Методическая разработка по нетрадиционным техникам рисования 31.03.2017
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка по нетрадиционным техникам рисования
Старший воспитатель
Кузнецова Е.Н.
Пояснительная записка
Рисуем ногами. Нетрадиционные техники рисования в работе со старшими дошкольниками
Как повысить интерес детей к занятию? Предложить им выполнить задание нестандартным способом. Например, порисуйте вместе с воспитанниками ногами. С помощью этой нетрадиционной техники рисования вы раскроете творческие способности дошкольников и создадите ситуацию успеха для каждого ребенка.
5 ПРИЧИН ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ НОГАМИ НА ЗАНЯТИЯХ:
• Вы сможете решить сразу несколько педагогических задач.
• Воспитанники получат незабываемые впечатления и положительные эмоции.
• Каждый ребенок преодолеет чувство страха перед неуспехом.
• Коллеги оценят ваш творческий подход к работе.
• Родители увидят результаты вашей работы.
Дети любят рисовать. Они радуются, когда это у них получается хорошо, и огорчаются, если рисунок не удался. Первые неудачи вызывают разочарование, формируют неуверенность в себе.
Задача воспитателя — развить у детей те индивидуальные качества, которые помогают успешно воплотить творческий замысел. Для этого у ребенка должен быть интерес и мотив деятельности.
Основной мотив, побуждающий детей старшего дошкольного возраста к творчеству, — стремление сделать по-своему, чтобы получилось так, как ни у кого другого. Реализовать это стремление помогают нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Они привлекают дошкольников не только своей новизной. На таких занятиях отсутствует слово «нельзя»: дети рисуют чем хотят и как хотят.
Особый интерес у дошкольников вызывает рисование ногами. Данная техника дает ощущение свободы, формирует положительный эмоциональный настрой на занятии.
Вдобавок рисование ногами — отличная профилактика плоскостопия. Растущая несформированная стопа ребенка требует внимания. А начинать работу по развитию стоп и профилактике плоскостопия необходимо как можно раньше. В частности, рисование ногами не обязательно проводить как отдельное занятие, его можно использовать в качестве физкультминуток. Данная техника активизирует чувствительные точки ступней, снимает накопившееся напряжение.
Таким образом, рисование ногами — эффективный способ укрепления как психического, так и физического здоровья дошкольников.
КАКИЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ?
Песочная анимация (рисование на песке) — развивает познавательные процессы, творческий потенциал, мелкую моторику рук, формирует коммуникативные навыки и помогает раскрепоститься, учит передавать эмоции необычным способом.
Кляксография (выдувание красок через трубочку) — развивает интеллектуальные способности, воображение, память, внимание, мелкую моторику рук; полезна в работе с детьми с задержкой речевого развития и используется в качестве артикуляционной и дыхательной гимнастик.
Эбру (рисование на воде) — развивает фантазию, является способом психологической разгрузки и приобщения к прекрасному.
Рисование ногами (одно из направлений стопотерапии) — развивает тактильное восприятие, координацию движений, наглядно-образное мышление, воображение, художественно-творческие способности; формирует интерес к созданию рисунков необычным способом.
Техника Эбру (с перс. яз. — «похожий на облака») — старинная восточная техника рисования на воде. В заранее подготовленную воду добавляют экстракт растения гевен, который делает ее плотной. С помощью шила и гребня на поверхность воды наносятся капли специальной жидкой краски, которые постоянно двигаются, то сужаясь, то расширяясь. Каждый последующий слой наносится поверх предыдущего, не смешиваясь с ним, подталкивая к движению. Затем лист бумаги аккуратно укладывают на поверхность воды и примерно через 10 секунд поднимают. Вода при этом остается чистой, а изображение отпечатывается на бумаге. Материалы для рисования в технике Эбру изготавливаются из натуральных природных компонентов, и это позволяет использовать ее в работе с детьми.
Как организовать занятие по рисованию ногами
Для занятия с использованием техники рисования ногами нужно подобрать соответствующее оборудование и материалы. Помещение должно быть светлым и теплым, поскольку дети занимаются босиком.
Занятие начинается с гимнастики для ног или массажа. Это может быть ходьба по дорожке здоровья (гимнастическим дорожкам с различными поверхностями). Или бег по влажной поверхности, массаж стопы с помощью рук или массажных принадлежностей (массажных роликов, мячиков и т. д.), упражнения для ступней ног.
Стопотерапия — часть восточной традиционной медицины, зародившаяся более 3000 лет назад. Она используется в лечебных и профилактических целях. Древняя китайская мудрость гласит: «Умирание дерева начинается с корней, а старость человека начинается с одряхления его стоп». На стопах расположено множество точек, связанных с различными органами нашего организма и позвоночником. Если после физической или умственной нагрузки квалифицированно провести только массаж стоп и не использовать никакого другого лечения, человек будет бодрым и полным сил. Восточные врачи считают стопу вторым сердцем, утверждая: «Если хочешь быть здоровым, то ежедневно нужно пройти не менее десяти тысяч шагов».
После разминки стоп можно приступать непосредственно к рисованию. Например, выполнить упражнение «Художник». Для этого ребенок, сидя на стуле и держа спину ровно, одной ногой прижимает лист бумаги, а другой, зажав пальцами фломастер, рисует заданную фигуру. После создания трех элементов меняет ногу. Данное упражнение рекомендуется не только при подозрении на плоскостопие, но и для общего развития и тренировки стоп.
Рисование ногами не должно превышать 10–15 мин. Воспитатель рисует вместе с детьми и комментирует все, что он делает. Это помогает дошкольникам контролировать и координировать свои действия.
После рисования нужно сбросить напряжение в ногах и во всем теле. Для этого воспитатель может попрыгать вместе с детьми. Если использовались краски, воспитанникам предлагают походить по бумажной дорожке, влажной теплой поверхности или вымыть ноги в тазиках с теплой водой. Это позволит не только смыть остатки краски со стопы, но и разгрузить ноги.
Затем воспитатель обсуждает с детьми прошедшее занятие, оценивает получившиеся рисунки. Важно пообщаться с каждым ребенком: попросить рассказать об ощущениях, возникших при подготовке и в процессе рисования, поделиться впечатлениями от полученного результата.
Дошкольники могут дополнить рисунки разными элементами с помощью традиционных техник рисования, аппликации, лепки. Например, дети оставили на листе бумаги отпечаток стопы красной краской. Воспитатель предлагает им представить, кто или что это: пингвин, осьминог, море… Такие дополнительные задания способствуют развитию фантазии, творческого воображения. При этом важно предложить ребенку самому выбрать средство и метод для дополнения рисунка.
Если дети достаточно хорошо овладели техникой рисования ногами, можно сочетать ее с техникой Эбру. Достоинство этой техники в том, что в результате гарантированно получается красивая картинка. Это создает ситуацию успеха для каждого ребенка.
Для рисования в технике Эбру используют палочки с краской, а вместо листа бумаги — емкость со специальной водой. В ходе занятия с применением двух нетрадиционных техник рисования дети:
- прикасаются палочкой с краской к поверхности воды, стараясь держать ее в ногах вертикально;
- рисуют только на поверхности воды, держа ногу на определенной высоте;
- не прикасаются рабочей ногой к поверхности воды.
Изменения в технике рисования и используемых материалах усложняют дошкольникам задачу, но при этом превращают изобразительную деятельность в интересное и полезное занятие.
В качестве примера в приложении представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по ИЗО «Необычные художники» с использованием техник рисования ногами и Эбру в старшей группе.
КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ ПОНАДОБЯТСЯ ДЛЯ РИСОВАНИЯ НОГАМИ?
• Стулья (по количеству детей).
• Твердая поверхность (ровная доска) для рисования на полу.
• Листы бумаги/ватмана.
• Изобразительные материалы: краски, кисти, фломастеры, карандаши, палочки.
• Клеенка, баночки, тарелочки и другие емкости для воды и смешивания красок.
• Средства личной гигиены: влажные салфетки, полотенца.
• Емкость с теплой водой для ополаскивания ног.
• Удобная одежда, не стесняющая движение и позволяющая свободно двигать стопой.
Можно ли вовлекать родителей в занятия по рисованию ногами
Родителей можно и нужно привлекать к рисованию ногами. Их участие в совместной с детьми деятельности только повысит успех творческого процесса. Воспитанникам трудно сразу привыкнуть держать кисти пальцами ног, регулировать высоту подъема ноги, неудобно очищать стопы от краски. Как раз здесь на помощь приходят родители. При этом большинство из них не знакомы с данной техникой рисования, что создает интригу и активизирует их интерес.
Кроме того, родители могут посмотреть на окружающий мир и свою семью глазами ребенка, выслушать его идею, подсказать ему развитие замысла. Притом если в процессе сочинительства они выступают, как правило, в роли советчика, сопереживающей стороны, то на стадии рисования дети и родители становятся сотоварищами, коллегами, творческой группой. Так обогащается их общение, наполняясь совместным творчеством, переживаниями.
Когда наступает долгожданный момент — возможность рассмотреть рисунок, родители превращаются в самых трепетных зрителей. Совместная работа поможет им оценить способности ребенка, поверить в его силы, проникнуться к нему уважением как к творческой личности. А может быть, родители разглядят талант.
Какие результаты вы получите,
используя технику рисования ногами
Дети, рисуя ногами, научатся видеть и представлять образы, воссоздавать их, свободно выражать мысли, эмоции, ощущения. Прикасаясь к краске, они узнают ее свойства — густоту, твердость, вязкость.
Занятия с элементами стопотерапии (рисования ногами) помогут снять накопившееся эмоциональное и физическое напряжение. Благодаря дружелюбной атмосфере дошкольники начнут свободно общаться со сверстниками и взрослыми, будут чувствовать себя частью большого творческого коллектива.
Новые умения и знания, которые приобретут воспитанники, дадут возможность не останавливаться на достигнутых результатах. В дальнейшем можно познакомить детей с другими интересными техниками в изобразительной деятельности, которые позволят расширить их творческий потенциал.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ИЗО «Необычные художники» с использованием техник рисования ногами и Эбру в старшей группе
Цели:
- развивать у воспитанников творческие способности;
- моделировать ситуацию успеха в ходе образовательной деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с техниками рисования ногами и Эбру;
- развивать у них двигательные навыки, наглядно-образное мышление, воображение;
- учить экспериментировать с изобразительными материалами и инструментами.
Оборудование:
- удобная, не стесняющая движений одежда, позволяющая свободно двигать стопой;
- два ряда стульев;
- стол для демонстрационных материалов;
- дорожки здоровья (2 шт.);
- гладкая ровная доска;
- емкости с водой и листы бумаги для Эбру (на каждого ребенка);
- изобразительные материалы для Эбру (специальные краски, деревянные палочки);
- репродукция картины художника А. Желонкина «Дождь»;
- репродукция картины художницы А. Ивановой «Цветы», выполненной в технике Эбру;
- цветы и ваза;
- средства гигиены: влажные салфетки, полотенца.
Педагог расставляет два ряда стульев по противоположным сторонам помещения группы. Между ними прокладывает дорожки здоровья — ершистые коврики, покрытые влажными теплыми полотенцами. На столе, который располагается на одинаковом от стульев расстоянии, педагог раскладывает демонстрационные материалы. Около одного ряда стульев на полу лежит гладкая ровная доска, на ней — материалы для рисования.
Схема организации образовательной деятельности
Ход деятельности:
(Дети встают полукругом. Педагог их приветствует.)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня замечательный день, и нас ждет очень интересное занятие. Кто-нибудь из вас знает, что ночью шел волшебный дождь? (Ответы детей.) Во время такого дождя вырастают необычные цветы, которые называются Эбру. Одна художница давно мечтает нарисовать их, но очень боится дождя. Поможем ей найти цветы Эбру?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нам нужно превратиться в необычных художников и познакомиться с интересными способами рисования.
(Педагог приглашает детей подойти к столу, на котором находятся цветы и ваза.)
Воспитатель: Я не сомневаюсь, что вы знаете, какое сейчас время года?
Дети: Лето.
Воспитатель: Правильно. А что растет на улице летом?
Дети: Трава, цветы.
Воспитатель: Давайте мы соберем букет цветов и поставим его в вазу! Помогите мне, пожалуйста!
(Педагог и дети собирают цветы в вазу.)
Воспитатель: Обратите внимание, что наши цветы разных оттенков. Каких?
(Дети называют оттенки цветов.)
Воспитатель: А какие названия цветов вы знаете?
Дети: Колокольчик, роза, ромашка…
Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите, какую интересную картину я нашла.
(Педагог показывает репродукцию картины А. Желонкина «Дождь».)
Воспитатель: Написал ее современный художник Александр Желонкин, называется она «Дождь». Что на ней изображено?
(Дети перечисляют, что изображено на картине. Затем педагог читает стихотворение А. Введенского «Песенка о дожде».)
Воспитатель:
Дождик, дождик, глянь, глянь!
Дождик, дождик, грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик, где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки.
И мы тоже, дождик, ждем —
Бегать будем под дождем!
А вы дождика боитесь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какие вы смелые! Это хорошо, ведь искать цветы Эбру нам придется под дождем. А чтобы нам не намочить обувь, давайте ее снимем и отправимся в путь босиком по специальным дорожкам.
(Звучит аудиозапись песни «Дождя не боимся» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина). Дети садятся на стулья, снимают обувь и носки. Затем переходят босиком по ершистому коврику, покрытому влажными теплыми полотенцами, на другую сторону группы, где рядом со стульями находятся материалы для рисования.)
Воспитатель: Ой, волшебный дождик наполнил баночки для рисования водой. Посмотрите, нет ли в воде необычных цветов, которые мы ищем?
Дети: Нет, здесь только вода.
Воспитатель: Что же нам делать? Мы обещали помочь художнице. Может быть, мы сами нарисуем эти цветы? А на чем можно рисовать? И чем?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы нарисовать цветы на воде? (Ответы детей.) Я хочу открыть вам тайну… Существует одна удивительная техника, которая называется Эбру, что означает «рисование на воде». Она нам и поможет. Но сегодня мы с вами необычные художники, поэтому рисовать будем не руками, а ногами! Посмотрим, что нам для этого понадобится.
(Дети садятся на стулья и рассматривают материалы для рисования, которые находятся перед ними.)
Воспитатель: Чтобы нарисовать цветы на воде, мы будем использовать деревянные палочки вместо кисточек и специальные краски.
(Педагог демонстрирует детям краски и палочки.)
Воспитатель: В природе очень много цветов различных оттенков, но мы будем использовать только красную, синюю, желтую и зеленую краски. Сейчас я покажу вам, как можно нарисовать цветы ногами с помощью техники Эбру.
(Педагог показывает способ рисования ногами и проговаривает свои действия.)
Воспитатель: Мы берем рукой деревянную палочку, опускаем ее в краску. Далее палочку с краской зажимаем между пальцами ног. Аккуратно прикасаемся к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг. Затем вновь берем палочку рукой, опускаем ее в краску другого цвета и повторяем эти же действия уже другой ногой.
(Педагог поочередно предлагает детям нарисовать круги на воде понравившимся цветом.)
Воспитатель: Посмотрите, круги краски расплываются, кружатся, словно танцуют на воде. Чтобы наши цветы были более интересными, придадим им форму с помощью деревянной палочки. А чистой палочкой отведем краску от края круга к центру. Работайте аккуратно.
(Педагог продолжает демонстрировать детям новую технику рисования.)
Воспитатель: Теперь положим палочки обратно в банки с красками и вытрем салфетками ноги. Посмотрите, какие необычные яркие цветы у нас получились. А как же нам «достать» цветы из воды, чтобы подарить их художнице?
(Дети высказывают предположения.)
Воспитатель: Я хочу поделиться с вами еще одним секретом! Чтобы «достать» цветы из воды, нужна специальная бумага. Листы такой бумаги прикреплены к спинкам ваших стульев, где вы разувались. Значит, нам снова нужно пройти по влажным дорожкам.
(Дети переходят по дорожкам здоровья на противоположную сторону, берут листы бумаги и возвращаются обратно.)
Воспитатель: Эта специальная бумага не намокает в воде. Давайте накроем ею получившиеся картины и оставим их так на некоторое время, чтобы цветы Эбру смогли на ней отпечататься.
(Дети аккуратно накрывают свои картины листами бумаги. Педагог в это время убирает влажные полотенца с дорожек.)
Воспитатель: Посмотрите, дождик прошел, на улице выглянуло солнышко, и наши дорожки высохли. Пока цветы отпечатываются на бумаге, вы можете надеть носочки и обуться.
(Под звуки спокойной музыки (на выбор педагога) дети переходят по ершистому коврику, садятся на стулья, обуваются.)
Воспитатель: Вам интересно посмотреть, что же получилось?
Дети: Да!
(Педагог аккуратно достает свой лист бумаги, на котором отпечатались цветы, и показывает рисунок. Дети вслед за ним достают свои рисунки.)
Воспитатель: Давайте положим наши цветы на стол, чтобы они высохли.
(Педагог и дети идут к столу и кладут рисунки рядом с картиной А. Желонкина «Дождь».)
Воспитатель: Давайте сравним наши цветы и картину художника. Что общего между ними? Чем они отличаются?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: И картина, и наши рисунки интересны по-своему. Сегодня мы с вами были необычными художниками и нарисовали необычные цветы. Как они называются?
Дети: Цветы Эбру.
Воспитатель: Каким способом мы нарисовали их?
Дети: Мы нарисовали их ногами на воде с помощью техники Эбру.
Воспитатель: Вы смогли передать красоту природы яркими красками, выразили свое настроение и помогли художнице. Она очень благодарна вам за ваши цветы и просила передать вам в подарок картину, которую тоже нарисовала в технике Эбру.
(Педагог показывает репродукцию картины А. Ивановой «Цветы».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по "Нетрадиционной техники рисования" (средней группы) "Космос"
Учить использовать новый способ рисования распыление краски на лист бумаги с использованием трафаретов и техникой кляксография....
Методическая разработка по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...
Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка"
Использование нетрадиционных методов в игре способствует познанию детьми самих себя, осознанию своей деятельности, качеств и свойств личности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, развивает...
Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных ...
Методическая разработка. Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возроста
Консультации...
Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности детей....
Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в процессе изобразительной деятельности»
Возраст: младший дошкольный возрастНаправление: художественно-эстетическоеТехника: пластилинографияТема: «Утенок и цыпленок на полянке»Цель: Научить детей создавать картину с помощью пласт...