Консультация для педагогов "Форма работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников"
консультация на тему

Осламова Анна Анатольевна

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx31.47 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.pptx1.37 МБ
Файл 09.docx63.87 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.Здравствуйте, уважаемые воспитатели, коллеги, сегодня мы с вами будем разговаривать о формах работы по воспитанию толерантного поведения в детях.

Один очень известный психолог начал свой семинар по психологии, подняв вверх 500 пятьсот  - рублевую купюру. В зале собралось около 200 человек. Психолог спросил, кто хочет получить купюру. Все, как по команде, подняли руки. Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю, - продолжил психолог. Он скомкал купюру и затем спросил, хочет ли кто-нибудь все еще ее получить. И опять все подняли руки. Тогда, - ответил он, - я делаю следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем он поднял купюру, купюра была мятая и грязная. “Ну кому из вас она нужна в таком виде?” И все опять подняли руки.

Дорогие друзья, - сказал психолог, - только что вы получили ценный наглядный урок. Несмотря на все то, что я проделал с купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 500 рублей.

А теперь самое главное: Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит. Наша ценность определяется не тем, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. И если мы чем то непохожи от других, отличаемся внешностью, языком или например, мы, люди с ограниченными возможностями, это не значит, что мы чем-то хуже других. И главный принцип толерантности, это принять человека, таким, какой он есть. Принять и понять. Это сложно, но возможно!

Слайд 2. Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? От куда же произошло это слово?

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Слово «толерантность» может звучать на разных языках, но смысл всегда один  - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; готовность быть терпимым, снисходительным; быть по отношению к другим великодушным; способность терпеть что-то или кого-то.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, все возможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

Слайд 3. Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в  детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

Но, вернемся к детям.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. В проявлении таких отношений как осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., лежат следующие факторы:

1. детская непосредственность;

2. ограниченный жизненный опыт;

3. детская бестактность и т. д.

Слайд 4. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

- Ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях.

- На музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов.

- Чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.

- Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

- Организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов.

- Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; (Рождество Масленица).

Обратите внимание на раздаточный материал. Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

1.Игра на гармонизацию осознания своего имени, фамилии: игра «Как звали, зовут, будут звать…»

2. Упражнение “Это здорово!”

4. Игра «Комплименты»

Слайд 5. 3. Игра на развитие чувства близости с другими детьми: игра «Мы похожи».

Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т. д.)». Лариса выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Слайд 6. Огромная роль детской художественной литературы заключается в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств. Произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Благодаря им дети приобщаются к многонациональной литературе.

1. - В какой сказке А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти?

Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.…» Сказка о рыбаке и рыбке»

2. - В какой сказке хрупкая девочка ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву? Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни. (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)

3. - В какой сказке главный герой был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой.? Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют право на жизнь.) И. Гауф «Карлик Нос»

4. - Сказка про дружную совместную работу. …. «Репка»

5. - Какая сказка учит быть добрым в любой ситуации?. (Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым. И ведь он был награжден – вырос в прекрасного лебедя. Чем не награда) … Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Слайд 6. Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих».

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друг познается в беде.
  • Сам себя губит, кто других не любит.
  • Всякий человек в деле познается.
  • Одна пчела меду не натаскает. и др.

Слайд 7. Также в работе можно использовать такие формы и методы воспитания толерантности, которые также указаны в вашем раздаточном материале.

1. Игры и игровые упражнения.

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций.

3. Этюды и упражнения.

4. Использование художественного слова.

5. Использование наглядных пособий.

6. Продуктивный вид деятельности.

7. Вспомогательный приём .

 Работа с детьми, работа с родителями.

Конечно, формирование толерантности происходит  постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Слайд 8. Притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже. Слайд «Спасибо за внимание».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация представлена для педагогов на тему: « Форма работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников». МДОУ ДС №28 «Колосок» Подготовила: воспитатель Осламова Анна Анатольевна

Слайд 5

Игра на развитие чувства близости с другими детьми«Мы похожи»

Слайд 7

Виды деятельности дошкольников по воспитанию толерантности: 1. Игры и игровые упражнения; 2 . Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций); 3 . Этюды и упражнения; 4 . Использование художественного слова ; 5 . Использование наглядных пособий; 6 . Продуктивный вид деятельности; 7 . Вспомогательный приём ; 8.Работа с детьми; 9.Работа с родителями.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 09.03.2017 г.

Игры для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

1.Игра на гармонизацию осознания своего имени, фамилии: игра «Как звали, зовут, будут звать…»

«Когда я был (а) совсем маленькой, меня звали…

В детском саду меня зовут….

Я выросту, и меня будут звать …

2. Упражнение “Это здорово!”

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

4. Игра «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива.

Время на проведение: 3-5 минут.

Материалы: мяч.

Предлагаю участникам придумать комплименты друг для друга. Бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например«Татьяна, Вы очень справедливый человек» или «Наталья, у Вас замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

3. Игра развитие чувства близости с другими детьми: игра «Мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.

Время на проведение: 3-5 минут.

Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т. д.)». Лариса выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

09.03.2017 г.

Формы работы по воспитанию толерантности

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства миёёлосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

 Работа с детьми:

  • —Беседы,проекты, конструирование, видеопросмотры, экскурсии и т.д

 Работа с родителями.

  • Анкетирование, совместные праздники,круглые столы и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем....

Выступление на ГМО по теме: «Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников»

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня напервый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общеговыживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мыс...

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...

Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национально...

Консультация «Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников»

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национально...

Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы)

В данном материале представлены методы и приемы воспитания толерантности, содержание "Уголка дружбы"...