Презентация-доклад "Эмоционально-развивающие игры в работе с детьми"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

Эмоционально-развивающие игры - это действенное средство развития эмоциональной восприимчивости детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalno_razvivayushchie_igry_v_rabote_s_detmi.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоционально развивающие игры в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Слайд 2

К дошкольникам с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройство коммуникативной и познавательной функций речи. От других категорий детей с недостатками развития их чаще всего отличают нормальные биологический слух и зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной сторон речи. Число страдающих нарушениями речи растет, поэтому решение проблем диагностики и коррекционной работы с данной категорией детей приобретает особую значимость. . .

Слайд 3

Понимание эмоций другого человека имеет большое значение для процесca общения между людьми. Недоразвитие эмоциональной восприимчивости негативно сказывается на становлении коммуникативных способностей, затрудняет понимание собеседника, а также мешает самовыражению. Главной задачей является развитие у дошкольников умения воспринимать эмоции окружающих, их чувства. Важно воспитывать у детей расположение, симпатию к людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. . Дошкольный возраст-благоприятный период для работы по формированию эмоциональной восприимчивости. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей; его эмоции неотделимы от всех психических процессов. Важно, чтобы он не только воспринимал эмоции окружающих, понимал их намерения, отношение к нему, но и адекватно на все это реагировал, проявлял при необходимости сопереживание, сочувствие. Исследования Е.М. Листик и И.Ю. Кондратенко свидетельствуют: дети с ОНР не всегда способны понимать окружающих и общаться с ними, несмотря на то что определенные социально-перцептивные навыки у них имеются. . Восприятие эмоций вызывает у таких детей трудности, они слабо различают мимические и пантомимические знаки, имеют малый опыт понимания и использования жестов. У большинства детей с нарушением речи слабо выражена эмоциональная чувствительность к окружающему, недостаточно развита способность к оценочным отношениям, которые формируются в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Кроме того, дошкольники с нарушением речи не замечают эмоционального состояния сверстника , не выслушивают друг друга, не откликаются на

Слайд 4

просьбы товарищей, нарушают элементарные правила поведения в общении с окружающими потому, что не ориентируются на эмоциональное состояние, интересы и нужды других людей. . Эмоционально развивающие игры - это действенное средство развития эмоциональной восприимчивости детей с ОНР. С точки зрения эмоционального здоровья игра приносит ребенку ни с чем несравнимую пользу: во-первых, дает творческий, полезный и адекватный выход эмоциям; во-вторых, учит воспринимать чувства других и отвечать на них социально приемлемым образом. Игра дошкольника насыщена разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. Это дает возможность использовать игровую деятельность для обогащения эмоционального опыта ребенка.

Слайд 5

Игра-форма деятельности, направленная на воссоздание и освоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В дошкольном возрасте эта деятельность эмоционально насыщена, требует от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Основной смысл игры состоит в многообразных переживаниях, значительных для ребенка; в процессе игры происходит преобразование первоначальных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Понимание игры как «эмоционально действенного освоения мира» важно для теории и практики работы с детьми.

Слайд 6

Для развития эмоциональной сферы ребенка предлагают использовать эмоционально развивающие игры, которые направлены на развитие эмоций, чувств, позитивных свойств личности (сопереживание, совестливость). В группу эмоционально развивающих игр входят: . эмоционально-сенсорные игры эмоционально-экспрессивные игры игры-беседы

Слайд 7

Эмоционально-сенсорные игры направлены на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка, на расширение опыта эмоционального реагирования. В них происходит содержательное взаимодействие ребенка с сенсорными стимулами, которые активизируют моторные механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. К ним относятся: Расширение кругозора дошкольников; Игры-знакомства «Снежный ком», «Повтори имя», «Имя, жест, поза», «Спой свое имя, а мы подпоем» и т.п. Игры на внимание (развивающие внимание в нестандартной, «провоцирующей» ситуации коллективной игры или сольного участия в ней): «У оленя дом большой», «Хватай» , «И я», «Повтори и не ошибись», «Садовник», «Собери слово (по командам)», «Третий лишний», «Охота на ботинки» и т.д. Развитие творческого и логического мышления, зрительного восприятия и воображения. Эмоционально-разогревающие игры (позволяющие снять напряжение, отойти от шаблона отношений и деятельности, раскрепостить играющих): «Гляделки», «Рожицы», «Охота на льва», «Заходи сбоку!», «Радость-грусть», «Испорченный телефон», игры с завязанными глазами («Найди друга», «Накорми пару бананом»), предметами (прищепки, воздушные шары) и т.д. пальчиковые игры (позволяющие развить мелкую моторику и снять некоторые психологические проблемы, решить некоторые обучающие задачи – например, при подготовке руки к игре на музыкальном инструменте, на начальном этапе работы с театральной куклой и т.д.)

Слайд 8

В ходе к подготовке к данному докладу я нашла эмоционально-сенсорную игру, которую я думаю, было бы, интересно всем использовать в своей работе. Игра называется «Угадай эмоцию». Её можно проводить и как игру или как самостоятельное занятие по знакомству с различными эмоциями. Для этой игры нужно подготовить карточки с эмоциями.

Слайд 9

Затем предложить детям несколько вариантов игры. Например: 1 вариант игры «Эмоцию открывай и ее называй!» - это радость, это грусть и т. д.

Слайд 10

2 вариант игры «Угадай эмоцию по глазам»:

Слайд 11

3 вариант игры «Угадай эмоцию по губам»:

Слайд 12

4 вариант игры «Угадай эмоцию по одной половине лица»:

Слайд 13

5 вариант игры «Найди и изобрази удивление (радость, удовольствие и т. д.)»:

Слайд 14

Данную игру можно проводить в разных вариантах: 1. Развитие эмоционального предметного словаря. . 2. Развитие эмоционального словаря – признаков предметов. . «Эмоцию открывай, какая она называй!» Это радостная эмоция. Это грустная эмоция. и т. д.» «Угадай, какие глаза спрятались под листочком» «Угадай, какое лицо выглядывает из-под листочка?» . 3. Развитие эмоционального словаря–действий предметов. «Что делает эмоция?» (веселая – веселится, грустная – грустит, злая – злится и т. «Что делают эти глаза? » (грустят, смеются, удивляются, злятся и т. д.) «Что делает это лицо?» (радуется, плачет, боится и т. д.) . «Что делают губы?» и т. п. . .

Слайд 15

Позитивное влияние игры на эмоциональную и сенсорную сферу личности ребенка обусловлено ее особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация и др.). Организуя эмоционально-сенсорные игры, педагог должен учитывать: специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления и т.д.; последовательность в усложнении игр, способов их организации, т.е. разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов; . последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю: жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз.

Слайд 16

Следующие виды игр, эмоционально-экспрессивные игры - игры на основе эмоционального самовыражения ребенка при помощи различных средств вербальной и невербальной экспрессии, проигрывание различных эмоций посредством выразительных движений, выразительной речи. Они направлены на развитие мимической, пантомимической и речевой моторики, жестикуляционной выразительности; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости ( « Зеркало » , « Круглые глаза » «Попробуй изобрази», «Угадай эмоциональное состояние» ). К данной группе относятся игры-драматизации ( « Сорока и медведь » , « Заюшкина избушка » , « Колобок » , « Медведь и елка »,« Три поросенка » и др.).

Слайд 17

Еще один вид игры : игры-беседы - игры, построенные на основе диалога педагога с детьми по определенной значимой теме. Например, игра-беседа « Живое – неживое», «Что человеку даёт природа?», «Что изобрёл человек, наблюдая за природой? », «Для чего это нужно человеку? » и т.д. Большим воспитательным воздействием обладают беседы, связанные с обсуждением содержания прочитанного художественного произведения («Страна грусти», «Я удивляюсь, когда...»). .

Слайд 18

Педагог, побуждая детей к воспроизведению различных эмоциональных состояний, использует пример, показ образца действия. В основе высокой эффективности применения данных педагогических методов лежит способность детей дошкольного возраста к подражанию взрослым. Подражание - произвольное или непроизвольное воспроизведение человеком движений, действий, речи, манер, поступков. В процессе подражания выделяют три этапа: . непосредственное восприятие конкретного образца действия другого; формирование желания действовать по образцу; синтез самостоятельных и подражательных действий. Подражание имеет большое значение в развитии ребенка. Подражая взрослым, он овладевает речью и общественно выработанными формами поведения, приобретает различные навыки и умения. Подражание - это не простое повторение и отражение, не автоматическое присвоение опыта других людей, оно нередко сопряжено с творчеством. Таким образом, именно на способности детей к подражанию основывается проведение игр и занятий, особенно на начальных этапах обучения .

Слайд 19

Актуальность использования игры для развития эмоциональной сферы заключается в том, что игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка; то, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи. Бессознательно ребенок эмоциями выражает в игре то, что потом может осознать; это помогает строить отношения между ребенком и педагогом.. Игра дошкольника насыщена разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. Это дает возможность использовать игровую деятельность для обогащения его эмоционального опыта. Применение в работе психологов, педагогов специально подобранных игр и упражнений способствует развитию эмоциональной восприимчивости. Таким образом, эмоционально развивающие игры наиболее эффективное средство развития эмоциональной восприимчивости . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в работе с детьми

Пальчиковые игры помогают ребенку развивать эмоциональность, мышление, воображение, исполнительские и творческие способности....

доклад "Использование настольно-печатной дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Доклад об использовании настольно-печатных дидактических игр в старшей группе детского сада...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие движений пальцев рук должно соответствовать возрасту ребёнка, тогда и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развит...

"Речевые игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Представлены игры, которые используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях. По утверждению Л.А.Венгера и С.В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», пос...

опыт работы по организации подвижных игры в работе с детьми с ЗПР.

Здоровьесберегающие технологии. Материал будет интересен как родителям, так и психологам, работающим с детьми с ЗПР или с детьми с искажениями в психическом развитиии....

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...