЕГО - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов ЛЕГО, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Обучающий конструктор Лего (LEGO) — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка, начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире.
Данная работа посвящена развитию «Лего конструирования как средство развития ребенка раннего возраста».
Сроки реализации: проект долгосрочный октябрь 2020- май 2021 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста» |
Автор проекта | Шишова О.В., воспитатель |
Вид проекта | игровой, практико-ориентированный |
По содержанию | социально - педагогический |
Целевая аудитория | воспитанники второй группы раннего возраста № 1 , воспитатели; родители. |
Сроки реализации проекта | октябрь 2020 г. – май 2021г |
Актуальность | Лего - технология значимая часть в свете внедрения ФГОС, так как: |
Цель проекта: | Развивать воображение, первоначальные навыки в конструировании, творческие способности у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO. |
Задачи проекта | 1. Разработать перспективный план работы по развитию первоначальных навыков в конструировании, творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO. 2.Закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и замыслу; 3.Развивать творческие способности и логическое мышление детей; 4. Развивать и активизировать словарный запас детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. 5.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 6.Повышать уровень педагогической компетентности родителей по развитию творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO. 7. Привлекать родителей к участию в жизни детей в ДОУ. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи. |
Гипотеза | Развитие воображения, первоначальных навыков в конструировании, творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO, будет проходить более успешно если: - создать условия для ее развития через различные игры и упражнения. - в семье будут создаваться благоприятные условия для развития творческих способностей в процессе игр в LEGO. |
Методы работы | - исследовательские: наблюдения; обследование деталей LEGO; - наглядные: рассматривание деталей конструктора, готовых построек, демонстрация способов крепления; - словесные: беседы, указания, словесные инструкции; - игровые: обыгрывание построек -творческие: конструирование различных построек |
Ожидаемый результат | 1.Дети будут иметь представления о деталях ЛЕГО-конструктора и способах их соединений; 2.Научатся анализировать и делать простые умозаключения; 3.Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций; 4.Улучшатся процессы восприятия, памяти, мышления, внимания; 5. Расширится кругозор родителей о том, Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования . 6. Родители будут играть дома с детьми в конструктор Лего. |
Актуальность
Дошкольное воспитание – это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO.
LEGO — конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работают со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Лего - технология значимая часть в свете внедрения ФГОС, так как:
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.
- лего-конструирование является важнейшим средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей; - посредством лего-конструирования, игра объединяется с исследовательской деятельностью, ребенку предоставляется возможность экспериментировать и создавать свой собственный маленький мир.
Объект: Конструктор LEGO.
Предмет: Развитие первоначальных навыков в конструировании.
Цель: Развивать воображение, первоначальные навыки в конструировании, творческие способности у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO.
Задачи: 1. Разработать перспективный план работы по развитию первоначальных навыков в конструировании, творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO.
2.Закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и замыслу;
3.Развивать творческие способности и логическое мышление детей;
4. Развивать и активизировать словарный запас детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
5.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
6.Повышать уровень педагогической компетентности родителей по развитию творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO.
7. Привлекать родителей к участию в жизни детей в ДОУ. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Свою работу по развитию первоначальных навыков в конструировании
строю исходя из следующих принципов:
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Тип проекта: долгосрочный, игровой.
Сроки реализации проекта: октябрь 2020г. – май 2021г.
Участники проекта: воспитанники второй группы раннего возраста № 1; воспитатели; родители.
Содержание реализации проекта
Для реализации проекта использовала следующие формы работы по развитию первоначальных навыков в конструировании:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
учить называть детали LEGO- конструктора (кирпичик, большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);
— учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей);
— выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машины);
— сравнивать предметы по длине и ширине;
— обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая));
— конструировать по образцу и условиям;
— различать по цвету и форме;
— развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
2. Этапы реализации проекта.
Проект «Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста». Срок реализации 2020 - 2021 год.
- I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный):
- II этап – внедренческий (основной)
- III этап – итоговый (обобщающий)
План поэтапной реализации проекта:
№ п/п | Формы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный): | ||||
1 | 1. Анализ научной и методической литературы и пособий по Лего конструированию. 2. Разработка перспективного планирования с детьми. 3. Организация предметно – развивающей среды. | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; Сбор информации по данной теме. Подбор и изучение литературы; Подбор и изготовление картотеки Лего – игр для детей раннего возраста. Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме. Изготовить дидактические игры и пособия. | Октябрь 2020г. | Воспитатели |
II этап. Внедренческий (основной) | ||||
2 | 1. Реализация перспективного плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей.
Сотрудничество с родителями. | Дидактические игры и упражнения игры с крупной и мелкой мозаикой; игры с прищепками; разноцветными крышечками; конструирование из мелкого строителя 3астегивание, расстегивание - пуговиц, липучек, молний. Работа со шнуровкой. 3.Привлечение родителей в работе над проектом. Проведение родительского собрания Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек. Разработка рекомендаций для родителей Индивидуальные беседы Подбор материалов и помощь в изготовлении дидактических пособий. | Ноябрь 2020г. - Май 2021г. | Воспитатели |
III этап. Обобщающий | ||||
3. | 1.Диагоностика познавательных способностей на конец года
2.Сравнительный результат анализов 3. Перспективы | 1. Наблюдение, игры, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец эксперимента 2. Провести анализ полученных результатов Определить эффективность проведённой работы Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, размещение на сайтах. Презентация опыта для сотрудников и родителей; Оформление проектной деятельности; | Май 2021. | Воспитатели |
3. Механизм реализации проекта.
Проект « Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста». Срок реализации 2020 - 2021 год.
Перспективный план работы с детьми 2 группы раннего возраста.
Ноябрь
1. «Знакомство с Лего – конструктором». Познакомить с ЛЕГО-конструктором (кирпичик, лапка, клювик). Закреплять знания цвета и формы.
2.Д/и: «Давайте познакомимся» Цель: познакомиться с детьми.
3. Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
Декабрь
1. «Ворота для заборчика». Учить строить простейшие конструкции (из мягкого конструктора). Формировать бережное отношение к конструктору
2.Д/и: «Найди кирпичик, как у меня». Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).
3. Д/и: «Разложи по цвету» Цель: закреплять названия цветов
Январь
1 «Пирамидка». Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.
2. Знакомство с цветными крышечками. Д/и: «Найди свой домик». 3. Д/и: «Найди лишнее». Цель: Развивать логическое мышление, найти лишний предмет.
Февраль
1. «Башенка» . Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.
2.Конструирование из палочек «Стол», Стул», «Домик».
3.Игры с прищепками «Елочка», «Человечек», «Цветочек».
Март
1.« Мебель для комнаты». Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.
2. «Найди лишнюю деталь» Цель: закреплять цвет и форму.
3. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
Апрель
1. «Разные домики». Закреплять умение строить домики.
2. «Волшебная дорожка». Цель: закреплять цвет и форму.
3. Настольная игра «Найди фигуре место».
Май
1. «Конструирование по замыслу». Закреплять полученные навыки.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
2. Д/и: «Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»
Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
5.Настольные игры «Мозаика», «Паззлы».
Работа с родителями
Месяц | Формы работы |
Ноябрь | Беседа с родителями «Есть ли у вас конструктор Лего?». Помощь родителей в пополнении предметно - развивающей среды |
Декабрь | Консультация : «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования» |
Январь | Конструктор Лего: как играть, что выбрать? |
Февраль | «Развивающие игрушки LEGO DUPLO» |
Март | «Значение Lego- конструирования в развитии детей дошкольного возраста» консультация для родителей |
Апрель | Беседа: «Как играть в Лего вместе с детьми» |
Май | Выставка поделок из Лего |
4.Ожидаемые результаты:
знать |
|
уметь |
|
иметь представление |
|
Повысится интерес у родителей к данному вопросу.
Родители будут играть дома с детьми в конструктор Лего.
Описание реализация проекта
« Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста». Срок реализации 2020 - 2021 год.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе была определена тема, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата. Была подобрана и изучена литература по теме: « Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста».
На основе использованной литературы разработала перспективный план по развитию первоначальных навыков в конструировании, творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO.
Использовала в работе методические рекомендации Е. Фешиной «Лего – конструирование в детском саду», и Л. Г. Комаровой «Строим из Лего».
В группе создала необходимую предметно-развивающую среду, приобрели конструкторы Лего и пособия для развития мелкой моторики, многие из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Для работы по проекту, в группе вместе с родителями создала необходимую предметно-развивающую среду: организовала уголок «ЛЕГО конструирования», расширили ассортимент конструктора – «Лего» большими и малыми формами, оформила картотеку дидактических игр.
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные палочки, матрешки, мозаика, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; различные виды шнуровки, дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики. Создан центр «Песка и воды». Дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом.
Были запланированы и проведены мероприятия:
1. « Играем в Лего» мероприятие с детьми
2. «Значение Lego- конструирования в развитии детей дошкольного возраста» консультация для родителей
3. «LEGO конструирование в детском саду» консультация для педагогов
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Для родителей провела беседы: «Есть ли у вас конструктор Лего?», «Как играть в Лего вместе с детьми». Познакомила родителей с дидактическими играми и упражнениями, которые использую на занятиях и в свободной деятельности в детском саду по развитию первоначальных навыков в конструировании. Родителям даны рекомендации по организации среды для развития творческих способностей в домашних условиях «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования». Изготовила «Информационный стенд для родителей», который содержит рекомендации по развитию первоначальных навыков в конструировании, творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO.
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию первоначальных навыков в конструировании: «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?», «Развивающие игрушки LEGO DUPLO», «Значение Lego- конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Не забывать хвалить ребенка.
Итоги работы над проектом:
Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию первоначальных навыков в конструировании, творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO.
Результативность проекта
Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по развитию первоначальных навыков в конструировании, творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO, используя различные игры и упражнения, задания, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту творческих способностей. У детей повысился уровень сформированности сенсорных представлений (цвет, форма, величина), интерес к различным упражнениям и дидактическим играм. Дети с удовольствием стали использовать постройки из конструктора Lego в своей деятельности. Родители утвердились в значимости развития Lego- конструирования в развитии детей раннего возраста.
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
- дети проявляли желание и интерес играть в Лего конструктор, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие первоначальных навыков в конструировании;
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
- подбор дидактических пособий и игр с предметами дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей раннего возраста;
- удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагога с родителями.
- родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить игры и упражнения в домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов для развития творческих способностей у своих детей.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы и методы, которые будут способствовать развитию творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности детей.
Перспектива
Продолжить работу по развитию первоначальных навыков в конструировании, творческих способностей у детей раннего возраста в процессе игры с LEGO и разработать систему работы дальше. Пройти курсы повышения квалификации по теме: «Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Разработать систему мероприятий по работе с родителями. Накопить материал по данной теме.
Список использованных источников:
• Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
• Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
• Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
• Куцакова Л.В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014.
Приложение1
Дидактические игры и упражнения
- «Давайте познакомимся»
Цель: познакомиться с детьми.
Оборудование: кирпичик LEGO «Дупло».
Педагог по очереди дает детям кирпичик и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает и отдает кирпичик обратно.
- «Найди кирпичик, как у меня»
Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).
Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).
В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.
- «Разложи по цвету»
Цель: закреплять названия цветов.
Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов (2х2 см, 4 коробки.
Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.
- «Найди лишнюю деталь»
Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.
Так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак – либо цвет, либо форму, то берем несколько кирпичиков (не больше 6) и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных кирпичика и один зеленый или 4 кирпичика квадратных и один прямоугольный.
- «Волшебная дорожка»
Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO.
Дети сидят в кругу (вокруг стола, у каждого ребенка есть конструктор. Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такой же формы.
- «Раздели на части»
Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO.
В данном возрасте ребенок способен учитывать два признака при группировке предметов (форму и цвет). Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см). Предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части. Количество кирпичиков можно увеличить до 8.
- «Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»
Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
Оборудование: кирпичики LEGO.
В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.
а) Ребенку необходимо на ощупь, определить из каких деталей составлена модель.
б) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
в) Педагог только называет необходимую деталь.
8. «Что изменилось?», «Чего не стало?»
Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.
Оборудование: кирпичики LEGO
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
- «Найди постройку»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, учить соотносить изображенное на карточке с постройками.
Оборудование: кирпичики LEGO, карточки с изображениями построек.
Дети по очереди достают карточку из коробочки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.
- «Широкая и узкая тропинки»
Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.
«Выложи вторую половину узора»
Цель: научить соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.
Оборудование: конструктор Лего
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
Приложение2
Консультации для родителей
Развивающие игрушки LEGO DUPLO
Цель: познакомить с серией LEGO DUPLO
Серия детских конструкторов LEGO DUPLO разрабатывается специально для детей в возрасте от 2-х лет. Эта серия характерно отличается от других тематических серий детских конструкторов Лего датского производителя LEGO. У конструкторов LEGO DUPLO основные строительные элементы значительно больше по размерам, чем детали других серий конструкторов LEGO, а также не содержат мелких деталей или аксессуаров. Что сделано специально для того, чтобы избежать попадания мелких деталей лего в дыхательные пути ребенка (случайное проглатывание детали LEGO). Как известно, дети до 4-5 лет так и норовят запихнуть что-нибудь в себя, в рот, в нос или уши. Поэтому создатели и разработчики LEGO DUPLO позаботились о том, чтобы ребенок деталь не смог проглотить и элементы конструктора лего из LEGO DUPLO. а вот погрызть их хорошенько он сможет. Даже здесь родители не должны особо волноваться, так как все детали игрушек лего дупло изготовлены из экологически чистых материалов. Это не токсичные китайские детские игрушки, представляющие опасность для здоровья детей, так как они изготовлены из самого дешевого пластика.
Появился самый первый конструктор LEGO DUPLO около 40-ка лет назад. За это продолжительное время линейка игрушек лего и конструкторов LEGO DUPLO для малышей завоевала огромную популярность у детей и родителей всего мира. На самом деле это одна единственная серия из всех существующих тематических серий, развивающих конструкторов Лего для детей, производство которой не прерывалось на протяжении более 40-ка лет. В чем же скрыт секрет такого стабильного успеха и популярности детской игрушки лего дупло? Все очень просто.
Конструктор LEGO DUPLO (Лего Дупло) – это не простая игрушка, это развивающая игра, которая создана в помощь ребенку для того, чтобы получше узнавать окружающий, взрослый мир. Конструктор LEGO DUPLO способствует развитию у ребенка мышления и фантазии, способствует раскрытию творческого потенциала в самом раннем возрасте. Весьма популярны среди детишек младшего возраста такие наборы конструкторов LEGO DUPLO как аэропорт, пожарная станция, полицейский участок, цирк, зоопарк, ферма, замок и многое-многое другое.
Приложение 3
Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. В нашем детском саду с конструктором Лего я работаю второй год. За это время, я разработала игры для детей старшей и подготовительной групп. Учу детей работать по этапам.
Этапы развития способностей к конструированию:
- Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
- Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
- Самостоятельно конструировать.
- Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
- Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
- Определять назначение получившегося изделия.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:
- Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
- Концентрацию внимания
- Мелкую моторику
- Умение следовать образцу
- Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек
- Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий
- Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.
Если вижу, что дети устали, предлагаю разминку.
– Ручками похлопали: раз, два, три.
– Ножками потопали: раз, два, три.
– Глазками помигали: раз, два, три.
– А потом попрыгали: раз, два, три.
– Кубики застучали: тук, тук, тук.
– Паровозик поехал: чух, чух, чух.
– Вы любите ЛЕГО? Да, да, да.
Дети продолжают конструировать.
Еще вариант игры-разминки, его можно использовать и в начале игры.
- Два прихлопа, два притопа: ёжики, ёжики (движения пальцев рук имитируют ёжиков)
- Раз, два, три по наковальне: ножницы, ножницы (движения рук крест-накрест показывают ножницы)
- Бег на месте, бег на месте: зайчики, зайчики (руки подняты вверх к голове, изображают ушки у зайчиков)
- Ну-ка дружно, ну-ка вместе: девочки, мальчики (сначала дружно кричат девочки, затем дружно кричат мальчики) .
Очень дружные у нас дети, и девочки, и мальчики. Поэтому всех детей мы берем в увлекательное путешествие по стране ЛЕГО. Яркие, разноцветные, замечательные конструкторы ЛЕГО ждут вас. Вы покажите, что можно построить, используя детали этих конструкторов. Расскажите, как применить схемы-подсказки. Проявите свое творчество и воображение.
Приложение 4
«Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования»
Одно из любимых детских занятий - конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов... Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Ведь когда малыш строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части, друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
1.Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
2.При конструировании по условиям образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
3.Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребёнка.
Но главное - конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т.п.). Широкие возможности предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для кукол, и для самого малыша. Для этой важной и чрезвычайно полезной детской деятельности существуют и специальные игрушки - конструкторы.
Начинаем с кубиков. Одной из первых игрушек для конструирования могут быть простые кубики. Их можно использовать уже для годовалого малыша. Сейчас в продаже большое количество разных видов кубиков: есть и традиционные деревянные, и пластиковые, и даже кубики из мягких материалов. Пластмассовые и мягкие кубики, конечно, наиболее безопасны. Однако поверхность деревянных не покрытых лаком кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Покажите ему, как построить башенку, и дайте возможность разрушить ее. Любимое занятие маленьких детей - ломать сделанные постройки. Не расстраивайтесь, если сначала ребенок будет только разрушать. Это самое доступное для него и имеющее видимый результат действие. Держать в руке кубики, а уж тем более что-то строить из них гораздо сложнее. Но позже малыш научится и этому, и строить ему будет уже интереснее, чем ломать. Покажите, как можно построить и другие простые конструкции: паровозик, ворота для машинки или мячика и т.п. Количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук и строить не только башенку, но и домики с окошками: поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а сверху накройте третьим. Если у малыша получается, то попробуйте строить домик из большего количества кубиков. В это же время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Такой строительный материал до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Есть, конечно, специальные наборы для самых маленьких с меньшим количеством деталей, но лучше сразу купить большой и самому отобрать несколько деталей, а позже постепенно добавлять в игру остальные. Попытки малыша строить по показанному образцу или самостоятельное манипулирование деталями от 1,5 до 3 лет сами по себе являются игрой.
Приложение 5
Конструктор Лего: как играть, что выбрать?
Самое естественное время препровождение ребенка – это игра: куклы, машинки, но, в какой-то момент, на горизонте появляются завораживающие LEGO-конструкторы и их аналоги, которые раскрывают перед ребенком новые горизонты для творчества и конструирования. Обучая малыша комбинировать детали, мы, тем самым, развиваем его способности: умственные, физические и психологические, а также даем ему возможность погрузиться в увлекательное приключение, не выходя из своей комнаты. Конструкторы Лего – это универсальные игрушки, и они никогда не наскучат малышу, так как имеют в своем арсенале огромное количество видов и модификаций, а также целые серии, посвященные любимым героям или мультфильмам.
Как же правильно собирать LEGO-конструкторы? С чего и как начать? В каком возрасте можно предложить такую игру ребенку?
Для малышей, начиная примерно 6-7 месячного возраста и до 2-3 лет, из всего разнообразия конструкторов Лего наиболее подходящими являются серии «Baby» и «Duplo». Элементы Лего Беби в восемь раз крупнее стандартных размеров частей конструктора, их удобно держать маленьким ручкам, и их яркие детали привлекают внимание ребенка. Они довольно легко складываются в блоки. Конструктор помогает малышам осваивать самые простые навыки, такие как цвет, форма, размер, развивает мелкую моторику и ловкость рук. Познакомить малыша с конструктором можно и в более юном возрасте – 3-5-месячные карапузы с удовольствием рассматривают яркие детали и фигурки, держат их в ручках, перекладывают с ладошки на ладошку. Можно не только показывать детали карапузам, но и постучать ими о стол, малыша заинтересует исходящий звук. С фигурками можно разыграть небольшую сценку согласно возрасту ребенка. Можно самостоятельно складывать детали, комментируя при этом все свои действия. Лего Дупло включает в себя чуть более сложные конструкции, такие как пирамидки, кубики, животные, фигурки персонажей (например, тематические наборы – Лего-поезд, Лего-зоопарк, Лего-больница и т.п.). Родители, особенно на начальных этапах освоения «конструкторского дела», должны присоединяться к играм малышей и показывать, как правильно стыковать детали, чтобы из них получался домик или необходимая фигурка.
Модификации Лего Дупло дадут возможность ребенку собрать огромное количество увлекательных игрушек. Одной из многочисленных особенностей этих конструкторов, является то, что они могут «расти» вместе с ребенком, расширяя его кругозор, развивая моторику, пространственное и структурированное мышление, коммуникабельность и творческий подход к «решению» поставленных задач.
Как правильно выбрать детский конструктор?
В конструкторы могут играть и мальчики, и девочки. Эта игра позволяет развить мелкую моторику и ловкость рук.
- При выборе конструктора ориентируйтесь на возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем мельче будут детали.
- У пластмассовых конструкторов проверьте качество швов и гладкость поверхности – она должна быть без заусенцев (за исключением тех специальных конструкторов, которые имеют шершавую поверхность, предназначенную для развития тактильных ощущений у детей).
- Понюхайте конструктор. Он не должен иметь резкого неприятного запаха.
- Попробуйте соединить детали конструктора между собой, проверяя, легко ли они скрепляются, насколько устойчивым получается строение. Справится ли с этой задачей Ваш ребенок? Не слишком ли сложной покажется ему задача? Имейте в виду, что, указывая на маркировке, на какой возраст рассчитана игрушка, производители иногда занижают сложность своих конструкторов.
- Проверьте конструктор на количество деталей. Если их очень мало, и они ограничивают возможности малыша – рассчитаны на две-три постройки, то такой конструктор быстро надоест. В связи с этим покупайте или несколько конструкторов, детали которых подходят друг к другу, либо большой набор.
- Обратите внимание на цвет деталей конструктора. Готовые сооружения не должны получаться излишне пестрыми. Это может оказать негативное влияние на психику ребенка, стать причиной приступов агрессии.
- Несмотря на наличие картинок, ребёнок может не разобраться с конструктором самостоятельно - поэтому первое время поиграйте вместе с ним.
Памятка для родителей «Что такое легоконструирование?»
Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений.
Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Главной задачей лего - конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».
Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому лего - конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация»: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают.
Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.
Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.
В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.
Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Труд», «Безопасность».
Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.
Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования «LEGO конструирование, как средство развития творчества детей» на 2017-2018 уч.г
LEGO-одна из известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO - конструкторы на сег...
Тема самообразования "LEGO конструирование, как средство развития творчества детей" на 2018-2019 уч.г. (второй год).
Лего- это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию....
Конструирование как средство развития детей раннего возраста.
Конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов....
Фотоотчет по теме самообразования «Лего конструирование как средство развития ребенка раннего возраста»
Фотоотчет по теме самообразования «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА»...
ЛЕГО-конструирование как средство развития детей дошкольного возраста
LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра ...
ЛЕГО-конструирование как средство развития детей младшего возраста
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет длясовершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильныхкачеств...
Методическая разработка по теме "Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста"
Методическая разработка...