" ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ".
статья по теме
Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях направление в образовании, которое выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и индивидуализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_noyabr_2016_-_kopiya.docx | 35.32 КБ |
Предварительный просмотр:
" ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ".
Силина Светлана Юрьевна, методист
Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях относительно молодое направление в образовании, которое выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и индивидуализации.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования организационный раздел образовательной программы также должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов. В стандарте обращается внимание на то, что работа в детском саду направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Технология «педагогическая поддержка» введен в педагогику О.С.Газманом, который доказывал право ребенка на построение собственного индивидуального социального опыта.
Если рассматривать значения понятия «поддержка» с педагогических позиций, то поддержка со стороны педагога предполагает «стать опорой», «не дать упасть», «укрепить» то что заложено в природе ребенка или иными словами:
- помочь другому обрести уверенность,;
- подкрепить то положительное, что есть в личности;
- удержать от того, что мешает развитию, что является тяжестью, грузом.
Условия реализации психолого-педагогической поддержки в ДОУ
Образовательная программа должна показывать: как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников в дошкольном образовательном учреждении создается собственная нетрадиционная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников; какие новые педагогические технологии применяются в работе с детьми; как учитываются индивидуальные особенности и возможности воспитанников.
По словам А. Асмолова, образовательные программы на других возрастных этапах определяются через приобретение тех или иных знаний, а образовательная программы дошкольного образования определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей».
Образовательная программа - документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования.
Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы (К.Ю. Белая).
Характеристика современного дошкольника
Социально-коммуникативное развитие. Взаимодействие со сверстниками: ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре, предпочтение в общении. Взаимодействие со взрослым: внеситуативно-деловое, внеситутивно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.
Во время взросления ребенка качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека. Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.
Речевое развитие. Дети активно расширяют собственный запас слов и, задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов. Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 - 5 лет, свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.
Познавательное развитие. Мышление: Наглядно-образное, формирование логического мышления. Внимание: произвольное внимание. Память: целенаправленное запоминание.
Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Замечательной особенностью дошкольного детства является то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый характер. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.
Художественно-эстетическое развитие. Восприятие и понимание произведений искусства и мира природы, реализация самостоятельной творческой деятельности: широкие знание о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства), использование знаний в различных видах деятельности.
Физическое развитие. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Овладевает целостными двигательными действиями, способен удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, участвует в подвижных играх.
Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
Характеристика среды образовательного учреждения
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение.
Пространственно-развивающая среда создается в соответствии со следующими принципами:
- информативности, предусматривающей разнообразие тематики, материалов, оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- свободного выбора, который реализуется, как право самостоятельного выбора ребенком сюжета;
- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными, климато-географическими особенностями;
- полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность дополнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников и их эмоциональное благополучие;
- трансформируемости (универсальности), обеспечивающей возможность изменения предметно-развивающей среды, позволяющей по ситуации вывести на первый план ту или иную функцию пространства.
Важнейшими принципами функционирования предметно-пространственной среды также являются принципы научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения.
Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности.
Применение тактик психолого-педагогической поддержки в работе с детьми
Конкретные тактики решают ее специфические задачи. Названия тактик — «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие» — отражают конкретный смысл, который приобретает педагогическая поддержка в зависимости от решаемой задачи.
Каждая из тактик требует от педагога умения занимать определенные позиции и осуществлять определенные действия.
При решении конкретной проблемной ситуации возможно использование одной из тактик. При необходимости можно сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.
Выделяют следующие тактики технологии «педагогическая поддержка»
- Кредо тактики «защиты» - ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.
- Кредо тактики «помощи» - ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом.
- Кредо тактики «содействия» - ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора.
- Кредо тактики «взаимодействия» - договор - это испытание свободой и ответственностью, ребёнок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора.
Использование тактических приемов технологии «педагогическая поддержка» предполагает учет индивидуальности ребенка.
Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль общения с воспитанниками. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии является осознание сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.
Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.
Задача педагога при овладении технологией педагогической поддержки продемонстрировать ребенку:
- свою готовность поддержать ребенка в сложной для него ситуации;
- способным адекватно понять то, что ребенок хочет и по поводу чего у него возникает проблема);
- способным помочь сознанию ребенка отделить «хочу» и «могу» («не хочу» и «не могу») и найти точку для приложения усилий;
- способным аргументировано высказаться по поводу ситуации;
- способным вести переговоры;
- готовым к разделению и совмещению позиций, но действующим в пределах достигнутых между сторонами договоренностей;
- способным к рефлексии, проектированию и дальнейшей деятельности.
Необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, внедрения различных моделей неизбежно приводит к обновлению функционала воспитателя детей дошкольного возраста. Возрастает необходимость формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей различных моделей дошкольного образования.
Список источников:
- ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: минобрнауки.рф.
- Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. Издательство: РЕЧЬ — СПб.
2010.158 с. - Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: МИРОС, 2001.
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е.Верховкиной, А.Н.Атаровой. – СПб: КАРО, 2014.– 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование опорных схем, наглядных моделей, символов по познавательно-речевому и личностному развитию ребенка в непосредственно образовательной деятельности»
Сообщение для педагогического совета...
Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...
Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори», я непосредственно веду работу, направленную на социа...
Педагогическая поддержка как технология социализации и индивидуализации развития современных дошкольников
В данной статье дается определение педагогической поддержки, ее концептуальные положения, цели, нормы, правила, механизмы, этапы, тактики, принципы......
Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и Индивидуализации развития дошкольников. «Театр для маленьких и взрослых»
в статье кратко описывается систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности для улучшения социального статуса ребенка...
Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"
Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природо...
«Психолого - педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольной организации.»
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие»....