" ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ".
статья по теме

Силина Светлана Юрьевна

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях направление в образовании, которое выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и индивидуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noyabr_2016_-_kopiya.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

" ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ".

Силина Светлана Юрьевна, методист


Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях относительно молодое направление в образовании, которое выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и индивидуализации.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования организационный раздел образовательной программы также должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов.  В стандарте обращается внимание на то, что работа в детском саду направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Технология «педагогическая поддержка» введен в педагогику О.С.Газманом, который доказывал право ребенка на построение собственного индивидуального социального опыта.

Если рассматривать значения понятия «поддержка» с педагогических позиций, то поддержка со стороны педагога предполагает «стать опорой», «не дать упасть», «укрепить» то что заложено в природе ребенка или иными словами:

  • ​ помочь другому обрести уверенность,;
  • подкрепить то положительное, что есть в личности;
  • удержать от того, что мешает развитию, что является тяжестью, грузом.

Условия реализации психолого-педагогической поддержки в ДОУ

Образовательная программа должна показывать: как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников в дошкольном образовательном учреждении создается собственная нетрадиционная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников; какие новые педагогические технологии применяются в работе с детьми; как учитываются индивидуальные особенности и возможности воспитанников.

По словам А. Асмолова, образовательные программы на других возрастных этапах определяются через приобретение тех или иных знаний, а образовательная программы дошкольного образования определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей».

Образовательная программа - документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования.

Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы (К.Ю. Белая).

Характеристика современного дошкольника

Социально-коммуникативное развитие. Взаимодействие со сверстниками: ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре, предпочтение в общении. Взаимодействие со взрослым: внеситуативно-деловое, внеситутивно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

 Во время взросления ребенка качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека. Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Речевое развитие. Дети активно расширяют собственный запас слов и, задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов.  Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 - 5 лет, свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.

Познавательное развитие. Мышление: Наглядно-образное, формирование логического мышления. Внимание: произвольное внимание. Память: целенаправленное запоминание.

Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.    

Замечательной особенностью дошкольного детства является то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый характер. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

Художественно-эстетическое развитие. Восприятие и понимание произведений искусства и мира природы, реализация самостоятельной творческой деятельности: широкие знание о предметах и их свойствах  (восприятие времени, пространства), использование знаний в различных видах деятельности.

Физическое развитие. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Овладевает целостными двигательными действиями, способен удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, участвует в подвижных играх.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

 Характеристика среды образовательного учреждения

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение.

Пространственно-развивающая среда создается в соответствии со   следующими  принципами:

  •  информативности, предусматривающей разнообразие тематики, материалов, оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  • свободного выбора, который реализуется, как право самостоятельного выбора ребенком сюжета;
  • вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными, климато-географическими особенностями;
  • полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность дополнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников и их эмоциональное благополучие;
  • трансформируемости (универсальности), обеспечивающей возможность изменения предметно-развивающей среды, позволяющей по ситуации вывести на первый план ту или иную функцию пространства.

Важнейшими принципами функционирования предметно-пространственной среды также являются принципы научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения.        

Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности.

Применение тактик психолого-педагогической поддержки в работе с детьми

Конкретные тактики решают ее специфические задачи. Названия тактик — «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие» — отражают конкретный смысл, который приобретает педагогическая поддержка в зависимости от решаемой задачи.

Каждая из тактик требует от педагога умения занимать определенные позиции и осуществлять определенные действия.

При решении конкретной проблемной ситуации возможно использование одной из тактик. При необходимости можно сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.

Выделяют следующие тактики технологии «педагогическая поддержка»

  • Кредо тактики «защиты» - ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.
  • Кредо тактики «помощи» - ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом.
  • Кредо тактики «содействия» - ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора.
  • Кредо тактики «взаимодействия» - договор - это испытание свободой и ответственностью, ребёнок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора.

Использование тактических приемов технологии «педагогическая поддержка» предполагает учет индивидуальности ребенка.

Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль общения с воспитанниками. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии является осознание сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Задача педагога при овладении технологией педагогической поддержки продемонстрировать ребенку:

  • свою готовность поддержать ребенка в сложной для него ситуации;
  • способным адекватно понять то, что ребенок хочет и по поводу чего у него возникает проблема);
  • способным помочь сознанию ребенка отделить «хочу» и «могу» («не хочу» и «не могу») и найти точку для приложения усилий;
  • способным аргументировано высказаться по поводу ситуации;
  • способным вести переговоры;
  • готовым к разделению и совмещению позиций, но действующим в пределах достигнутых между сторонами договоренностей;
  • способным к рефлексии, проектированию и дальнейшей деятельности.

Необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, внедрения различных моделей неизбежно приводит к обновлению функционала воспитателя детей дошкольного возраста. Возрастает необходимость формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей различных моделей дошкольного образования.

Список источников:

  1. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён  17 октября 2013 года  Приказом  №1155 Министерства образования  и науки РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: минобрнауки.рф.
  2. Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. Издательство: РЕЧЬ — СПб.
    2010.158 с.
  3. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: МИРОС, 2001.
  4. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е.Верховкиной, А.Н.Атаровой. – СПб: КАРО, 2014.– 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

Педагогическая поддержка как технология социализации и индивидуализации развития современных дошкольников

В данной статье дается определение педагогической поддержки, ее концептуальные положения, цели, нормы, правила, механизмы, этапы, тактики, принципы......

Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и Индивидуализации развития дошкольников. «Театр для маленьких и взрослых»

в статье кратко описывается систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности для улучшения социального статуса ребенка...

Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"

   Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природо...

«Психолого - педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольной организации.»

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие»....