"Поможем детям справиться с тревожностью"
методическая разработка на тему

Полякова Елена Анатольевна

Методическая разработка для работы по взаимодействию педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе, содержит теоретическую и практическую (игры и упражнения) части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_detyam_spravitsya_s_trevozhnostyu.docx86.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3

Лесозаводского городского округа»

Методическая разработка

«Поможем детям справиться с тревожностью»

 («Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе»)

                                                             Автор:

                                                                          Полякова Е.А.

воспитатель

                                         МДОБУ Д/С №3 ЛГО

г.Лесозаводск

2016 г.

Оглавление

   Введение………………………………………………………………………..….…….3.

  1. Влияние семейного воспитания на детско-родительские взаимодействия……….5.
  1. Понятие тревожность. Показатели тревожного ребенка…………….…………….6.

1.3. Тревожные дети.  Как помочь тревожному ребёнку……………….……………..13.

2.  Как играть с тревожными детьми……………………………………………………18.

2.1. Подвижные игры. Упражнения. Этюды…………………………………………...19.

Психолого-педагогические рекомендации……………………………………………..30.

Заключение……………………………………………………………………………….32.

Список использованной литературы……………………………………………………33.

Введение

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. Это период ускоренного развития психических процессов, свойств личности и видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, самооценка, и формируется соподчинение мотивов.

По мнению многих авторов (Бодалев А. А., Буянов М. И., Захаров А. И., Столин В. В., Шнейдер Л. Б., и другие), гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия.

И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, детско-родительских взаимоотношений. Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры: многообразием взаимоотношений детей и родителей и нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут быть основой для развития дисгармоничной личности.

В отечественной психологии и педагогической науке тема детско-родительских отношений не раз становилась предметом пристального внимания ученых, психологов, педагогов, врачей. Это такие ученые как – А. А. Бодалев, М. И. Буянов, А. Я. Варга, Л. С. Выготский, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Р. А. Зачепицкий, В. Н. Мясищев, А. М. Прихожан, В. В. Столин, С. Г. Файнберг, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и другие.

По мнению авторов (Л. И. Божович, А. А. Бодалев, В. С. Мухина, Г. А. Репина и других) ребенок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями считаются тревожность у детей (И. В. Дубровина, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалева и другие).

Одним из условий, влияющих на развитие тревожности у детей, как указывают исследователи А. И. Захаров, Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, А. М. Прихожан и другие, являются наличие отрицательного подкрепления, эмоционального отвержения или отсутствие эмоциональной включенности в жизнь ребенка. Что является следствием педагогической и психологической неграмотности родителей.

Поэтому, в настоящее время, изучение влияния эмоциональной стороны детско-родительских взаимодействий на развитие тревожности детей, является особенно актуальным и острым.

В психологической литературе эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия особенно широко представлена такими авторами как Д. Боулби, А. Я Варга, Ю. В. Гиппенрейтер, М. Земская, Р. Кэмпбелл, А. С. Спиваковская, М. Раттер, Э. Фромм, Э. Г. Эдемиллер, В. В. Юстицкий и другие.

Цель  работы: помочь педагогам и родителям научиться понимать тревожных детей и выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Провести анализ и систематизацию отечественных и зарубежных исследований о характере детско-родительских взаимодействий и о детской тревожности.

2. Обогатить педагогов и родителей психологическими знаниями об характерных особенностях тревожных детей.

3. Создать психолого-педагогические условия для преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и гармонизации детско-родительских отношений.

Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена рассмотрению вопроса о теоретических подходах к пониманию связи личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста с эмоциональной стороной детско-родительского взаимодействия. Во второй главе излагаются практические приёмы, игры и упражнения, способствующие оптимизации форм работы педагогов с детьми и родителями.  Список литературы включает 52 источника.

 

  1. Влияние семейного воспитания на детско-родительские взаимодействия

        В последние годы одним из наиболее распространенных поводов для обращения родителей за помощью к психологу является потеря взаимопонимания с детьми. Для каждого психолога сразу ясна основная причина такого рода беспокойства родителей: отношения с собственными детьми стали формальными, то есть переросли в межличностные взаимодействия типа «мать-дочь» или «отец-сын», но не более того, исчезли обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений и радость общения.

        Мастера отечественной психологии (Лисина М.И., Спиваковская А.С., Дружинин, В.Нидр), в своих трудах неоднократно затрагивали вопрос о влиянии взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка: «определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности». Своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья.

                Но семья – это особо рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении, в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж.Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

  •  когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
  •  когда ребенок в семье является средством разрешения конфликтов между супругами;
  •  когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
  •  когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
  •  когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

В одном из своих исследований А.С.Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья – санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

«Семья – крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья – крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья – третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

                Итак, семья является важной средой формирования личности, социализации ребенка. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

    Родители должны быть отзывчивы к нуждам и запросам детей, просты и непосредственны в обращении, позволяя детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать возникающие у них нервные напряжения, действуя согласованно в вопросах воспитания и увлечения детей.

  1. Понятие тревожность. Показатели тревожного ребенка.

Некоторые эмоциональные проявления, характерные для раннего возраста, в дальнейшем закрепляются как формы поведения и составляют, по словам Л.И. Божович, «основу формирования характера ребенка». При благоприятных условиях развития для дошкольников не характерны устойчивые отрицательные эмоциональные состояния, при неблагоприятных развивается негативное отношение к определенным сторонам жизни. Зачастую это приводит к формированию черт характера, свидетельствующих о «внутреннем неблагополучии». Одной из таких черт является тревожность.

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «Это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

А.М.Прихожан рассматривает тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. То, что тревога, наряду со страхом и надеждой, особая, предвосхищающая эмоция, обеспечивает ее особое положение среди других эмоциональных явлений.

Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:

  • психологическое явление;
  • индивидуальную психологическую особенность личности;
  • склонность человека к переживанию тревоги;
  • состояние повышенного беспокойства.

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др.

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастания общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Ч.Д.Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

  • с процессом обучения – учебная тревожность;
  • с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
  • с общением – межличностная тревожность.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.

Тревожность, как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности.

Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.

Открытые формы:

  • острая, нерегулируемая тревожность;
  • регулируемая и компенсирующая тревожность;
  • культивируемая тревожность.

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ее «масками». В качестве таких масок выступают:

  • агрессивность;
  • чрезмерная зависимость;
  • апатия;
  • лживость;
  • лень;
  • чрезмерная мечтательность.

Г.С. Салливен отмечал, что: во-первых, тревожность порождается межличностными отношениями; во-вторых, потребность в избегании или устранении тревожности, по сути, равна потребности в межличностной надежности и безопасности. Он указывал, что если у ребенка с самого начала будет создано чувство межличностной надежности, то оно не даст развиваться тревожности. Основной источник тревожности – неодобрение значимых людей.

Также и в работах К. Хорни подчеркивается роль среды в возникновении тревожности ребенка. К. Хорни отмечает, что если потребности удовлетворяются в раннем опыте ребенка, если он чувствует любовь и поддержку окружающих, то у него развивается чувство безопасности и уверенности в себе. Но слишком часто близкие люди не могут создать для ребенка такой атмосферы: их отношение к ребенку блокируется их собственными искаженными, невротическими потребностями, конфликтами и ожиданиями. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Значение опыта общения в возникновении и закреплении тревожности признается сегодня многими исследователями и за рубежом, и в нашей стране. Такие психологи и врачи, как А.И. Захаров, Т. Лири, М. Раттер, С. Эскалона, М. Лейг и другие, придерживаются мнения о том, что, тревожность передается ребенку от напряженной, тревожной матери и или возникает вследствие неуверенности ребенка в родительской любви и поддержке. Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Таким образом, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности, она является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период, когда дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко.

П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии определения тревожности у ребенка:

  • постоянное беспокойство;
  • трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
  • мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
  • раздражительность;
  • нарушения сна.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства, тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склоны отказываться от той деятельности, например, рисования, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечать на вопросы тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

В своих работах А.И. Захаров указывает на то что, тревожность у детей может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройства, это – тики, заикание, энурез и др. «…Тики при неврозах связаны, прежде всего, с беспокойством, тревогой, тревогой и страхом. …Беспокойство, перерастающее в тревожность, - это выражение эмоциональных проблем развития и конфликтов семье» - отмечает А.И. Захаров.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте – неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

Тревога проникает в душу ребенка лишь, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей. К этим важнейшим потребностям, присущим любому ребенку, любому человеку, относятся:

  • потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.);
  • потребность в близости, привязанности к человеку или группе людей;
  • потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «я»;
  • потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил.

Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревогу у детей вызывает эмоциональное отвержение именно от близкого человека. Так, отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами.

Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.  В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развивается пассивность и зависимость.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно. Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком: превалированием авторитарного стиля общения и непоследовательности требований и оценок. Выделяют также ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность:

  1. Ситуация неприятия со стороны значимого взрослого или со стороны сверстников; ребенок считает: в том, что его не любят – есть его вина, он плохой. («Любят хороших»)
  2. Ситуация соперничества, конкуренции. Особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации.
  3.  Ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность, как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

 Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии часто скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазии». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешенные конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность еще не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребенка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что одной из главных причин, вызывающих детскую тревожность, являются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, лишенные чуткого эмоционального контакта.

Сталкиваясь с постоянными расхождениями между реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое перерастает в тревожность.

Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания, что и приводит к развитию невротических черт.

1.3.   Тревожные дети.  Как помочь тревожному ребёнку.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:

1.Повышение самооценки.

2.Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3.Снятие мышечного напряжения.

  • Повышение самооценки.

Для того, чтобы повысить самооценку ребёнка, необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Для этого надо обращаться к ребёнку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала взрослых должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причём ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребёнка.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребёнка. Каждый ребёнок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение можно обсудить совместно с детьми.

Можно отмечать достижения ребёнка в ежедневной информации для родителей. Такие сообщения дадут лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребёнку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти всё, что происходило в группе за день.

В раздевалке, на шкафчике каждого ребёнка можно закрепить «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (или «Цветок достижений»), вырезанный из картона. В центре цветка – фотография ребёнка. А на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребёнка, которыми он гордится. Родители, приходя в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребёнок в течение дня, каковы его успехи.

Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними.

Таким образом, использование наглядной формы работы (оформление стендов, информационных «Цветиков-семицветиков» и т.п.) помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

  • Обучение детей умению управлять своим поведением

Тревожные дети, как правило, не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребёнок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребёнок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребёнок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нём. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, как им казалось, только для них.

Все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идёт о тревожных детях, этот приём категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Если у ребёнка проявляется тревога при выполнении каких-либо заданий, тогда не рекомендуется проводить виды работ, учитывающие скорость.

Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо взрослый должен наклонится к нему, либо приподнять ребёнка до уровня своих глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй должно научить ребёнка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребёнка. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка (например, ситуация «боюсь воспитателя» даст ребёнку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребёнок). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребёнка, а кукла ребёнка – роль взрослого, помогут ребёнку выразить свои эмоции, а взрослым – сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребёнок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Таким образом, обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

  • Работа с родителями тревожного ребёнка

Очень часто родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, чего ждут от него мама и папа. Он признаёт себя не таким, как все: хуже, никчёмнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Всё это отнюдь не способствует развитию ребёнка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребёнка должны сделать всё, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, взрослым необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребёнка («осёл», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребёнка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребёнок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Необходимо предложить родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Затем перечитать этот список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили взрослым и ребёнку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниям: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, отношения педагогов с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на своё внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребёнку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребёнок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы Вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно.

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшения общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам, так как тревожность родителей зачастую передаётся детям, а тревожность педагога – воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребёнку, взрослый должен позаботиться о себе.

С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В детском саду на стенде можно разместить, например, памятку, в основу рекомендаций которой легли советы Е.В.Новиковой и Б.И.Кочубей.

  • Профилактика тревожности (рекомендации родителям)

1.Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребёнку: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!»).

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом что-то даётся, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

                   

  • Правила работы с тревожными детьми

1.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2.Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

3.Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4.Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5.Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

7.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

8.Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

9.Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.

10.Используйте наказание лишь в крайних случаях.  

11.Не унижайте ребёнка, наказывая его.

 

2. Как играть с тревожными детьми

На начальных этапах работы с тревожным ребёнком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребёнка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомиться с правилами игры, посмотрит, как в неё играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет её участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»

3. Если вводится новая игра, то для того чтобы тревожный ребёнок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить её на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребёнок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребёнком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребёнок высокотревожен, то начинать работу сним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный  шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.

Позднее, когда дети начнут сваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под ёлкой», «Драка», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».

В коллективные игры тревожного ребёнка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».

Игры «Зайки и слоны», «Волшебный стул» и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они будут  проводится многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей необходимы.

2.1. Подвижные игры. Упражнения. Этюды.

  • Упражнения на релаксацию и дыхание

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнётся драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

 «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под ёлкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под ёлкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

« Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»  

                                      

  • Этюды на расслабление мышц

Приведённые ниже этюды рекомендованы М.И.Чистяковой в книге «Психогимнастика» и полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных.

«Штанга»

Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжёлая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите её. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем ещё раз».

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребёнку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмём штангу полегче и будем поднимать её над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь ещё раз, как чемпионы».

 Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

  У нас под крышей белый гвоздь висит,

   Солнце взойдёт, гвоздь упадёт. (В.Селивёрстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвёртую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим ещё один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне. (С.Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

 «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!...Стоп!»

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается всё больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвёртого – надулись щёки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдёргивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

  • Игры, способствующие расслаблению

Следующие три игры позаимствованы из книги К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать»(1998). Они помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

«Водопад»

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя  под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как рассладляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает свашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и они сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течёт также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее.Свет течёт и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…(30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

«Танцующие руки»

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорчённым, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы обёрточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки  мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнётся музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты).

Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

 Цель: развитие доверия  друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под лёгкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнёру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребёнок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями.

Если тревожный ребёнок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребёнка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

  • Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и          уверенности в себе

«Гусеница»

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнёров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту».

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

«Смена ритмов»

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает всё реже, считает всё тише и медленнее.

«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята ,я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают.

«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?...» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми.  Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ними, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребёнка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имён, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причём имена тревожных детей лучше называть в середине игры. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

«Царская семья»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Участники делятся на несколько подгрупп, каждая из которых получает карточку с заданием изобразить «семейный  портрет» царской семьи, всемирно известного учёного, миллионера, кинозвезды и т.д. Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображён на фото». Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?» Упражнение даёт возможность почувствовать свою значимость.

«Похвалики»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, осознанию его значимости в коллективе.

Дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, которое ребёнок должен «озвучить», начав словами «Однажды я…».Например: «Однажды я помог товарищу в ……», или «Однажды я очень быстро выполнил  задание» и т.д. На обдумывание задания даётся 3-4 минуты, после чего каждый ребёнок по кругу коротко рассказывает о том, как здорово он однажды выполнил задание или совершил поступок, указанный в его карточке (рассказ может быть и выдуманным). После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. В заключении можно провести беседу о том, что каждый человек обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

«Недотроги»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, развитию эмпатии.

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением двух одинаковых нарисованных конфет – Доброту или Честность. Каждый ребёнок получает 5-8 карточек. По сигналу взрослого дети стараются при помощи скотча, прищепок и т.д. закрепить на спинах товарищей все карточки. По следующему сигналу дети прекращают игру и с нетерпением снимают со спины свою «добычу». На первых порах не у всех играющих оказывается много карточек, но после нескольких повторений игры и обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения следует спросить у детей, приятно ли получать карточки и что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда взрослый может обратить внимание группы на тех детей, которые получили мало карточек или совсем не получили их. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получать подарки. Чаще всего при многократном проведении игры «отверженных» детей не остаётся.

«За что меня любит мама.»

Цель: способствовать повышению значимости каждого ребёнка в глазах окружающих его детей.

Дети сидят в кругу.Каждый ребёнок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Желательно, чтобы после этого один из детей согласился повторить, за что мама любит каждого присутствующего в группе ребёнка. При затруднении другие дети могут ему помочь. Целесообразно обсудить сдетьми, приятно ли было им узнать, что всё, сказанное ими, запомнили другие дети. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестрёнку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

  • Упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений

 «Нога слона»

 Цель: контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; осознание привычного способа взаимодействия; поиск более комфортных путей для осуществления общения.

Один из пары (родитель-ребёнок) представляет себя ногой слона и совершает соответствующие, с его точки зрения, этой роли действия. Второй должен сдвинуть «Ногу» с места любыми доступными ему способами. Далее -  смена ролей в парах. Время: около 3-5 минут на каждого.

«Доверительное падение»

Цель: развитие чувства доверия и ответственности за другого человека, снижение тревоги и чувства страха.

Ребёнок становится перед родителем, спиной к последнему, затем, не сгибая ноги в коленях и не отрывая их от пола, падает назад, родитель при этом ловит ребёнка, придерживая только ладонями в области подмышек. По мере выполнения упражнения родитель старается ловить ребёнка всё ниже, а в последний раз непосредственно у пола.

Время: около 10-20 минут.

«Моя и мамина рука»

Цель: отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

В детско-родительских парах участникам предлагается встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий.

1. «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.

2. Погладить своим мизинчиком мизинчик партнёра.

3. Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.

4. Одному из партнёров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.

5. Попрощаться с партнёром безымянными пальцами.

Время: 20-30 минут.

Комментарии: данное упражнение желательно предварять традиционными методиками, связанными с освоением схемы тела (назвать – в прямом и зеркальном вариантах – правую и левую руку, вспомнить названия пальцев на своей руке и на руке родителя и т.п.).

«Слепой и поводырь»

Цель: развитие чувства эмпатии, сензитивности к телесным проявлениям другого человека, навыков конструктивного взаимодействия.

Упражнение выполняется в парах, где один из участников выполняет роль «поводыря», а другой – «слепого». Слепой закрывает глаза, становится за спиной поводыря и кладёт ему на плечо вытянутую руку. Поводырь водит слепого, следя за тем, чтобы провести слепого наиболее комфортным способом: не ударился и не задел что-либо. Задача слепого – быть внимательным к действиям поводыря, траектории и скорости его движения.

«Надуй куклу»

Цель: эмоциональный и телесный контакт родителя и ребёнка; получение участниками опыта плавного перехода из одного эмоционально-телесного состояния в другое; работа с телесными зажимами.

Упражнение выполняется в парах (родитель-ребёнок). Один из пары удобно и расслабленно ложится на коврик (лучше на бок, согнув колени, локти и слегка склонив голову), изображая надувную куклу, из которой выпущен воздух. Второй, сидя или стоя, накачивает его воздухом: наклоняется к лежащему, кладёт ему руку на область грудины, слегка надавливает, произнося на выдохе: «С-с-с», при этом плавно снижая давление рукой. Это повторяется несколько раз. Лежащая кукла при этом наполняется воздухом, выпрямляется, может встать, попрыгать. После этого куклу снова сдувают, мягко нажимая ей на живот, она опять опадает со звуком «С-с-с».

Время: около 15 минут.

Оборудование: коврики.

«Театр прикосновений»

Цель: почувствовать покой и расслабление прежде всего на уровне тела; повысить степень доверия по отношению к другим людям; развивать чувство эмпатии и желание доставлять приятные переживания окружающим.

Выполнять упражнение следует молча под негромко звучащую спокойную музыку в парах, родитель-ребёнок, при этом один ложится на коврик спиной вниз, раскинув руки и ноги – в позу «звезды» и закрывает глаза, а другой должен мягко и нежно касаться различных частей тела лежащего непривычным способом. Например, легко и быстро дотрагиваться подушечками пальцев, ладонями, кулачками и т.п., проводить рёбрами ладоней волнистую линию и т.д.

Время: около 10 минут.

Оборудование: коврики, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки.

«Совместное рисование тела ребёнка»

Цель: укрепление демократичных отношений между родителями и детьми, развитие у ребёнка самопринятия и повышение самооценки на фоне положительно окрашенного эмоционального контакта.

Упражнение выполняется в детско-родительских парах. На полу раскладывают лист обоев длиной около 1,5 метров. На этот лист ложится ребёнок, а родитель обводит его тело по контуру. После этого ребёнок встаёт и совместно с родителем раскрашивает изображённый контур изнутри, причём ребёнок берёт на себя ведущую роль по выбору цвета для каждой детали изображения.

Время: 20-30 минут.

Оборудование: листы обоев длиной около 1,5 метров, краски, пастель или мелки.

«Разговор без слов»

Цель: развитие у детей и родителей большей открытости в общении, навыков взаимопонимания; выражение невербальными средствами сдерживаемых ими эмоций, чувств, мыслей, образов по отношению друг к другу.

Упражнение в детско-родительских парах. Участникам предлагается без слов, с помощью звуков и движений поговорить друг с другом.

Время: 1-3 минуты.

Комментарий: данное упражнение целесообразно проводить при наличии ярких, сильных эмоциональных переживаний в детско-родительской паре.

«Совместное рисование»

Цель: выработка (закрепление) навыков совместного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократичном уровне.

Упражнение выполняется молча; но проявление эмоций ( смех и пр.) не запрещено. Участники в детско-родительских парах должны выполнить совместный рисунок, держа один карандаш вдвоём. Выбор сюжета, карандаша, так же как и смена последнего, может производиться только невербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу.

Время: около 15 минут.

Оборудование: листы бумаги, карандаши.

«Магазин игрушек»

Цель: повышение самооценки ребят; развитие эмоционально-поддерживающих и тёплых взаимоотношений между родителями и детьми; повышение у родителей степени принятия своих детей.

Участники разбиваются на детско-родительские пары, при этом дети берут на себя роли игрушек по собственному выбору, а родители – продавцов этих игрушек, ведущие же – покупателей. Покупатели последовательно подходят к каждой паре участников, продавец при этом активно расхваливает и рекламирует свою игрушку, стремясь к тому, чтобы покупатели выбрали именно его игрушку; покупатели задают интересующие их вопросы, рассматривают игрушку.

«Комплименты»

Цель: освоение навыков конструктивного взаимодействия и выражения поддержки, а также её получение.

Все участники садятся в круг и берутся за руки. Последовательно каждый поворачивается к своему соседу и, глядя ему в глаза, говорит комплимент. Сосед же после этого выражает благодарность. В случае необходимости родители помогают детям.

Время: 5 минут.

«Европейский город»

Цель: развитие партнёрских отношений между детьми и родителями; возможность отреагирования эмоционального дискомфорта между детьми и родителями.

Участники группы «оказываются» на площади одного из европейских городов, имеющих прочные традиции. Жители этого города каждый день в определённое время собираются на центральной площади и здороваются друг с другом в соответствии с количеством ударов колокола. Так, если колокол прозвенел один раз, жители здороваются друг с другом ладонями, дважды – спинами, а трижды – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники группы выполняют с новым партнёром.

«Хвост дракона»

Цель: создание эмоционально тёплой обстановки для более непосредственного выражения себя; установление равноправных отношений между родителями и детьми.

Участники группы становятся друг за другом (чередуются родители и дети), держась за впереди стоящего. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. Голова должна догнать Хвост и дотронуться до него, а Хвост старается убежать. Как только Голова схватила Хвост, она становится Хвостом. Каждый участник должен побывать в обеих ролях.

Время: примерно 7 минут.

  • Психолого-педагогические рекомендации.

При организации коррекционной работы особое внимание нужно уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребёнка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями.

Рекомендации родителям тревожного ребёнка и педагогам должны включать следующие моменты:

1. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным и доброжелательным, руководствуясь позитивным принятием маленького человека.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребёнка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3. Своим поведением показывать веру в возможности ребёнка, внушать ему это, «заражать» его своей уверенностью.

4. Способствовать повышению самооценки ребёнка, хвалить даже за малые достижения.

5. Увеличить проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к ребёнку. Обучать способам выражения своих «чувств», проблем и переживаний.

В непосредственной работе с детьми педагогу можно использовать следующие приёмы и методы:

а) обучение способам расслабления;

б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для тревожного ребёнка;

в) подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование для выявления и отработки страхов;

е) использование элементов сюжетно-ролевой игры, художественных произведений с явным разрешением проблем.

Целесообразно использовать в работе с тревожными детьми проективные методики, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной форме можно использовать сюжетно-ролевые игры.

Работа педагога по оказанию психологической и педагогической помощи родителям.

1. Налаживание контакта с родителями.

2. В процессе индивидуальных консультаций, необходимо объяснить родителям особенности их ребёнка, помочь принять его таким, какой он есть.

3. Выработка единого подхода к воспитанию ребёнка.

Важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Можно использовать в работе с родителями следующие виды занятий:

а) индивидуальные консультации;

б) групповые консультации: общегрупповые собрания, информация в «уголках родителей».

Заключение

Данная работа позволила выделить основные направления анализа подходов к исследованию связи детско-родительского взаимодействия с тревожностью детей старшего дошкольного возраста. Было показано, что одним из факторов, влияющих на проявление тревожности у детей, является недостаток эмоциональных потребностей со стороны родителей.  В целом можно сформулировать следующие выводы:

  1. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте – отсутствие или недостаток эмоциональных потребностей со стороны близких взрослых и условность родительской любви. Это приводит к переживанию детьми эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия и предчувствия грозящей опасности.

Нарушения в процессе формирования привязанности также могут привести к возникновению тревожности.

2.    Детская тревожность может быть и следствием чрезмерной опеки ребёнка, предохранением его от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений и страхов у самих родителей.

3.   Также, тревожность может возникать, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом.

Список использованной литературы

  1. Алексеева Е.Е. Психологическая помощь детям дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях // Дошкольная педагогика, 2005 г., № 5. С.14-18.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы псих. консультирования – М.: Педагогика, 1989. С. 208.
  3. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь – М.: Знание, 1984. С. 80.
  4. Волкова Е. О специфике взаимодействия с тревожными детьми / Дошкольное воспитание, 2005 г., № 10. С. 39-45.
  5.  Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. С. 176.
  6.  Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога, 1996 г., № 6. С. 96-108.
  7.  Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Союз, 2000. С.193.
  8.  Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз,2000.С.142.
  9. Захаров А.И. Эмоциональный мир дошкольника// Популярная психология для родителей./ Под ред. А.А.Бодалева – М.: Педагогика, 1989. С. 92-99.
  10.  Карпова Е.В., Лютова Е.К. Программа «Я и мой ребенок» (оптимизация детско-родительских отношений). // Семейная психология и семейная терапия, 1998 г., № 3. С. 70-74.
  11.  Кайл Р. Развитие ребенка. – СПб.: Прайм-Евро-Знак, 2006. С. 640.
  12.  Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребенок в д/с, 2002 г., № 4. С. 86-87.
  13.  Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. Психологический словарь – Ростов н-Д.: Феникс, 2004. С. 61.
  14.  Костина Л. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 10. С. 54-61.
  15.  Корнеева Т.А. Об эмоциональной привязанности ребенка к матери // ребенок в д/с, 2006 г., № 2. С. 82-87.
  16.  Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа, 1988 г., № 9. С. 26-30.
  17.  Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа, 1988 г., № 11. С. 32-36.
  18.  Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Педагогика здоровья. М.: Педагогика-Пресс, 1992. С. 154-159.
  19.   Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. С. 992.
  20.  Кэрролл Э. Изард. Психология эмоций: Пер. с англ./ Спб.: Питер, 2000. С. 418.
  21.  Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1992. С.192.
  22.  Лурье Ж.В., Семенова О.Ф. Психологическая программа по развитию и коррекции эмоционально-мотивационной и познавательной сфер старших дошкольников в контексте детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия, 1999 г., № 4. С. 32-75.
  23.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПБ.: Речь, 2001. С. 190.
  24.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. С. 192.
  25.  Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2004. С. 483.
  26.  Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник/Общ. ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. С. 259.
  27.  Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование, 1998 г., № 2. С. 39-47.
  28.  Немов Р.С. Психология: Учебник. Кн. 2.– М.: ВЛАДОС, 2003. С. 480.
  29.  Никитина В. Тревожные дети // Дошкольное воспитание, 2006 г., № 1. С. 102-103.
  30.  Питенина М. Ты нужен мне, папа! // Дошкольное воспитание, 2004 г., № 11. С. 54-56.
  31.  Постоева Л. Поможем детям справиться с тревожностью // Дошкольное воспитание, 2006 г., № 5. С. 65-70.
  32.  Плеханов А., Острогородский А.Н. Значение семейных отношений в воспитании // Дошкольное воспитание, 1990 г., № 9. С. 66-69.
  33.  Плотникс И.Э. Психология в семье: Пер.с латыш./ М.: Педагогика, 1991. С. 320.
  34. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. С. 192.
  35.  Прихожан А.М. Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научн. тр. – М., 1990. С. 196.
  36.  Прихожан А.М. Хочу, чтобы меня понимали // Популярная психология. Хрестоматия./Под. Ред. В.В. Мироненко – М.: Просвещение, 1990. С. 120-124.
  37.   Психология. Словарь/ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1990. С. 494.
  38.  Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М., 1997. С. 596.
  39.  Психолог в детском дошкольном учреждении: Метод. рекомендации к прак. деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой – М.: Новая школа, 1996. С. 144.
  40.  Психотерапия семейных отношений/ Ред.сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Дом Бахрах-М, 2004. С. 704.
  41.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 529.
  42.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. С. 720.
  43.  Рузская А. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками / Дошкольное воспитание, 1988 г., № 2. С.45-48.
  44.  Савина Е. Тревожные дети // Дошкольное воспитание, 1996 г., № 4. С. 11-12.
  45.  Серегина Е.В. Психологическая помощь дошкольникам со скрытой формой тревожности // Психолог в д/с, 1999 г., № 2. С. 45-51.
  46.  Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 45.
  47.  Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 368.
  48.  Тэммл Р.Т., Дорки М., Амен В. Тест тревожности/ Под ред. В.М. Астапова – М., 1992. С. 60.
  49.  Филипчук г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1989. С. 400.
  50.  Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Справочники. – Ростов н-Д.: Феникс, 2003. С. 320.
  51.  Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 512.
  52.  Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. С. 314.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поможем Кузе, справится с простудой!!!

Цель урока:  формировать осознанное, бережное отношение к своему здоровью;закреплять знания о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения, о гигиенических нормах и правила...

Как справиться с тревожностью у ребенка

Даны практические рекомендации родителям как помочь ребенку преодолеть проявления тревожности....

Консультация для педагогов и родителей «КАК помочь ребенку справиться с тревожностью».

Шпаргалка для взрослых по работе с тревожными детьми.Ø Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.Ø Не сравнивайте его с другими ребятами.Ø Чаще использовать телесный контакт и...

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Как помочь ребёнку справиться с тревожностью.

Беспокойство — нормальная реакция любого человека на всё, что он воспринимает как угрозу. И дети — не исключение, тем более, что для ребёнка угрозой может ста...

Конспект НОД по физическому развитию в старшей группе «Поможем Кузе справиться с простудой»

КонспектНОД по физическому развитиюв старшей группе«Поможем Кузе справиться с простудой»  Цель: Создание условий для желания заботиться о своем здоровье. Задачи:формировать ...