План по самообразованию воспитателя
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
План по самообразованию воспитателястаршей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя
старшей группы МБДОУ «Детский сад “Сеспель”
Трофимовой Инны Леонидовны
на 2016-2017 учебный год
Тема:. Развитие компонентов устной речи и практическое овладение нормами речи через различные формы деятельности с детьми
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 4-5 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К 5 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2.Развитие речи детей в игровой деятельности.
3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
- Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении, районный семинар-практику.
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы | ||
Сентябрь | ||||
Работа с детьми | Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям. Проведение НОД и режимных моментов. | Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук. | ||
Работа с родителями | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. | ||
Самореализация | Работа с методической литературой. Изучение мониторинга | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» | ||
Октябрь | ||||
Работа с детьми | Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». | Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания. | ||
Работа с родителями | Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет» | Пропаганда знаний по развитию речи. | ||
Самореализация | Образовательная область «Коммуникация» О.В.Сомкова. Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». | Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи. | ||
Ноябрь | ||||
Работа с детьми | Проведение комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?» | Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову. | ||
Работа с родителями | Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» | Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях. | ||
Самореализация | Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Консультация учителя-логопеда. Изучение игрового пособия А.И.Макскова, Г.А.Тумакова «Учите, играя» | Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики. | ||
Декабрь | ||||
Работа с детьми | Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. | Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания. | ||
Работа с родителями | Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» | Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | ||
Самореализация | Изучение методики О.С.Ушаковой | Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры. | ||
Январь | ||||
Работа с детьми | Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр : «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». | Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания. | ||
Работа с родителями | Родительское собрание «Развитие речи детей старшего возраста» | Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы. | ||
Самореализация | Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация». | Сбор и обработка данных. | ||
Февраль | ||||
Работа с детьми | Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» | Отработка у детей четкой дикции и интонаций. Воспитание эмоциональной отзывчивости. | ||
Работа с родителями | Письменные рекомендации для родителей дошкольников, посещающих старшую группу детского сада. | Пропаганда логопедических занятий. | ||
Самореализация | Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина). | Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. | ||
Март | ||||
Работа с детьми | Проведение НОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки» | Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Учить детей составлять схему повествовательного высказывания. | ||
Работа с родителями | Практикум «Речь и весёлый мяч» | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме. | ||
Самореализация | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. | Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. | ||
Апрель | ||||
Работа с детьми | Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. | Формирование правильного звукопроизношения. | ||
Работа с родителями | Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» | Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг» | ||
Самореализация | Семинар-практикум для педагогов «Работаем по программе «От рождения до школы» образовательная область «Коммуникация» в соответствии с ФГОС. | Распространение педагогического опыта работы по развитию речи. | ||
Май | ||||
Работа с детьми | Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям. Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. | Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детей. | ||
Работа с родителями | Анкетирование родителей | Сбор информации о семейном воспитании детей. | ||
Самореализация | Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Подготовка и оформление документации. Отчёт о проделанной работе. | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» |
Работа с педагогами.
Мастер класс для воспитателей по теме: «Методика ормирования морфологической стороны речи в старшей группе».(на октябрь)
На родительском собрании: «Культура поведения, культура речи, речевой этики».(на февраль)
Выступление: «Система социальных и коммуникативных отношений в социуме».(на май)
Литература:
1. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте. Практическое приложение; Академия Развития, Академия Холдинг - Москва, 2010. - 895 c.
2. Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды; Корифей - Москва, 2010. - 112 c.
3. Родная природа. Наглядно-дидактическое пособие; Мозаика-Синтез - Москва, 2005. - 320 c.
4. Ручной уголок. Книга 2. О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности; Образовательные проекты, Образовательный центр "Участие" - Москва, 2011. - 416 c.
5. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. - 192 c.
6. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития - , 2008. - 288 c.
7. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Учебник-тетрадь для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 2; Баласс - Москва, 2008. - 450 c.
8. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 112 c.
9. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 112 c.
10. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез - Москва, 2008. - 567 c.
11. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи; Эксмо - Москва, 2013. - 120 c.
12. Кирьянова Р. А. 70 игр для обучения чтению. Рабочая тетрадь; КАРО - , 2005. - 144 c.
13. Кирьянова Раиса Игры со словами для развития речи. Картотека игр; КАРО - , 2010. - 296 c.
14. Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2; ГНОМ и Д - Москва, 2009. - 157 c.
15. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Многозначность существительных в русском языке; ГНОМ и Д - Москва, 2009. - 897 c.
16. Маханева М. Д., Гоголева Н. А., Цыбирева Л. В. Обучение грамоте детей 5-7 лет; Сфера - Москва, 2010. - 799 c.
17. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников; АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011. - 878 c.
18. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012. - 208 c.
19. Перова Ольга Домашняя грамматика; Росмэн-Пресс - , 2006. - 644 c.
20. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 2. Старшая группа; Школьная Пресса - Москва, 2010. - 118 c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию воспитателя
Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию за период учебного года...
План по самообразованию воспитателя
Воспитатель _______группы № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...
План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...
Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.
Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
План по самообразованию воспитателя Наумовой Альбины Анатольевны на 2013-2014 учебный год
План по самообразованию на 2013-2014 учебный год, может кому пригодится...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....