проект
проект (подготовительная группа) на тему

Проект "Воспитание духовно - нравственной личности ребенка, основанного на истоках русской народной культуры через проектную деятельность" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ:

«Воспитание духовно – нравственной личности ребёнка, основанного на истоках русской народной культуры  через проектную деятельность»

Выполнила:

Батанова С.А.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы,  воспитатели, родители (законные представители).

 

Пояснительная записка:

Дошкольное детство - начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с русской народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Культура русского народа обладает высоким воспитательным потенциалом духовно- нравственного воздействия на личность ребенка, знакомит его с историко- культурным опытом народа, его духовными традициями.

Цель:

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной поисково-исследовательской деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
  2. Способствовать развитию познавательной, поисково-исследовательской деятельности активности, любознательности.
  3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.
  5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
  6. Сформировать чувство национального достоинства.
  7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Ожидаемые результаты:

  1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
  2. Сформировано чувство национального достоинства.
  3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
  4. Широко используются все виды фольклора.
  5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:        

  1. Создание атмосферы национального быта.
  2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.
  3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.
  4. Знакомство с народным искусством русского народа.
  5. Знакомство с русскими народными играми.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный

Мероприятия

  1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы.

Ожидаемые результаты:

Понимание отдельных теоретических и практических аспектов по выбранной теме.

  1. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в детском саду;
  2. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Ожидаемые результаты:

Создана предметно - развивающая среда

  1. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры

Сроки: март        

  1. Разработка дидактического материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры

  1. Изготовление папок:

- «Народные праздники»,

-  «Русские народные игры»,

- «Персонажи русских сказок»

- «Русская народная одежда»

- «Народная игрушка».

  1. Подбор дидактических игр, основанных на русском народном фольклоре

Сроки: март-май

Ожидаемые результаты:

Определены направления работы.

II этап - практический

1. Мероприятия

Работа с педагогами:

«Создание мини-музеев и использование их в воспитательно-образовательном процессе детского сада».

Подготовка методических рекомендации для педагогов об организации мини- музея в группе.

Сроки: апрель

Ожидаемые результаты:

Творческая направленность педагогов

2. Методика - обучающие занятия:

- «В гости к бабушке на оладушки» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

- «У матрешки - День рождения»

(занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры) Сроки Март-апрель

- «Встреча весны и пасхи» конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Сроки: апрель

- «Праздник русской березки»

Конспект образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Худ. Творчество», «Коммуникация», «Познание», по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Ожидаемые результаты:

Самостоятельное применение полученных знаний

Работа с детьми

  1. Проведение комплексно-тематических занятий:                                                      - «Пчелка - золотое брюшко»

Сроки: май

- «При солнышке - тепло, при матушке - добро»;

- «День рождение у Матрешки»

Сроки: апрель

- «Посуда вчера и сегодня»;

- «Как работали и отдыхали на Руси»,

- «Какую одежду носили на Руси»

  1. Театральная неделя: «В гостях у сказки»:

Показ спектакля по мотивам русской народной сказки – «Петушек и бобовое зернышко»

Сроки: май

Ожидаемые результаты:

Осознанное владение детьми программным материалом по заданной теме. Осмысленно детьми народное изобразительно-прикладное искусство. Дети знают народные праздники, традиции.

3. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:

«Гжель», «Хохлома», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись»

4. Реализация проекта:«Праздник Пасха»

- «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций

Практическая работа. Анализ детских работ. (Выставка: украшение пасхального яйца и изготовление пасхальной открытки. Совместное творчество родителей с детьми).

Сроки: апрель

5. Ежегодное проведение русских народных праздников: 

- «Осенины»,

- «Пришла коляда - отворяй ворота»,

- «Масленица»,

- «Пасха»,

- «Праздник Русской березки».

Сроки: ежегодно

Ожидаемые результаты: Расширились знание детей о христианском празднике «Пасха», сформированные на основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, активизировалась их позиция как участников педагогического процесса в детском саду

Работа с родителями

  1. Провести консультацию для родителей по вопросам:

- «История народной игрушки»,

- «Народные промыслы»,

-  «Классификация традиционных (народных) игр»,

- «Что такое народная игра»

Сроки: март-май

Ожидаемые результаты:

Педагогическое сопровождение родителей по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

2. Разработать        детско-родительские проекты, оформить семейные альбомы с фотографиями родителей и других членов семьи, с записями об их судьбах, интересных случаях из жизни, профессиях родителей.

  1. Составить генеалогические древа
  2. Организовать наблюдение, за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» и в самостоятельной игровой деятельности.

Сроки: ежегодно

Ожидаемые результаты:

-Разработаны детско-родительские проекты

-Составлены генеалогические древа семей

-Дети обучены сюжетно-ролевой игре «Семья»

-Сформирован интерес и уважение к семейным праздникам и традициям.

III этап - обобщающий

Взаимосвязь со специалистами:  музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Сроки: ежегодно

Ожидаемые результаты:

Выявляется уровень компетентности у родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры» -Обобщение опыта работы по теме. Сроки май

Результативность

  1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
  2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
  3. Сформировались чувства национального достоинства.
  4. Пополнились знания о декоративно - прикладном искусстве России.
  5. Расширились знания о традициях русского народа.
  6. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
  7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Вывод:

Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...