Статья «Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации образовательной программы»
статья на тему
Повысить педагогический уровень в построении взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Построение взаимодействия с семьями воспитанников
в процессе реализации образовательной программы»
Семья - основной институт социализации ребёнка. Она представляет собой некий микросоциум, через призму которого ребёнок познаёт окружающий мир. Структура семьи, культурный уровень родителей, их социальный статус, гражданская позиция, образ жизни, отношение к ребёнку и уровень родительской компетентности во многом определяют направленность и качество социализации детей. Сила и стойкость семейных воздействий связаны тем, что они постоянны и длительны. Ребёнок во многом подражает близким людям, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, к окружающему миру.
В СССР долгие годы насаждалась идея примата общественного воспитания над семейным. В начале прошлого века подобная практика подкрепляла стремление как можно быстрее внедрить в сознание людей новую идеологию, привить подрастающему поколению устремления, соответствующие задачам развития Страны Советов. Современные педагоги привычно используют укоренившиеся в практике детских садов методы, ориентированные на традиционное понимание задач работы с семьёй: просвещение, контроль действия родителей, указание на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Подобное отношение вызывает активное сопротивление как у родителей, ориентированных на деятельное участие в воспитании своих детей, так и у семей, готовых делегировать свои права дошкольной образовательной организации (ДОО) и по факту уже сделавших это.
Подобное поведение родителей у ряда педагогов вызывает замешательство. Не находя контакта с семьями, воспитатели берут на себя всё больший объём работы, что без согласования направленности усилий с другими институтами воспитания далеко не всегда оказывается эффективным.
В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьёй. Педагогам необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнёрских взаимоотношений.
Традиционно базовым направлением работы с семьёй является педагогическое просвещение родителей. Очевидно, что в современных условиях данная составляющая деятельности ДОО должна иметь подчинённое значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с ДОО.
Если раньше родители законодательно определялись как первые педагоги (ФЗ «Об образовании», 1992), то сейчас они имеют преимущественное право на воспитание детей (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2013) и могут использовать положения ФГОС при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования (ФГОС дошкольного образования, 2013).
В настоящее время параллельно с возникновением новых форм воспитания детей, в которых успех невозможен при участии в определяющей роли семьи, фиксируется стойкая тенденция снижения воспитательного потенциала семьи.
Решение задач организации взаимодействия детского сада и семьи по реализации основной образовательной программы, представленных в ФГОС дошкольного образования, в условиях невысокого воспитательного потенциала семьи предполагает, что ДОО должны выступать инстанцией развития не только воспитанников, но и их родителей.
Это предполагает отказ от формальных подходов к данному направлению работы ДОО, усиливающих кризис доверия между детским садом и семьёй. Необходимо отказаться не только от устаревших формулировок («работа с семьёй», «педагогическое просвещение родителей»), но и скрывающегося под ними духа взаимоотношений между родителями и ДОО, отражающего взаимное недоверие, недовольство, непонимание объективных основ сотрудничества, нежелание брать на себя ответственность за развитие и благополучие детей. Преодоление сложившейся ситуации возможно лишь при построении системы взаимодействия с ДОО с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса учреждения, обладающей всеми необходимыми признаками системы, построенной на основе идеи общественного договора, социального партнёрства. Понятно, что копившиеся годами проблемы, возникшие за десятилетия стереотипы, не могут исчезнуть в одночасье. Для решения данных задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизни ребёнка и ДОО.
В условиях, когда научно обоснованная модель общественно – семейного воспитания, способная раскрыть и реализовать потенциал основных институтов социализации ребёнка, только строится, тактику построения партнёрских взаимоотношений между ДОО и семьёй можно представить, как некоторую последовательность определённых шагов и мер.
Дословный и наглядный перевод понятия «партнёрство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов – определяет логику построения партнёрских взаимоотношений ДОО и семьи как равно активного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребёнка. Следует понимать, что любое взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность и обязательное прохождение этапов, на которых происходит смена позиций и ролей участников общего процесса.
Возможность построения партнёрских отношений предполагает готовность двух сторон (семьи и ДОО) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами – стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение реальных партнёрских отношений между основными агентами воспитания детей (социумом, семьёй и образовательной организацией) –
длительный и сложный процесс, который связан с прохождением обязательных этапов, когда происходит изменение установок у родителей и педагогов.
Этап первый. «Формулировка миссии, или Декларация цели»
Выработка общих целевых основ, единой картины будущего как основы для сотрудничества. Именно цель как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие, является системообразующим фактором при построении любой системы. Формулировка цели, её понимание и принятие всеми участниками является базисом продуктивных отношений.
Формулировка целей – важный этап построения партнёрских взаимоотношений, половина успеха в решении существующих проблем. При этом нужно понимать, что цели намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов.
Определение конкретной цели – крайне сложная задача. Выделив проблему, необходимо определить, а по сути – придумать, как её преодолеть. При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную, вокруг которой будет построена система работы по решению проблемы.
Деловая игра «Реализация ФГОС: партнёрство ДОО и семьи»
Формат игры:
Педагоги должны | Родители обязаны |
Цель игры.
Уточнение представления родителей и сотрудников детского сада о правах ребёнка, ответственности ДОО и обязанностях родителей.
Задачи игры:
- Определить представления родителей об ответственности детского сада;
- Закрепить представления родителей о собственных обязанностях;
- Систематизировать представления детского сада и семьи о правах ребёнка.
Основная идея: сформулировать педагогам 10 позиций – что должны делать педагоги в период пребывания ребёнка в детском саду, сформулировать родителям 10 позиций – что обязаны делать родители по отношению к своему ребёнку, получающему дошкольное образование.
Обсуждение позиций, нахождение общих точек соприкосновения помогает педагогам и родителям воспитанников определить основные области ответственности и линии сотрудничества.
Этап второй. «Разрушение стереотипов»
Непродуктивное, а порой и неконструктивное взаимодействие субъектов воспитания ребёнка в рамках традиционных моделей работы ДОО с семьёй приводит к тому, что родители накапливают достаточно серьёзный объём невысказанных опасений по отношению к воспитателям и учреждению в целом. При этом педагоги нередко занимают настороженно – оборонительную позицию.
Партнёрские отношения не могут строиться в атмосфере взаимного недоверия. В этой связи необходим этап переосмысление сложившихся мнений, стереотипов поведения, установок в общении. Необходимо избавиться от ярлыков, создать позитивный имидж педагогов и ДОО в целом.
Для этого педагогам необходимо освоить эффективные методы построения партнёрских отношений, организации совместного с родителями воспитанников поиска решений, анализа проблем, обсуждения совместных действий, разрешения сложных или конфликтных ситуаций, овладеть современными технологиями обеспечения эффективности взаимодействия семьи и ДОО.
Ситуативная игра «Педагоги и родители:
совместная рефлексия в разрушении стереотипов»
Форма игры:
Педагоги глазами родителей | Родители глазами педагогов |
Методика 1. «Педагоги глазами родителей».
Инструкция для родителей.
Зачастую в общении с педагогом возникают определённые ситуации, когда родитель выносит суждение эмоционально, они могут быть оценочно ошибочными, могут быть оценочно ошибочными, могут стать причиной конфликта. Пожалуйста, обсудите в группе и напишите на листе бумаги 10 характеристик, которые родители между собой или непосредственно в общении с педагогом дают воспитателю.
Родители озвучивают полученный результат.
Методика 2. «Родители глазами педагогов».
Инструкция для родителей.
Напишите 10 характеристик, которые педагоги употребляют по отношению к родителям.
Родители по итогам выступления систематизируют и с помощью педагогов обобщают причины затруднений в совместном общении (как со стороны родителей, так и со стороны педагогов).
По итогам ситуативной игры обобщаются характерные причины затруднений в совместном общении родителей и педагогов (например, неадекватная самооценка, оценка другого, стереотипное мышление, отсутствия личного отношения к ситуации).
Этап третий. «Осознание неразделимости институтов воспитания»
Определение объективных оснований сотрудничества
С. Михалков писал: «Мамы, папы, нам без вас – всё равно, что нам без нас» Построение партнёрских взаимоотношений невозможно без осознания администрацией ДОО, педагогами и родителями необходимости сотрудничества и взаимной зависимости семьи и ДОО. Поэтому следующим этапом должна стать совместная работа по определению места, роли и возможностей каждого из участников в достижении поставленной цели, решении общих задач воспитания, развития, обучения детей.
Определение на научной основе объективных оснований сотрудничества позволит использовать потенциал обоих участников социализации, сделать образовательный процесс более эффективным.
План проведения родительских собраний по реализации установок ФГОС
Темы родительских собраний (приоритет) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности родителей |
«Мы их» | ||
«Мы с ними» | ||
«Они с нами» | ||
«Они нас» |
Условное обозначение родительских собраний по тематике предполагает увеличение доли участия и степени активности родителей в жизни ребёнка в детском саду.
Первое родительское собрание с условной темой «Мы их» организуется педагогами и проводится в начале учебного года. Собрание посвящено общим вопросам организации и определению перспектив совместной деятельности педагогов с родителями в образовательной деятельности дошкольной организации, носит установочный характер, его просветительское содержание направлено на согласование позиций детского сада и семьи в общей деятельности.
Второе родительское собрание с условной темой «Мы с ними» предполагает совместную организацию и проведение собрания и ряда мероприятий по его итогам. В качестве примера можно привести планирование и проведение интерактивного новогоднего праздника, когда родители являются не зрителями, а активными участниками.
Третье родительское собрание с условной темой «Они с нами» направлено на реализацию родительских инициатив. Тематические праздники, связанные с международным праздником 8 Марта и Днём Отечества, могут стать хорошим поводом, чтобы родители при непосредственной помощи педагогов организовали познавательный досуг или развлечение и презентовали опыт своего семейного воспитания.
Четвёртое (итоговое) родительское собрание с условной тематикой «Они нас» может стать и показательным с точки зрения результативности работы с семьёй. При этом родители самостоятельно организуют и проводят собрание, принимая согласованные с педагогом решения и оценивая в целом работу образовательной организации за текущий учебный год, отмечая и свой (родительский) вклад в результаты образовательной деятельности.
Этап четвёртый. «Поиск ресурсов для решения поставленных задач»
Удивительно, но в век свободного доступа к информации, средствам коммуникации люди становятся всё менее коммуникабельными.
Поэтому сегодня нужны не только новые формы построения взаимодействия семьи и ДОО, сколько умения, позволяющие педагогу эффективно организовывать обсуждение существующих идей и выбор тех, которые будут приемлемы для всех. Также необходимы навыки построения взаимодействия, облегчающие нахождение точек соприкосновения, взаимопонимания между педагогами и родителями детей на основе интерактивных методов организации коммуникации.
Формат для выбора родителями формы участия в образовательной деятельности в сотрудничестве с педагогами и совместной деятельности с детьми.
Педагоги проводят предварительную разъяснительную работу с родителями с целью привлечения их внимания к жизни ребёнка в детском саду и предоставления родителям возможности и выбора формы участия в образовательном процессе с позиции оптимальной для них роли.
Включение родителей в образовательную деятельность
Список родителей группы | Помощник (подготовка образовательной деятельности) | Проведение занятия, других форм работы (реализация образовательной деятельности) | Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей | Участие в совместной образовательной деятельности с педагогом | Участие в режимных моментах |
В.А. Сухомлинский «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение… Ребёнок – зеркало семьи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...
Моделирование конструктивной программы активного включения семьи в процесс коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
Значимость работы с родителями трудно переоценить. Необходимость ее использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают учреждение....
статья "Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в процессе сенсорного развития детей "
Актуальность и формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями...
Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»
Цель программы сотрудничества – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый блок...
Статья "Вовлечение семей дошкольников в педагогический процесс через использование технологии проектирования"
В статье представлен опыт работы участия семей дошкольников в проектной деятельности ДОУ...
Статья: "Взаимодействие ДОО с семьей в процессе подготовки детей к шуоле"
УлГПУ г.Ульяновск.Статья раскрывает актуальность проблемы взаимодействия ДОО с семьей в процессе подготовки детей к школе....
Статья: "Менеджмент стимулирования взаимодействия детского центра с семьей в процессе подготовки детей к школе"
Российский государственный социальный университет.Кафедра социальной педагогики.Социальный педагог-исследователь.Сборник научных работ аспирантов и магистринтов.Выпуск 5. Под редакцией Л.В.Мардахаева....