Детский сад и школа - лицом друг к другуРезультаты социологического исследованияинформированности взрослых о готовностивоспитанников к школьному обучению
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В статье раскрываются основные компоненты готовности к школьному обучению и то, как себе их представляют педагоги ДОУ, учителя и родители воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_sad_i_shkola_-_litsom_drug_k_drugu.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чичварина Т.В.
Детский сад и школа: лицом друг к другу
Результаты социологического исследования информированности взрослых о готовности воспитанников к школьному обучению
Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими личностными качествами обладать, какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли? Извечный спор и непреходящая проблема учителей школы и воспитателей детского сада, тревога родителей.
Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс школы не готовыми к обучению, что приводит к множественным проблемам как в учебной деятельности, так и в личностном развитии ребенка. По данным разных исследователей, только половина детей обладает адекватной формой адаптации, у трети – неустойчивая адаптация, для которой характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушение сна, склонность к страхам, что выражается в поведенческих проблемах, плохом усвоении учебной программы, трудностях в контакте с учителями и сверстниками.
Проанализировав уровень адаптации к школьному обучению наших выпускников, мы установили, что у детей, имеющих высокий уровень психологической готовности к школе, была неустойчивая адаптация к школьному обучению, т.е. высокий уровень развития интеллектуальных способностей не гарантировал успешное включение в школьную жизнь.
Нами было проведено исследование с целью изучения информированности родителей воспитанников, учителей начальной школы, воспитателей ДОУ о значимых направлениях в подготовке ребенка к школе. Выборку составили 64 респондента: 36 родителей ДОУ, 12 учителей начального обучения и 16 воспитателей ДОУ.
Мнение родителей.
Можно констатировать, что большинство родителей отмечают, что ребенок хочет идти в школу. Мотивы предстоящего обучения разные. Прежде всего, старших дошкольников привлекает стремление узнать новое, стать умнее. Часть дошкольников хотят « стать взрослыми», получить больше свободы, не спать днем. Таким образом, по оценкам родителей, преимущественные мотивы к обучению в школе – познавательный и коммуникативно – игровой, а также позиционный. Тревожит тот факт, что 4% детей не хотят переходить из детского сада в школу, а 5 % старших дошкольников индифирентны по отношению к школе. Причину нежелания ходить в школу дошкольники чаще объясняют тем, что надо много заниматься, в школе ругают за неудачи. Проявляется « синдром Питера Пена», когда ребенок не хочет взрослеть, в нашей выборке таких детей – 2%.
Анализируя родительские анкеты, мы выявили, что родители достаточно четко формулируют, какого ребенка можно назвать готовым к школе. Особое место уделяется интеллектуальной готовности (85%). Родители (45%) , в том числе и те, дети которых не хотят учиться в школе, отмечают, что обладают достаточными знаниями для подготовки ребенка к систематическому школьному обучению, (53%) хотели бы повысить свою педагогическую компетентность: узнать об особенностях организации обучения первоклассников, как помочь разрешить школьные проблемы, поддерживать интерес к учению. Однако, эта их потребность в практике взаимодействия с педагогами детского сада удовлетворяется лишь частично, источником педагогических знаний родителей являются: интернет, телевидение, воспитатели детского сада, знакомые.
Таким образом, выявляется значимость для родителей именно интеллектуальной подготовки ребенка к школе, меньшее значение они придаются развитию социально – личностной готовности.
Каким хочет видеть первоклассника учитель?
Проанализировав описание «идеального первоклассника» учителями, выяснилось, что (72%) педагогов отдают предпочтение социально – личностной готовность к школе, а так же предъявляют ряд требований к интеллектуальной готовности.
Мнения воспитателей ДОУ :
Педагоги ДОУ четко представляют себе все компоненты готовности детей к школьному обучению (95%). Но, в большинстве своем (75%) ориентированы на развитие интеллектуальной сферы ребенка, физическое развитие (53%), овладение детьми специальными знаниями и умениями – (51 %)
Вывод:
1.Приведенные данные свидетельствуют о рассогласовании приоритетных целей подготовки детей к школе между родителями и учителями начальной школы, воспитателями ДОУ. Обнаруживается противоречие между развивающим и воспитывающим потенциалом, недостаточным уровнем его использования в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2.Наиболее близкой к реальности является оценка ситуации учителями начального обучения: приоритет отдается развитию социально – личностной, волевой сферы ребенка, т.е. готовности ребенка к новым формам общения, выполнению новой социально значимой роли.
3. Воспитатели и родители ориентированы на развитие интеллектуальной готовности ребенка к школе как более важной для обучения. Ими недооценивается значимость социально – личностной готовности старшего дошкольника, в особенности развития устойчивой мотивации и воли.
4. Многие родители не заинтересованы в повышении своей педагогической компетентности, что являться следствием проблем взаимодействия с воспитателями или усилением тенденции восприятия системы общественного дошкольного образования как сферы услуг.
В соответствии с этим были скоординированы действия всех участников образовательного процесса при подготовке ребенка к школе.
Разработана система работы со школой по формированию мотивационной готовности к школьному обучению, согласно теории Л.А. Венгера,
Д.Б. Эльконина по направлениям:
- Формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.
- Формирование интереса к новому собственно школьному содержанию занятий.
- Ориентация дошкольников на « школьную» организацию деятельности и поведения.
- Признание роли и авторитета учителя.
Работа с родителями:
Оказана помощь родителям в психолого – педагогических вопросах, связанных с формированием компонентов готовности к школе и адекватных ей мотивов учения через: родительские собрания, тематические выставки:
«Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка», « Как почувствовать себя уверенно в роли родителя первоклассника» с показом занятия с элементами тренинга для родителей и детей подготовительной группы; открытие консультационного пункта для родителей будущих первоклассников ( консультирование по запросу учителями начальной школы); семинаров – практикумов на тему : « Семья на пороге школьной жизни» и т.д. ; анкетирования: « Каким я вижу своего ребенка в школе»; итогового родительского собрания: « Как готовы к школе наши выпускники» и т.д.
Методическая работа с педагогами ДОУ и учителями МОУ СОШ: № 101
Осуществлялось психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью учителя 1 класса с целью определения эффективности взаимодействия в адаптационный период; разработаны ключевые компетентности педагогов в аспекте реализации принципа преемственности в развитии познавательных, личностных способностей дошкольников и младших школьников (социальная компетентность, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная); проведены совместные педагогические советы на тему: «Развивающее взаимодействие участников образовательного процесса», « Детский сад и школа : лицом друг к другу» и т.д.; взаимопосещение уроков в школе, занятий в ДОУ; проведена ранняя диагностика с целью выявления личностных проявлений, которые могут негативно повлиять на процесс адаптации к новым условиям развития; оказана своевременная помощь в преодолении выявленных проблем.
Сравнительный анализ за 2008-2010 годы по изучению мотивации, развитии личностных качеств (тревожности), знания социальных норм поведения, способности к самостоятельному принятию решений показал:
– увеличение количества воспитанников на 37% с учебно – познавательной мотивацией;
– снижение уровня тревожности на детельствует о достаточной эмоциональной приспособленности воспитанников к новым социальным ситуациям, положительном характере взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;
– увеличение количества воспитанников на 40% , которые могут проявить инициативу и самостоятельно принять решение.
Выводы:
1. Отмечается положительная динамика в развитии школьно – значимых функций, что способствует социализации дошкольников, более легкой адаптации к школьному обучению.
2. Благодаря сотрудничеству педагогов ДОУ, учителей начальных классов МОУ СОШ № 101, родителей воспитанников у детей сформирован интерес к школе, стремление стать школьником, создана положительная эмоциональная установка к вступлению во взрослую жизнь.
Список литературы :
- Артюхова И.С. В первом классе – без проблем. // Библиотека « Первого сентября». – Вып.22. – М.: Чистые пруды, 2008.
- Коблик Е.Г. Первый раз в первый класс: адаптация детей к начальной школе.- М.: Генезис, 2003.
- Телегина И. С. Снова вместе. Проблема преемственности между детским садом ми школой. М.: 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол: "Школа и детский сад лицом друг к другу"
Обсуждение трудностей, которые возникают у первоклассников на начальном этапе обучения в школе, подведение результатов по учебной деятельности, утверждение перспективного плана работы по приемственнос...
Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"
Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...
«Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жи...
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...
Школа и детский сад, лицом друг к другу.
Жизненные радости ребёнка подготовительной группы детского сада сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба? Эта тревога передаётся детям-дошкольникам.Образоват...
план-конспект выступления перед родителями подготовительной к школе группы о важности работы по развитию речи детей перед началом школьного обучения
Развитая речь у первоклассника - залог его первых успехов в школе. И если с письменными работами не все бывает гладко - и это допустимо, то к речи ученика в современной школе предъявляют в...