Методы организации здоровьесберегающего пространства
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Методы организации здоровьесберегающего пространства

Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье  человека на 50—55% зависит от собственного образа жизни, на 20— 25 % -  от окружающей среды, на 16 – 20 % — от наследственности и на 10—15% — от уровня развития здравоохранения  в  стране. Нельзя улучшить  свою  наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

 В наш модернизированный и автоматизированный век, человек все меньше двигается. Автомобиль, телевизор, компьютер, – все это обуславливает малоподвижный образ жизни. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель детского реабилитационного центра для н /л «Намыс» г.Нальчик

Гугова З.Х. 

Методы организации здоровьесберегающего пространства

Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье  человека на 50—55% зависит от собственного образа жизни, на 20— 25 % -  от окружающей среды, на 16 – 20 % — от наследственности и на 10—15% — от уровня развития здравоохранения  в  стране. Нельзя улучшить  свою  наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

 В наш модернизированный и автоматизированный век, человек все меньше двигается. Автомобиль, телевизор, компьютер, – все это обуславливает малоподвижный образ жизни. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника.

  «Гипокинезия» всё больше «молодеет» она отмечается и у дошкольников. В первую очередь страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, снижается устойчивость организма к простудным заболеваниям, идет нарушение обмена веществ.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательного процесса с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.

 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги

 Гимнастика дыхательная – Дыхательная гимнастика используется – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

 в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели

Улыбка-терапия  Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. 

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.

Технологии обучения здоровому образу жизни: 

Физкультурное занятие  Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

 Игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не -заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

Подвижные игры Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений.

 Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Самомассаж. Проводится  в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания 

Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули). Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.

 

Коррекционные технологии

 Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ответственный исполнитель: все педагоги

 Арт-терапия. Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Термин «арттерапия» впервые начал использоваться в 40-е годы ХХ-го столетия в западноевропейских странах, представляя собой психотерапевтическое направление, где главным методом лечения является занятие изобразительным искусством.
Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог. 

Сказкотерапия  – Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В. [1], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [10].

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Психогимнастика – Психогимнастика -это  курс  специальных  занятий (этюдов,  упражнений  и  игр), направленных  на  развитие  и  коррекцию  различных  сторон  психики  ребенка(как  ее  познавательной,  так  и  эмоционально-личностной  сферы).

Такие  занятия  показаны  детям  с  чрезмерной  утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с  неврозами, нарушениями  характера, легкими  задержками  психического  развития.

Не  менее  важно  использовать  психигимнастику  в  психопрофилактической  работе  с  практически  здоровыми  детьми  с  целью  психофизической  разрядки.

Дети  изучают  различные  эмоции  и  учатся  управлять  ими, овладевают  азбукой  выражения  эмоций. Психогимнастика  помогает  детям  преодолевать  барьеры  в  общении, лучше  понять  себя  и  других, снимать  психическое  напряжение, дает  возможность  самовыражения.

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация здоровьесберегающего пространства

материал поможет при работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников...

Консультация для педагогов об организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Консультация дает материал о принципах оздоровительно- развивающей  работы с детьми дошкольного возраста....

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»

Проект «Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья»  Автор: Рафикова С.Г.Девиз проекта: «Здоровье ребенка в наших руках!»...

"Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ"

Из опыта работы МБДОУ детского сада №11 црр г.Конаково...

Сценарий педагогического совета "Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ"

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья дошкольников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.Задачи:анализ составляющих культуры здоровья ...

Статья "Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ через проектную деятельность".

Статья была опубликована в брошюре Всероссийской научно-практической конференции г. Волгограда....

Условия и направления деятельности ДОУ в решении проблем организации здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд наци...