Семинар- практикум: «Играем дома»
консультация на тему
Организация игровой деятельности напрямую зависит от организации предметно-развивающей среды. Сегодня мы научимся с вами создавать нужные условия для полноценного развития наших детей, другими словами научимся создавать предметно-развивающую среду. Узнаем, что она в себя включает, узнаем какую пользу приносят для вашего ребенка простые игрушки и как можно их сделать своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум: «Играем дома»
Цель:
Познакомить родителей со способами организации развивающей среды для ребенка дома.
План:
- Сообщение темы.
- Информационная часть.
- Практическая часть.
- обсуждение темы: «возможности организации предметно - развивающей среды для ребенка»;
- смотр выставки игрушек, которые можно изготовить своими руками;
4.Заключительная часть.
-рефлексия
Создаем предметно-развивающую среду своими руками.
I. Вводная часть:
1.Знакомство
1.1. «Имя прилагательное»
Игра на знакомство. Игроки располагаются по кругу. Первый игрок называет свое имя и прилагательное, начинающееся с первой буквы имени. Например, Эльза- Энергичная. Второй игрок повторяет имя и прилагательное первого игрока, а затем называет сое имя и прилагательное на свою «букву» и т.д.
1.2. «Передача энергии»
Давайте теперь все встанем и взявшись за руки, будем передавать энергию нашего тела простым пожатием рук. Делать это мы будем попеременно, начиная с меня. Упражнение считается выполненным, если передаваемая нами связь пройдет весь круг и вернется ко мне.
Вот мы познакомились, поделились с вами нашей энергией и теперь нам будет проще работать.
II.Основная часть:
2. Объявление темы семинара-практикума.
- Тема, которой посвящена наш сегодняшний семинар-практикум: Занимаемся дома. (Организация игровой деятельности ребенка в семье) А организация игровой деятельности напрямую зависит от организации предметно-развивающей среды. Я неспроста взяла эту тему. Ведь дети - это цветы жизни. Скажите если цветок, которому нужен влажный воздух поставить в то место, где преобладает сухой, он будет расти? Нет! Если ему рекомендуется умеренный полив, а вы его часто поливаете, он будет расти? Нет! Если он предпочитает находиться в темном месте, а его поставят на свет, он будет расти? Нет!
Вот теперь представьте, что ваши ребенок-это ваш цветок и от тех условий, которые вы для него создаете, зависит его развитие. Вот сегодня мы научимся с вами создавать нужные условия для полноценного развития наших детей, другими словами научимся создавать предметно-развивающую среду. Узнаем, что она в себя включает, узнаем какую пользу приносят для вашего ребенка простые игрушки и как можно их сделать своими руками.
3. Теоретический блок.
3.1.Что такое развивающая среда? Под средой в данном случае понимаются все те игрушки игры, которые находятся в пределах досягаемости ребенка и важны именно для возраста и уровня развития ребенка. Например, вашему ребенку требуется простая игрушка, например пирамидка, а вы даете ему какую - нибудь игрушку, требующую серьезных, логических операции. Ребенок будет развиваться? Нет! А ведь простые игрушки имеют очень много развивающих функций. В среду входит обстановка помещения, удобная для ребенка (низкие полочки, столы, обстановка кукольной комнаты, уголок рисования, и т.д.). Только тогда среда может считаться развивающей познавательную активность и способность ребенка. Часто педагоги слышат о родителей, что у ребенка много игрушек, но он в них не играет или поиграв не много, больше не интересуется ими. Однако в комнате ребенка в большинстве случаев все игрушки убраны в шкафы с дверцами и желательно повыше, выбор обучающих игр ограничивается пазлами или вообще отсутствует. Мы забываем одно важное правило все должно быть доступно взгляду ребенка. Ребенка может заинтересовать только то, что он видит, так как вспомнить о большинстве игрушек он не может, поэтому и не играет. То, что ребенок не убирает за собой игрушки, рвет или ломает, не должно препятствовать его развитию. Необходимо на собственном примере научить ребенка убирать за собой и бережно относится к играм. А теперь вспомните, как выглядит комната вашего ребенка и подумайте там создана среда, способствующая развитию познавательной активности ребенка?
3.2Мозговой штурм: «Комната моей мечты»
Давайте вместе создадим ту среду, которая так необходима для вашего ребенка…представьте, что вы ребенок, вернемся в детство, чтобы вы хотели видеть в вашей комнате, перечисляйте, а я буду записывать… (Ведущий записывает все предложения на доску )Могу привести вам в пример комнату моей мечты, мне всегда хотелось рисовать на стенах, но увы мне не разрешали и мольберта для рисования у меня не было, я любила строить шалаши, потому что мне хотелось уединиться, я бегал к своим соседям - двум мальчикам в гости, потому что у них были машинки, поезда и шведская стенка и мне тоже все это было интересно, а у меня не было, я любила слушать громко музыку и петь, но я мешала своему дедушке. И сейчас, уже будучи взрослым человеком я понимаю, что у моего ребенка будет другая комната…у него будет художественный уголок, будет место для уединения в виде домика, которые сейчас есть в продаже и музыку он тоже будет слушать громко, ведь у него будут удобные наушники и плеер и кто бы у меня не был мальчик или девочка у него будут и машинки и куклы, лишь бы ему было интересно.
Игрушки, которые желательно иметь дома
- 1. Игрушки для развития движений, их точности, ловкости, силы:
- - мячи разных объёмов и материалов;
- - хоккей; - детский дартс с мячиками на липучках;
- - велосипед; - кегли.
- 2. Мягкие игрушки, изображающие:
- - диких и домашних животных;
- - взрослых животных и их детёнышей (детей, как правило, больше привлекают игрушки, в которых передан образ детёныша: крупные круглые глаза, несколько укороченные округлые конечности и туловище, округлая голова с коротким носом и забавной пухлой мордочкой).
- 3. Куклы с «приданым» (смена одежды, постельное бельё, мебель, посуда). Ребёнку лучше приобрести куклу с нарисованными глазами, короткой стрижкой, с мягкими руками и ногами, с простой одеждой, чтобы малыши могли сами её снять и надеть.
- 4. Тематические игровые наборы, которые сами наталкивают детей на отображение впечатлений, полученных в жизни (хорошо, если старшие поддерживают такие игры, включаются в них, служат примером для подражания — всё это помогает родителям лучше понять своего ребёнка, духовно сблизиться с ним):
- - парикмахерский;
- - докторский;
- - ремонтный;
- - набор для продавца.
- 5. Технические игрушки с подвижными деталями для развития самостоятельной игры:
- - машины с прицепом, с открывающимися дверцами, с пассажирами и т.д.;
- - грузовые машины и т. п.;
- - железная дорога.
- 6. Дидактические игры нужны для того, чтобы расширить и уточнить знания об окружающем, для обучения родному языку и элементарному счёту, для развития мышления и восприятия:
- - пирамидки с 5–8 кольцами;
- - матрёшки с 5–8 вкладышами;
- - стаканчики-вкладыши из 5–10 деталей;
- - разрезные картинки из 2–4 деталей;
- - мозаики (можно предложить и с крупными элементами — на таких мозаиках стоит возрастная градация от 1 года, — и с более мелкими деталями — но только играть уже под присмотром взрослого);
- - «почтовый ящик» (ящики или ведёрко с отверстиями и вкладышами разной формы);
- 7. настольные игры по темам:
- - профессии «Кому что нужно для работы»;
- - животные и их детёныши «Где чьи детки»;
- - одежда и обувь «Поможем одеться Маше/Мите»;
- - времена года «Что когда нужно»;
- - цвета и форма «Цветовое лото», «На что это похоже»;
- - фрукты и овощи и т. д.
- 8. Игрушки-забавы развлекают, развивают чувство юмора и расширяют кругозор:
- - куклы-рукавички;
- - заводные игрушки (обезьянка, цыплёнок и т. д.);
- - воздушные шары;
- - мыльные пузыри (детишки не только смеются и много двигаются, пытаясь их поймать, но и развивают любознательность и воображение).
- 9. Для воспитания музыкального слуха, эмоциональной восприимчивости к музыке, а заодно для развития мелкой моторики и речевого (фонационного) дыхания хорошо приобрести музыкальные игрушки:
- - дудочки;
- - свистульки;
- - барабан, бубен;
- - металлофон;
- - пианино;
- - губная гармошка;
- - трещотки.
- 10. Для продолжения развития графических навыков хорошо иметь:
- - пальчиковые краски;
- - фломастеры;
- - мелки для рисования на асфальте;
- - карандаши и восковые\масляные мелки;
- - альбомы; - мольберт;
- - раскраски, адоптированные для этого возраста: с толстым контуром в 5 мм и минимумом деталей, на плотной бумаге;
- - пластилин с доской для лепки (лучше специальный мягкий пластилин для малышей); формочки для пластилина; детские ножницы с тупыми концами;
- - цветная бумага.
- 11. Строительный материал:
- - строительные наборы; - наборы ЛЕГО.
12. Хорошо развивают мелкую моторику:
- игрушки со шнуровкой; - наборы для нанизывания бус.
4. Практический блок
-Итак, давайте сначала пройдемся по конкретным идеям, а потом выведем общие закономерности о том, как организовать развивающую среду дома.
Ведущий приглашает участников рассмотреть выставку игрушек, которые можно выполнить своими руками. Родителям дается возможность рассмотреть и попробовать поиграть игрушками.
Дома и стены помогают.
Стены - один из самых удобных способов размещения информации
Стены лучше украшать крупными яркими картинками. Под картинками можно сделать подпись – название предмета, изображенного на картинке. Какие картинки можно размещать? Фотографии и картинки людей, растений, овощей-фруктов, животных, предметов домашнего быта и т.д. По мере роста малыша, картинки сменяются – можно повесить географические карты, карты животного и растительного мира, алфавит, цифры, геометрические фигуры, схему солнечной системы и т.д.
Основное достоинство подобного способа размещения информации - то, что она часто попадается ребенку на глаза и хорошо запоминается. Обратите внимание, что картинки обязательно должны быть большими – ребенок должен хорошо их видеть, не напрягая зрение. Картинки на стене можно закрепить английскими булавками, загоняя их по самую головку под обои или на скотч.
Монтессори на кухне
Начинать работу по развитию мелкой моторики лучше с самого раннего возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики, а деткам постарше можно уже предлагать различные игры для развития мелкой моторики. И для этого не обязательны покупные монтессори-материалы, так как огромное множество развивающих игр можно придумать с помощью подручных средств. И кухня в этом плане – настоящий клад!
Что можно делать?
- На поднос (противень для выпечки) тонким слоем равномерно сыпем любую мелкую крупу, проводим пальчиком малыша по крупе. Получится контрастная линия. А теперь предложите художнику рисовать самостоятельно – дождик, точки, волны и т.д.
- Насыпаем крупу в носок, и пусть ребенок их щупает. Можно сделать по 2 носка с гречкой, 2 с рисом, 2 с фасолью/горохом, 2 с сахаром/солью - и пусть ребенок ищет парные носки.
«Золушка». Сортируем! Смешиваем крупную крупу, например фасоль и горох, и просим малыша рассортировать. Или можно сортировать по цвету, хорошо подойдет в этом плане изюм – например белый, коричневый и черный. Игры с ситом: смешиваем рис и манку, показываем малышу зернышки риса и крупинки манки и ставим задачу: как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Насыпаем смесь в сито и просеиваем. Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито, сначала чистую манку, а потом рис. Дайте малышу самому поэкспериментировать.
Ставим несколько емкостей (кастрюлек, больших чашек), в одну насыпаем крупу и даем ложку-поварешку – пусть пересыпает крупу туда-сюда.
Берем емкость с узким горлышком и просовываем туда фасоль, горох или рис. Можно взять пластмассовую банку из-под масла, наклеить на крышку рожицу, в месте рта сделать отверстие и «покормить» нарисованного человечка.
«Сокровища». Закапываем в тазик с крупой какие-нибудь сокровища и пусть ребенок их ищет.
Поролоновые губки, которыми моют посуду – отличный конструктор! Они хорошо скрепляются и позволяют построить самые различные башенки!
Тесто - можно настоящее, а можно соленое (1стакан муки:1стакан соли и немного воды). Месим, раскатываем, сворачиваем рулет, лепим куличики и печенье. Из соленого теста можно лепить различные фигурки, а потом их раскрасить красками.
Клей-ножницы-бумага!
Отличные развивающие пособия можно изготовить самим буквально за полчаса. Покупаем картон, цветную бумагу – гладкую и бархатную, и вперед!
Вырезаем одного цвета кружки гладкий и бархатный, наклеиваем на картон и изучаем «гладкое-шершавое». Вырезаем различные геометрические фигурки (предпочтительней одного цвета для облегчения восприятия), клеим на один лист и изучаем геометрические формы, затем отыскиваем чего у нас в доме/на улице есть круглое-квадратное-треугольное. Изучаем размер: вырезаем кружок/квадрат/треугольник одного цвета, но разных размеров, клеим на одной линии, и ищем самый большой, средний, самый маленький.
Тематические альбомы:
Набираем кучу старых журналов, идеально подойдут «Юный натуралист» и подобные тематические. Вырезаем из них картинки животных, цветов, овощей, фруктов и др. Обратите внимание, картинки обязательно должны быть целыми, дети пока еще не умеют дорисовывать в воображение «отрезанную» часть картинки. Картинки клеим в тематические альбомы, например, «люди», «фрукты», «Большой и маленький», «Дикие животные», «птицы». Название альбома напишите большими печатными буквами, и каждый раз, когда начинаете смотреть альбом, прочитывайте его название. Можно сделать подписи к самим картинкам. Для чего нужны такие альбомы? Для того, чтобы дать ребенку основные понятия о мире, в котором он родился, о животных, разных машинах, о том, где граница города, в котором он живет, о простой математике, о том, что кусок жизни может стать фотографией. Для того, чтобы малыш понимал, что количество вещей может быть разным, что существуют хищные и домашние звери и птицы, что рыба плавает в воде, но люди могут ее выловить и съесть и т.д.
Спички детям – игрушка!
Со спичками тоже можно придумать множество игр. Например, ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Можно делать рельсы, выкладывать елочку, строить дорогу или «сруб». Чем аккуратнее и выше сруб, тем лучше. А еще их можно классно втыкать в пластилин, изображая ежика!
Пуговицы в интерьере
Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Самое простое упражнение — разложить их в разные отделения в соответствии с диаметром или цветом. Сначала дети каждый раз прикладывают пуговку к эталону, а потом научаются сортировать их на глаз.
Еще более интересным является использование пуговиц для заполнения круглых форм в образных картинках. Это занятие напоминает работу с мозаикой. Только стоимость такой мозаики несоизмерима с покупной.
Можно выкладывать рисунки: подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. Из такой мозаики можно выложить снеговика, домик, мячик, бусы и т.д.
Функциональные застежки
Застегивание пуговиц, безусловно, способствует развитию пальцев. Но это занятие можно усложнить и разнообразить за счет формы пристегивающихся предметов.
Берем коврик или одеяло, на него нашиваем пуговицы. К нему прилагаем некоторый набор тканевых моделек с прорезями посередине, которые можно пристегнуть к пуговицам, например, цветы, рыбки, солнышко и облака, фрукты. Тогда упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — морскую (если пристегивать надо будет рыбок) или лесную (если в качестве форм выступят силуэты животных).
Рамки с различными застежками относятся к классическим монтессори-материалам. Количество и сложность застежек зависит от возраста детей и их умелости. Застежки стоит сделать различные – пуговицы, замочек, на липучках, шнуровку. Дома можно прикрепить подобные рамки к ножкам небольшого стола-тумбы, или стула. Такой способ крепления переносит упражнения с застежками в новую плоскость — вертикальную, которая гораздо ближе к реальности.
Взломщики
Прекрасно подходят для развития мелкой моторики игры со всякими мелкими предметами, типа палочек, ключиков и т.п. Совать спицы в розетки мы, конечно, не будем, а вот ключи в замочные скважины - запросто! Пусть добрая мама выдаст ребенку связку ключей разного формата и размера - и пусть он мучается, подбирает:). Если есть старый замок с ключами или без - тоже можно отдать на растерзание карапузу, полезно познакомить с разными видами замков - навесные, внутренние, показать, как работают те и другие.
Как правильно использовать мусор?
Любые пластмассовые банки, бутылки, флаконы (от соусов, лимонадов, шампуней, кремов, майонезов и маргаринов) всех размеров, цветов и форм хорошо моем и отдаем ребенку. Их можно разворачивать-заворачивать, складывать одна в другую, изготавливать собственные погремушки – наполнить их разнообразными наполнителями (горох, бусинки, рис, манка и т.д.).
Всякие коробочки – можно в самый маленький положить сокровище, и потом один в один спрятать коробочки, естественно, закрыть. Пусть ребенок открывает и ищет сокровище.
Еще из коробочек можно строить башни, хотя такой конструктор не очень долговечен:).
В большую коробку можно издалека кидать всякую всячину – тренируем ловкость и меткость.
Делаем бусы – на веревочку, леску или шнурок нанизываем все, что можно нанизать: бусинки, пуговички, макаронины, нарезаем колпачки от старых фломастеров колечками и тоже нанизываем.
Можно сделать «колье» из сушек, очень удобно – можно по ходу дела подкрепляться.
Музыка
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, с помощью нее можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Динамичная музыка активизирует и бодрит, мелодичная и ровная - успокаивает и расслабляет. Мы все от природы музыкальны. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, к шорохам леса, листьев и завыванию ветра, мы учимся различать интонацию, высоту, длительность. И чем более красивую и приятную музыку будет слышать малыш, тем лучше он будет слышать тональности и чувствовать ритм. Включайте музыку фоном, и пусть она потихонечку звучит, пока малыш играет. Идеально подходит классическая музыка, есть много композиций в "детской" обработке, и любая другая приятная инструментальная музыка.
Папины инструменты
Мужчины есть мужчины, даже если они пока еще маленькие. И потому достаем для них папину сокровищницу – инструменты. Накручиваем гайки на болты, учимся стучать молотком (для этой цели лучше приобрести маленький или игрушечный), выкручиваем шурупы из досок, или просто играем с импровизированным пультом управления, воображая себя пилотом самолета или водителем автомобиля.
Игры с водой.
С водой также можно придумать множество игр. Играть можно прямо в ванной или же налить в тазик воды и выставить его на пол. Если вы играете в ванной, то посадите в нее ребенка, не наливая туда воду, а просто пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя. Можно поставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем, тогда воду можно черпать и из таза, и наливать из крана. Воду можно переливать разными емкостями, можно кидать в нее разные игрушки и пробовать их поймать – двумя пальчиками, рукой, ложкой. Можно изучать физику: кидаем в воду разные предметы и смотрим, что тонет, а что нет. Можно отжимать губки - очень полезно для развития кисти рук.
Физическое развитие.
Крупная моторика не менее важна, чем мелкая, а потому очень желательно обзавестись спортивным уголком. Лесенка, кольца, турник - пусть ребенок лазает, учится хвататься, рассчитывать собственные силы. Пусть он сначала поднимается на одну ступеньку, постепенно, когда он станет более уверенным, он заберется. Упал – не страшно, пусть малыш лучше научится падать дома на матах, нежели потом на улице.
Ходим по веревочке. Расстилаем на полу веревочку или рисуем мелом линию, для младших детей – можно дорожку, и идем по этой линии/дорожке.
Крутим колеса! Очень полезно для развития крупной моторики! Где - у старой бабушкиной швейной машинки, у больших машинок и перевернутого велосипеда, можно крутить ручку у мясорубки или папиной дрели.
Итог семинара:
1.Выводы и основные рекомендации:
Главное и основное правило организации развивающей среды дома – доступность. Все стимульные материалы должны быть ребенку доступны. Если бумагу и фломастеры запрятать в шкаф на полочку повыше, то через некоторое время вы обнаружите, что «мой ребенок почему-то не интересуется рисованием». Шкафчики, в которых хранятся игрушки и развивающие пособия в идеале должны быть открыты, чтобы малыш просто подходил и брал то, что ему интересно.
Развивающие материалы можно расположить в соответствии с возрастом ребенка: пока он еще маленький, кладем их на самые нижние полки, а по мере роста карапуза, он встает и дотягивается все выше и выше, до новых сокровищ на более высоких полках. Не нужно запирать дверцы шкафов и тумбочек, просто уберите ценные вещи повыше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Играем в подвижные игры»
семинар- практикум для педагогов...
Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)
Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...
Семинар - практикум: "Играем в подвижные игры вместе"
Семинар - практикум для родителей на тему: "Играем в подвижные игры вместе"...
Семинар - практикум "«Играем дома. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»
Предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук....
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум «Играем дома»
На родительском собрании, в форме семинара - практикума, воспитатели представят, как из подручных материалов совместно с детьми организовать дидактическую игру....