Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы)
статья

Имангулова Жанна Геннадьевна

В данном материале представлены методы и приемы воспитания толерантности, содержание "Уголка дружбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_osnov_tolerantnosti_u_doshkolnikov.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание основ толерантности у дошкольников

 (из опыта работы)

Добрый день, уважаемые коллеги. Давайте сначала вспомним, что же такое толерантность. Толерантность- это терпимость, уважение к людям, их образу жизни, поведению и обычаям. Каждый человек- это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, мыслями и убеждениями. Быть толерантным-значит уметь ладить с людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению, признать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом индивидуальность.

Какие же методы и приемы использую я в своей работе по воспитанию толерантности.

Совместно с детьми мы изготовили эмблему толерантности из детских разноцветных ладошек, на каждой из которых написано качество толерантного человека- умеющего дружить, прощать, любить, быть добрым, уважительно относится к другим, проявлять чуткость и сострадание, принимать другого таким какой он есть.

Ежедневно по каждому значению этих качеств проводится беседа. Например: Что такое дружба? Интересуюсь у двух друзей, почему они дружат? Обращаю внимание, что сдружились дети разных национальностей, разных по характеру. Вместе с детьми проверяем значение слов в словаре русского языка. Также изготовили радужный флаг толерантности, он обозначает мир, который царит на земле, а сочетание всех цветов радуги говорит о разнообразии проявлений этого мира.

Использую наглядные пособия: альбом с сюжетными картинами «Мы друг другу помогаем». На картинах изображены сценки из жизни детей: совместные игры, подготовка к занятиям, занятия, развлечения. В каждой сценке присутствует какая-либо конфликтная ситуация, которую и предстоит обсудить, чтобы помочь героям картины найти правильный выход, тем самым воспитывая в детях гуманность, сострадание, чуткость по отношению друг к другу. Также использую пособие «Мир эмоций и чувств» с целью развития отзывчивости, сопереживания, эмоционального интеллекта. Беседую на тему «Какие эмоции следует испытывать по отношению к другим, а какие стараться сдерживать в себе».

Еще у нас появилась «Коробка добрых поступков» с кубиками, каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок. При этом неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают и вечером вместе с детьми подсчитываем количество кубиков, вспоминаем и анализируем добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики. Сравниваем количество хороших поступков с предыдущими днями.

У нас в группе дети семи национальностей: русские, азербайджанцы, казах, таджичка, осетин, лезгинка и молдаване.

Дети уже выучили флаги этих народов, даже узнают их по маленькому фрагменту играя в игру: «Угадай флаг». Изучили гербы каждой национальности, что они символизируют. Познакомились с национальными костюмами, как с женскими, так и мужскими. Играем в игру «Соедини флаг, герб и костюм». Родители принесли атрибутику своей национальности: осетинскую папаху, казахскую и таджикскую тюбетейки, таджикское платье, куклу одетую в национальный костюм, картину с изображением самого известного исторического объекта в Баку «Девичьей башни», ну и конечно символику русского народа- матрешку, пособия «История вокруг нас», «Наша Родина-Россия», альбомы, игры.

Дети узнали о национальных блюдах каждой страны, рассмотрев их на карточках.

Я создала картотеку игр на развитие толерантности. Какую карточку дети вытянут, в такую игру и играем. Например: «Назови ласково» - дети ловят мяч и называют ласково имя ребенка группы, которое назовет ведущий. Игра «Это здорово!» Дети по одному выходят в круг и говорят о своем таланте или умении. В ответ остальные хором говорят: «Это здорово!» и поднимают вверх большой палец, тем самым получают поддержку от группы. Игра «Все мы разные» - в середину круга кладется двухсторонняя стрелка. Дети идут по кругу и говорят слова: «На друг друга посмотри, в чем отличия скажи». На кого укажет стрелка говорят по очереди отличия друг от друга. После отличий дети ищут схожесть. В игре «Моя улица» дети выходят и обнимаются, кто живет на названной ведущим улице. В игре «Клубочек» дети разматывают клубок, передавая его друг другу, называют свое любимое (игрушку, блюдо, сказку, мультфильм). В конце все выполняют упражнения- поднимают, опускают нитку правой, левой рукой, приседают вместе, я обращаю внимание на то, что именно нам помогло выполнить все вместе-дружба, общее внимание. В конце каждой игры акцентирую внимание на то, что мы все разные, любим разное, интересуемся разным, но мы все вместе и дружим.

Также сделала и картотеку подвижных игр разных народов. Часто играем в молдавскую игру «Барашек», в лезгинскую- «Ты джигит и я джигит», осетинскую- «Слепой медведь», русскую «Капканы».

 Каждый день знакомимся со сказками народов мира. У нас есть 100 карточек со сказками, какую ребенок карточку вытянет, такую сказку и читаем. После прочтения обязательно обсуждаем, чему сказка учит, поступки и качества характера героев.

Учим и разбираем понятия пословиц и поговорок о дружбе, доброте. Для этого использую пособие «Собери пословицу».

«Доброе слово и кошке приятно»

«Один за всех и все за одного»

«Нет друга ищи, а нашел береги» и т.д.

Весь материал, пособия, игры, атрибуты находятся в уголке дружбы.

Сделала подборку детских песен народов мира, а также танцев Дети с удовольствием слушают, смотрят, танцуют, веселятся.

Еще у нас есть стенд «Жизнь нашей группы», который заполняется и периодически сменяется фотографиями разной деятельности детей: совместные развлечения, соревнования, игры, прогулка, занятия, тем самым опять обращая внимание на то, что мы все разные, но нам интересно вместе проводить время в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ толерантности у дошкольников (Статья)

Воспитание основ толерантности у дошкольников....

Консультация "Воспитание основ толерантности у дошкольников"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человече...

Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников

Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников....

Воспитание основ толерантности у дошкольников

В презентации освещается тематика - воспитание толерантности у дошкольников через различные спектры мероприятий и разные виды деятельности....

Воспитание основ толерантности у дошкольников

К сожалению, в современном мире существуют войны, вооружённые столкновения, расовая и половая дискриминация. Люди не всегда доброжелательно относятся к старикам, немощным, тяжелобольным, не могут спок...

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...