Консультация для педагогов "Форма работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников"
консультация на тему
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.docx | 31.47 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.pptx | 1.37 МБ |
09.docx | 63.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.Здравствуйте, уважаемые воспитатели, коллеги, сегодня мы с вами будем разговаривать о формах работы по воспитанию толерантного поведения в детях.
Один очень известный психолог начал свой семинар по психологии, подняв вверх 500 пятьсот - рублевую купюру. В зале собралось около 200 человек. Психолог спросил, кто хочет получить купюру. Все, как по команде, подняли руки. Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю, - продолжил психолог. Он скомкал купюру и затем спросил, хочет ли кто-нибудь все еще ее получить. И опять все подняли руки. Тогда, - ответил он, - я делаю следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем он поднял купюру, купюра была мятая и грязная. “Ну кому из вас она нужна в таком виде?” И все опять подняли руки.
Дорогие друзья, - сказал психолог, - только что вы получили ценный наглядный урок. Несмотря на все то, что я проделал с купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 500 рублей.
А теперь самое главное: Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит. Наша ценность определяется не тем, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. И если мы чем то непохожи от других, отличаемся внешностью, языком или например, мы, люди с ограниченными возможностями, это не значит, что мы чем-то хуже других. И главный принцип толерантности, это принять человека, таким, какой он есть. Принять и понять. Это сложно, но возможно!
Слайд 2. Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? От куда же произошло это слово?
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Слово «толерантность» может звучать на разных языках, но смысл всегда один - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; готовность быть терпимым, снисходительным; быть по отношению к другим великодушным; способность терпеть что-то или кого-то.
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, все возможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.
Слайд 3. Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.
Но, вернемся к детям.
Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. В проявлении таких отношений как осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., лежат следующие факторы:
1. детская непосредственность;
2. ограниченный жизненный опыт;
3. детская бестактность и т. д.
Слайд 4. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- Ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях.
- На музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов.
- Чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.
- Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- Организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов.
- Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; (Рождество Масленица).
Обратите внимание на раздаточный материал. Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.
1.Игра на гармонизацию осознания своего имени, фамилии: игра «Как звали, зовут, будут звать…»
2. Упражнение “Это здорово!”
4. Игра «Комплименты»
Слайд 5. 3. Игра на развитие чувства близости с другими детьми: игра «Мы похожи».
Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т. д.)». Лариса выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Слайд 6. Огромная роль детской художественной литературы заключается в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств. Произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Благодаря им дети приобщаются к многонациональной литературе.
1. - В какой сказке А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти?
Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.…» Сказка о рыбаке и рыбке»
2. - В какой сказке хрупкая девочка ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву? Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни. (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)
3. - В какой сказке главный герой был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой.? Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют право на жизнь.) И. Гауф «Карлик Нос»
4. - Сказка про дружную совместную работу. …. «Репка»
5. - Какая сказка учит быть добрым в любой ситуации?. (Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым. И ведь он был награжден – вырос в прекрасного лебедя. Чем не награда) … Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Слайд 6. Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих».
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друг познается в беде.
- Сам себя губит, кто других не любит.
- Всякий человек в деле познается.
- Одна пчела меду не натаскает. и др.
Слайд 7. Также в работе можно использовать такие формы и методы воспитания толерантности, которые также указаны в вашем раздаточном материале.
1. Игры и игровые упражнения.
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций.
3. Этюды и упражнения.
4. Использование художественного слова.
5. Использование наглядных пособий.
6. Продуктивный вид деятельности.
7. Вспомогательный приём .
Работа с детьми, работа с родителями.
Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Слайд 8. Притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь; прощение; терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже. Слайд «Спасибо за внимание».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра на развитие чувства близости с другими детьми«Мы похожи»
Виды деятельности дошкольников по воспитанию толерантности: 1. Игры и игровые упражнения; 2 . Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций); 3 . Этюды и упражнения; 4 . Использование художественного слова ; 5 . Использование наглядных пособий; 6 . Продуктивный вид деятельности; 7 . Вспомогательный приём ; 8.Работа с детьми; 9.Работа с родителями.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
09.03.2017 г.
Игры для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.
1.Игра на гармонизацию осознания своего имени, фамилии: игра «Как звали, зовут, будут звать…»
«Когда я был (а) совсем маленькой, меня звали…
В детском саду меня зовут….
Я выросту, и меня будут звать …
2. Упражнение “Это здорово!”
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.
Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.
В круг участники выходят по очереди.
4. Игра «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива.
Время на проведение: 3-5 минут.
Материалы: мяч.
Предлагаю участникам придумать комплименты друг для друга. Бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например: «Татьяна, Вы очень справедливый человек» или «Наталья, у Вас замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
3. Игра развитие чувства близости с другими детьми: игра «Мы похожи»
Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.
Время на проведение: 3-5 минут.
Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т. д.)». Лариса выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
09.03.2017 г.
Формы работы по воспитанию толерантности
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства миёёлосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми:
- Беседы,проекты, конструирование, видеопросмотры, экскурсии и т.д
Работа с родителями.
- Анкетирование, совместные праздники,круглые столы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Воспитание основ толерантности у дошкольников»
«Воспитание основ толерантности у дошкольников»...
Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности.
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем....
Выступление на ГМО по теме: «Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников»
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня напервый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общеговыживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мыс...
Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»
Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...
Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национально...
Консультация «Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников»
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национально...
Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы)
В данном материале представлены методы и приемы воспитания толерантности, содержание "Уголка дружбы"...