«Взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения с сельским Домом культуры как способ формирования социально адаптированной творческой личности воспитанников»
статья на тему

Фролова Марина Геннадьевна

Опыт работы СПДС "Колосок" ГБОУ СОШ с. Ташелка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_vzammosvyaz_s_dk.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения с сельским Домом культуры как способ формирования социально адаптированной творческой личности воспитанников»

   Всем известно, что в дошкольном возрасте закладываются основы нравственности,  взаимодействия с окружающей средой, ребенок, погружаясь в социальное пространство, формируется как личность. Только социально развитая личность, обладающая интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом, может успешно адаптироваться в реальной окружающей среде.  Поэтому поиск  путей эффективности воспитания творческой социально  адаптированной личности дошкольников становится актуальной необходимостью современного детского сада.

   Наш детский сад расположен в сельской местности. Отдаленность от культурных центров, малая степень разнообразия досуговой деятельности, отсутствие музеев и театров, узкий круг социальных партнеров ведет к  ограниченности и замкнутости сельского социума. Наша творческая группа, изучив  и проанализировав  данную проблему, поставила перед собой цель: cформировать целостную социокультурную педагогическую систему взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры, ориентированную на раскрытие творческого потенциала дошкольников, оптимальных возможностей и неповторимой  индивидуальности каждого ребенка с учетом его особенностей. В настоящее  время мы установили тесную связь с сельским Домом культуры.

   Свою работу мы  начали с определения путей и способов взаимодействия  с творческим коллективом ДК. Для достижения общественно значимого результата определили основные направления сотрудничества, формы работы, план мероприятий. Были проведены совместные заседания методических объединений, на которых решались проблемные вопросы и намечались пути их решения.

   Традиционно воспитанники детского сада вместе с педагогами принимают активное участие в жизни села.  Праздники и  совместные дела приносят радость , создают настроение, остаются в памяти каждого ребенка. Дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в селе, которые способствуют формированию чувства единения с родным селом, чувства патриотизма, гордости за свой народ, желания сохранить и приумножить богатства своей малой родины в интересах своей семьи, односельчан и страны в целом.

    Дошкольники    ежегодно выступают на митинге, посвященном празднованию Дня Победы, возлагают цветы к памятнику защитникам Родины вместе с ветеранами. С большим удовольствием  знакомятся с нелегкой службой в вооруженных силах Российской Армии на встречах «Слава защитникам Отечества!», организованных творческим коллективом ДК и педагогами ДОУ. Также принимают участие на торжественной линейке к Дню Знаний, в концертах ко  Дню Матери и Международному женскому дню, Дню пожилого человека.

    Очень интересно проходят совместные обрядовые праздники: «Рождество», «Крещение», «Проводы зимы», «Масленица», «Пасха»,  где дети узнают о сохранившихся народных традициях, обычаях, обрядах, ритуалах  в общественной и семейной жизни. Духовное единение, забота о младших и уважение к людям старшего поколения способствуют активному формированию у детей социальных качеств, социального поведения  и социальной адаптации в окружающей среде. Эти мероприятия приобщают дошкольников к духовному, культурному и историческому наследию народов России.

   Работа с представителями творческих коллективов  сельского ДК  ведется регулярно. Взаимодействие существенно влияет на развитие художественно-эстетического вкуса дошкольников,  начиная с младших дошкольных групп. У детей формируются творческие способности в различных видах деятельности, расширяется социальный опыт, включая повышение уровня культуры и формирование саморазвития.

   Профессиональные  театрализованные представления, подготовленные работниками ДК и ДОУ,   вызывают множество положительных эмоций, приобщают воспитанников  к театральной и музыкальной культуре, знакомят с  различными  жанрами  искусства, актерским мастерством и различными режиссерскими решениями. Здесь ребенок познает сущность добра и зла, приобщается к  большому искусству . Педагоги и работники  культуры проводят  огромную работу со своими маленькими зрителями,  привлекая их к участию в различных  постановках и концертах, создавая для них настоящий праздник.  Ребята участвовали в таких постановках как « Оранжевый ежик», «Муха- цокотуха»,          « Осень в лесу»и др.

    Дошкольники постоянно принимают участия в конкурсах и фестивалях детского художественного творчества различного уровня:« Нет земли прекрасней», « Крылатые качели», «Дом, в котором мы живем», «Все может молодость» и др. Участники театральной студии ДОУ «Фантазеры» заняли II место на Первом районном фестивале  самодеятельных театральных коллективов «Зеленое яблоко» в номинации «Театральная миниатюра». А также наши воспитанники принимали участие  в IV  областном фестивале детского и юношеского творчества «Пасхальная капель», в V областном фестивале            «Вифлиемская звезда» и   стали лауреатами в номинациях «Художественное слово» и «Вокал».

     Наши дети совместно с родителями мастерят поделки для  конкурсов художественно- прикладного творчества на базе ДК. Детские работы неоднократно занимали призовые места. Так, воспитанники представили свои экспозиции  на тему: « Осенние фантазии»,     « Дело было вечером, делать было нечего», «Зимняя сказка». Выставки рисунков и  творческих работ, сделанные своими руками, (« Цветы небывалой красоты», « Моя мама лучше всех », «Каждый мужчина- защитник Отечества, дома и семьи», «Наш край родной любимый» и др.) пользуются большой популярностью у сельского населения.  Создавая работы, дети  стремятся преобразовывать мир, развивают  нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.  В детях пробуждаются первые яркие представления о Родине, о ее культуре, они  приобщаются к эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости.

   Дом культуры постоянно приглашает коллектив педагогов и воспитанников принять участие в конкурсах, фестивалях, праздничных программах. Так, педагоги СПДС показали свои знания и педагогическое мастерство в конкурсе  «Моя вторая мама», «Трудовые династии», « Мы здоровью скажем «Да»и др.

    Сотрудники детского сада входят в состав вокальной группы «Надежда», выступления которых ежегодно отмечаются призовыми местами и почетными грамотами. Они частые гости праздничных концертов  в селах  района.

   В ДК успешно работают клубы по интересам, которые заполняют свободное время интересными видами деятельности, удовлетворяют запросы каждого ребенка, приобщают педагогов, детей и родителей к совместной творческой деятельности. Функционируют хореографический кружок «Серпантин», вокальный- «Ритм», в состав которых входят как бывшие  так и нынешние воспитанники ДОУ. Посещая эти кружки, каждый из воспитанников может проявить себя как личность, у него развиваются способности,  проявляются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.

   Наши коллективные мероприятия становятся событиями не только для детей и педагогов , но и для родителей, а очень часто и для жителей окружающего социума. Массовые праздники сближают, объединяют людей. Мы вместе, мы рядом, знакомые и незнакомые. Нам хорошо и интересно.

    Исходя из вышесказанного, можно отметить положительное влияние взаимодействия между сельским ДК и СПДС «Колосок» в решении воспитательно - образовательных задач. Только при объединении усилий всего социума можно вырастить социально адаптированную творческую личность. В результате нашего сотрудничества создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях, активно участвуют  в различных мероприятиях сельского дома Культуры и жизни села.

Литература

  1. Абакарова, Э.Г. Социально- психологические аспекты социализации личности Ставрополь, 2004.
  2. Петрова, Е. В. Этнопедагогика в семье и детском саду  .// Метод. рекомендации – Чебоксары: Новое время, 2007.
  3. Петрова, Е. В. Социальное воспитание сельских дошкольников в этнокультурном пространстве села: монография / Е. В.Петрова. – Чебоксары: Новое время, 2009.
  4. Захарова, Г. П. Дошкольное образование: качество и перспективы развития / Г. П. Захарова // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе : сб. науч. тр. — Чебоксары : 41 НУ, 2008
  5. Антонова, Т. С. Роль традиций в воспитании детей в семье / Т. С. Антонова // Воспитание детей в семье: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. — Чебоксары, 2004.
  6. Артеменко, О.Н. Этнокультурный компонент содержания образования как условие формирования этнической толерантности / О. Н.Артеменко, Л. И. Макадей // Шолоховская весна. Ставрополь, 2008.
  7. Библина, С. С. Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольника / С. С. Библина, О. П. Демиденко // Образование в Росиии: медико-психологический аспект. — Калуга : Изд-во КГУ, 2005.
  8. Демиденко, О. П: О влиянии социума и культуры на воспитание ребенка / О. П. Демиденко, Е. О. Карасева, С. И. Чаплинская // Науки о человеке. — Ставрополь, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)

Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...

Проект «Особенности деятельности дошкольного образовательного учреждения в сельском социуме»

Современный социокультурный подход означает изменение взгляда на образовательную действительность и ее роль в социальной практике. Образование предстает средством духовного развития и подъема благосо...

«Социальное партнёрство дошкольного образовательного учреждения и семьи с библиотекой как ресурс социокультурного развития личности ребёнка». (ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН)

Для того, чтобы подвести родителей к тому, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития, нами разработано перспективное планирование, направленное на расширение представлен...

Тема проекта «Создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского социума как фактор повышения инвестиционной привлекательности и расширения социального партнерства».

Тема проекта «Создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского социума как фактор повышения инвестиционной привлекательности и расширения социального партнер...

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

Программа формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»города Смоленска на 2021-2022 учебный год

ПРИНЯТОПедагогическим советомМБДОУ «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»Протокол от «19» августа 2021 г. No 6УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ «Детский сад No 52«Але...