консультация для воспитателей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе я считаю, должны занять мы педагоги.
Задачи краеведческой работы:
1.Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям;
2.Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);
3.Воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие её красоты и многообразия;
4.Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
5.Формирование знаний о родном поселке.
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности:
Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры «Дом», «Детский сад» «Профессия моих родителей», дидактические игры:
«Моя семья, моя родословная», «Путешествие по городу».
Речевое развитие: составление рассказов на тему «С кем я живу», «Моя улица», сочинение стихотворений «О маме», «О друге», сотворчество детей и родителей.
Художественная литература: загадки, заучивание стихотворений, чтение познавательной литературы о родном крае.
Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мой город», « С кем я живу», «Портреты членов семьи». Оформление выставок: «Моя улица», «Мой детский сад». Сотворчество детей с родителями «Встреча гостей», «Мой дом», «Герб моей семьи», Генеалогическое дерево», «Мой родной край».
Трудовая деятельность: посильная трудовая деятельность дома, дежурство по столовой, трудовые поручения в группе и дома.
Познавательная деятельность: целевые прогулки по нашему микрорайону, природа нашего поселка, встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение библиотеки, школьного музея.
Музыкальная деятельность: проведение совместных праздников, разучивание песен: о детском саде, доме, поселке.
Так постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем. Нами разработаны: тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста и система эколого-краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, поселок; а так же природное окружение: реки, лесная зона; “зеленая зона” детского сада – это объекты экологической тропы, живого уголка, уголки природы. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер. Рассматривание альбомов "Моя семья","Мой поселок"
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном поселке. Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей. (Ул. имени Алексея Замыслова,Смирнова,Уткина).
Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности, сотворчестве детей и родителей.
Свои знания и умения дети переносят в трудовую деятельность.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы поселка, предметы народно-прикладного искусства).
Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Постепенно воспитатели подводят детей к пониманию того, что все жители любят свой поселок и многое делают для того, чтобы он был чище и краше.
В ДОУ функционируют: экологический уголок– где знакомят детей с природными объектами родного края; комната “Горница” - где знакомят детей с бытом русского человека, рассказывают о его устройстве, воспитывают интерес к особенностям русского характера, к традициям; оформлен патриотический уголок с Российской символикой.
Так мы от знакомства с поселком постепенно переходим к знакомству с родным краем – краснобаковским районом, нижегородской областью, а затем и с Россией, тем самым, расширяя и углубляя знания детей о своей стране. В процессе этой работы мы воспитываем у дошкольников чувства восхищения, гордости за свой поселок, свой народ, свою страну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...