Опыт работы по развитию связной речи.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Гаптырева Елена Викторовна

Дать понятия, что такое связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:


                             

Проведенные мною наблюдения показали, что у  60%    детей низкий уровень развития связной речи. В рассказах детей наблюдались отступления от последовательности изложения, события менялись местами, связь между структурными элементами формальная. Дети испытывают трудности в обработке содержания для высказывания, в выборе языковых средств выражения, в построении текста, при составлении рассказов они используют много неточных слов, банальных фраз, которые отличаются неполнотой. У детей небольшой опыт монологической речи, бедный активный словарь, они не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Проводя работу с родителями  по данной проблеме, я сделала следующие выводы.

Большинство родителей вообще не имеют даже элементарных знаний о понятии связная речь, а свое внимание они заостряют на правильном произношении у ребенка звуков в словах. Для других родителей представляет трудность сама работа с ребенком над связной речью, т.е. они затрудняются в ее организации в домашних условиях. Кому-то не хватает времени.    Я проводила различные дидактические игры:

  • на описание игрушек: «Что за предмет?»  «Скажи какой?»  «Узнай что за зверь?»
  • на формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, что умеет делать?»   «Скажи, что сначала , что потом?»; «Добавь слово»
  • на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме : «Кто знает, тот дальше продолжает».

Эти игры научили детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец. Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование  схем  при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.  Работая в 1 – ой младшей группе не надо забывать о грамматическом строе речи и о связной речи. .Хотя дети очень маленькие, но надо проводить НОД и в этих областях, чтоб дети научились понимать речь взрослых, слушать небольшие детские рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие вопросы, сопровождать речью свои игровые и бытовые действия, поделиться информацией, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движения пальцев рук. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Играя в пальчиковые игры, мы: развиваем речь, развиваем умение подражать взрослым, повышаем речевую активность.

В начале адаптационного периода при планирование нужно тщательно подбирать материал по развитию речи. Следует повторять знакомые детям произведения. Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Наблюдения на прогулках, рассматривание растений, игры с предметами (обручи, мячи, лопаточки) и обследование их, приучают детей что-то делать вместе, слышать воспитателя, и, конечно же развивает речь. Дети третьего жизни года очень нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых, и сами часто начинают обращаться к ним с вопросами: «Как? », «Что это? », «Зачем? », «Где? ». Дети получают новые впечатления, что является необходимым для них условием для их психического развития.

Одна из задач развития речи – это развивающая речевая среда, то есть создавать для детей те условия, при которых им будет комфортно общаться друг с другом или же словесно обращаться ко взрослым.

Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка, я использовала в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

 Для этого необходимо следующие:

1. Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.

2. Вовлекать детей в разговор.

3. Много говорить самому.

4. Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и родственниками.

Известно, что во многих детских садах не хватает наглядных пособий, дидактических игр и других необходимых средств обучения. Наш  детский сад не исключение, поэтому многое приходится делать своими руками.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием занимательных игр и упражнений, наглядных пособий, даёт свои результаты:

1. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.

2. Дети активнее стали работать на занятиях, у них развилось внимание, память, наблюдательность, повысилось творческое мышление, воображение.

3. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. речевая активность повысилась до 60%, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из 10 и более предложений. Составляют небольшие небылицы и творческие рассказы.

4. Дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

5. 90% детей ушли в школу с чистым и правильным звукопроизношением .

Мне хочется ещё больше работать над развитием связной речи.  Проводить больше нетрадиционных занятий по  технике рисования. Здесь будут решаться и другие задачи, такие как развитие мышления, мелкой моторики, фантазии и конечно же связная речь при описании изготовленной работы.

Проведенная мною работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия по развитию связной речи детей дошкольного возраста являются эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности».

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования иде...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Опыт работы по формированию связной речи детей подготовительной группы в ходе обучения рассказыванию.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкоеснижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшениемздоровья детей, наруш...

Опыт работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Цель работы – создание педагогических условий  для развития связной речи детей дошкольного возраста.Для реализации поставленной цели необходимо:1. создать развивающую среду для внедрения ин...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, р...

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает дово...