Формирование основ нравственного поведения у детей с нарушением слуха, по средствам развития эмоциональной сферы.
статья на тему
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шал остью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.
Сложность процесса формирования нравственных поступков у слабослышащих детей состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются слабо слышащими детьми с учетом имеющегося у них опыта, их психических особенностей. Эффективность нравственного просвещения слабослышащих детей во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно родителями и педагогами, дополняя друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_osnov_nravstvennogo_povedeniya_u_detey_s_narusheniem_sluha.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ нравственного поведения у детей с нарушением слуха, по средствам развития эмоциональной сферы.
Формирование основ нравственного развития личности начинается еще в дошкольном детстве. В дошкольный период под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает нравственные ориентиры. В обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога полезный опыт, и препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, который неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шал остью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка. В дошкольном детстве формируются также сочувствие, доброта, забота, отзывчивость, радость за других. Конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие нравственные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Педагог заботится о том, чтобы дети понимали суть нравственных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневой жизни в обществе сверстников.
Обедненность нравственного и эмоционального проявления у слабослушащих дошкольников, обусловлено недостатками воспитания и низкой сензитивность к происходящим событиям, что еще более осложнено речевыми особенностями и ограниченным социальным опытом выхода из «сложных» ситуаций. Своеобразие нравственного и эмоционального развития слабослышащих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности их приспособления к обществу, социализации детей, невротизацию, формирует низкий социальный интеллект.
Отечественные педагоги и психологи делают акцент на развитие нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, это отражено в работах психологов (Г.Л.Выгодская, Л.А.Головчиц, Е.Л.Гончарова, В.В.Заболтина Б.Д.Корсунская, О.А.Красильникова, О.И.Кукушкина, Н.Г.Морозова, М.И.Никитина, Л.П.Носкова, Г.Н.Пенин, В.Петшак, Е.Ф.Рау, Н.А.Рау, Е.З.Яхнина).
Опираясь на их исследования были выявлены возможности использования в процессе нравственного воспитания различных видов деятельности, таких как общение, сюжетно-ролевая игра, чтение, трудовая деятельность, средств народного творчества, музыки, информационных технологий. Создание педагогических условий, обеспечивает воспитание нравственных качеств у детей с нарушениями слуха, на основе которых разработан и реализован долгосрочный проект средней сложности «Мы друзья», направленный на воспитание нравственных качеств у детей с нарушениями слуха. При создании данного проекта мы опирались на основные интеллектуальные или аффективно-когнитивные эмоции. Которые в свою очередь вызывают у детей специфические переживания в процессе мыслительной и мотивационной деятельности, а значит и развитие в целом. Такими эмоциями являются:
Удивление, как мостик от познания простых вещей к более сложным. Что подготавливает слабослышащих детей к эффективному взаимодействию с новым внезапным событием или его последствием.
Радость, как самоудовлетворение от результата. Данная эмоция помогает слабослышащим детям сформировать уверенность в себе, активность, положительную самооценку и чувство себя любимым и заслуживающим любви.
Интерес как эмоция проявляется в познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности, осознанию ею цели деятельности; эмоциональное проявление познавательных потребностей личности.
Цель проекта: формирование основ нравственного поведения у детей дошкольного возраста, создать условия для развития нравственных ориентиров и ценностей у слабослышащих детей при помощи развития эмоциональной сферы.
Задачи:
- Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование основ нравственности у слабослышащих детей: способности к эмпатии, сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;
- Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям в группе, раскрепощая ребенка давая право на самовыражения (по средствам психогимнастики, мнемотаблиц и коррекционных сказок… и др.); работая над навыками отношений, речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас, давать право выбора и нахождение самостоятельного разрешения той или иной ситуации.
- Развивать эмоциональную сферу слабослышащих детей: коммуникабельность, доброту, любознательность, инициативность, самостоятельность и творчество, что ведет к повышению нравственному поведению.
- Создавать необходимые условия для проявления личного опыта и индивидуальности слабослышащих детей, пробуждать в детях способности представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
- Воспитывать у слабослышащих детей толерантное отношение и снижать эгоцентризм к окружающим детям и взрослым, тем самым формируя ориентиры дружбы и взаимо поддержки и понимания окружающих и принятие ответственности за свое поведение (понимая последствияпоступка);
- Повышение уровня личностного сознания и знаний родителей.
принципов воспитания:
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- принцип культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях нравственности у слабослышащих детей);
- принцип расширения связей слабослышащих детей с окружающими (обогащения общения детей с окружающим социумом, понимание и бережное отношение к миру других людей);
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу слабослышащих детей (создание условий для возникновения нравственных основ поведения через закрепления опыта эмоциональных переживаний );
- принцип дифференцированного подхода к каждому слабослышащему ребенку, максимальный учет его психологических возможностей, способностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности и положительном настрое.
Предполагаемые результаты:
- развитие эмоциональной сферы слабослышащих детей развития речи, обогащение словаря и новыми речевыми оборотами необходимыми для формировании нравственных ориентиров поведения: к эмпатии, сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;
- создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к проектной деятельности, развитие воображения, умений детей в через театрализацию сформировать вариативность поведенческих навыков, овладение интонационной (эмоциональной) речью, расширяя и активизируя словарный запас, нахождение самостоятельного разрешения той или иной ситуации.
- речевое раскрепощение ребенка, развитие эмоционального интеллекта и толерантности;
- Развитие коммуникативно- исследовательской деятельности слабослышащих детей в совместной практической деятельности с педагогами.
- Расширение знаний детей об нравственных ориентирах поведения и вариативности положительных поступков.
- Повышение уровня личностного сознания и знаний родителей, сплочение детей, и педагогического коллектива, доброжелательное отношение друг к другу;
- развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, фантазии, стрессоустойчивости);
- создание предметно-развивающей среды и эмоциональной мнемотеки для расширения представления детей о нравственных формах и ориентирах поведения.
Формирование нравственного воспитания у слабослышащих детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания нравственного поведения слабослышащих дошкольников.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько варьируются, видоизменяются в свободной деятельности (что формирует не только нравственность, но и социальный интеллект). В процессе проведения проекта различный опыт детей синтезируется и объединяется в ориентиры формирования нравственного поведения. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, экспресс тренингов, арттерапии, игр, занятий на тему нравственных поступков. Помогая детям в конце занятия сформировать собственное нравственное правило или ориентир поступков.
Сложность процесса формирования нравственных поступков у слабослышащих детей состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются слабо слышащими детьми с учетом имеющегося у них опыта, их психических особенностей. Эффективность нравственного просвещения слабослышащих детей во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно родителями и педагогами, дополняя друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скозкотарапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошколоного возраста
Термин"Сказкотерапия" у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо потому ,что является самым древним матодом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так к...
Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....
Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...
Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни...
Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...
Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...
План по самообразованию педагога Тема: «Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию педагогаТема:«Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»...