Семинар для родителей "Развивающие и адаптивные игры для детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему
Игры для детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста»
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей.
Задачи
- Способствовать стабилизации и коррекции психоэмоционального состояния, снижению тревожности.
- Стимулировать сенсорное развитие через тренировку зрительных, слуховых, кинестетических рецепторов.
- Стимулировать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.
- Обучать приемам релаксации.
- Создавать условия для формирования позитивных отношений в детско-родительских парах.
Материалы: перчаточные куклы, поднос с манной крупой, кисточки, губка, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики, прищепки, счетные палочки, пуговицы, шарики с фасолью, гречкой, пшеном, крахмалом, таз с теплой водой, миска с фасолью, бусинки, монетки, банчки, варежка.
Примечания
На подготовительном этапе оформляется красочное объявление для родителей, приглашающее на семинар, изготавливаются именные бейджи.
Перед использованием эфирных масел необходима консультация врача в связи с высокой аллергичностью масел.
ХОД СЕМИНАРА
Психолог. – Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашем семинаре. Для того, чтобы наше общение и взаимодействие были более эффективными, я предлагаю познакомиться. Пусть каждый из вас представится, назовет имя своего ребенка и расскажет немного о малыше. Если позволите, я начну. Меня зовут Надежда, у меня есть доченька Маша, она очень активная и любознательная, любит рисовать. Теперь представьтесь вы.
(Родители по кругу представляются)
Психолог. – Посмотрите друг на друга. Мы разные, но чем-то схожи. Есть что-то, что нас объединяет: интересы, привычки, жизненные обстоятельства. Нас объединяет и то, что дети пошли в детский сад. Кажется, еще только недавно родился ребенок, пролетел первый беспокойный месяц его жизни, появился первый зуб, первый шаг, первое слово… И вот вы уже ведете малыша за ручку в детский садик. А вы помните свой детский сад? Вспомните воспитательницу, ребят – девчонок и мальчишек. Вспомните свои игры и любимую игрушку.
(Родители рассказывают о своем детском саде)
Психолог. – Малыш, оказавшись в новой обстановке, с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не бросили ли меня?» Привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности дошкольника ограничены, и если привыкание протекает тяжело, малыш может заболеть. Помочь ребенку в этот период могут близкие ему люди. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая принесет ему удовольствие – на игру. Как вы думаете, что дает ребенку игра?
(Ответы родителей)
Удовольствие, знакомство с нормами и правилами жизни, общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции, внутреннюю свободу (играю с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).
Психолог. – Давайте немного поиграем. Игра называется «Солнышко светит на тех…» Например, я скажу: «Солнышко светит на тех, у кого малыш пошел в садик», то встанут и поменяются местами те, кого касаются мои слова.
Итак, солнышко светит на тех…
- у кого сейчас хорошее настроение;
- кто читает своему ребенку сказки на ночь;
- кто может стать для своего ребенка Карлсоном, который живет на крыше;
- кто читает книги по воспитанию и развитию детей;
- кто уделяет общению с ребенком больше 30 минут в день;
- кто придумывает для ребенка интересные игры;
- кто любит рисовать;
- кто любит поваляться, повозиться с ребенком.
Игра-возня – это игра, необходимая для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча-мала», учит детей взаимодействовать друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться с ним силой». Ребенок от подобного обращения придет в восторг, а кроме того, научится принимать и победу, и поражение. Доволен будет и папа. В раннем возрасте у детей формируется образ «телесного Я»: они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром – кувыркается, смотрит, щупает.
Посмотрите: у меня есть четыре воздушных шарика основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый. В красный шарик я насыпала немного крупной фасоли, в синий – гречневой крупы, в желтый – пшена, в зеленый – крахмал. Яркие шарики привлекают внимание ребенка, при разминании они мягко массируют ладошки малыша.
Можно поиграть с массажным мячиком-«ежиком». Аккуратно кладите шарик на ладонь ребенка, прокатывайте «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца, и чуть дольше задерживайтесь на подушечках каждого пальчика. Все движения нужно выполнять в направлении от периферии к центру, лучше – сопровождая стихотворными текстами.
Каждый из нас помнит хотя бы одно стихотворение из детства. Чем больше в нем действий, тем лучше. Проводите занятия перед сном. Лягте рядом с малышом, возьмите его за ручку (какую ему удобнее), погладьте, предложите «сделать курочку», и, если ребенок не вырывает руку, начните рассказывать стишок, обыгрывая каждое действие.
Вышла курочка гулять, | «Шагаем» своими пальцами по ладошке ребенка. |
Свежей травки пощипать. | Пощипываем большим и указательным пальцами. |
А за ней ребятки- желтые цыплятки. | Гладим ладошку, растопыривая пальчики ребенка. |
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко, | Постукиваем указательным пальцем по ладошке ребенка |
Не ходите далеко! | Водим пальцами от пальчиков к запястью. |
Лапками гребите, | Подушечками пальцев скребем по ладошке малыша. |
Зернышки ищите. | Постукиваем указательным пальцем по ладошке ребенка. |
Съели толстого жука, | Сгибаем пальцы ребенка в кулачок. |
Дождевого червяка, | Произносим медленно, сгибая и поглаживая каждый пальчик. |
Выпили водицы | Дуем на ладошку |
Полное корытце. | Складываем ладошку лодочкой |
Т.Волгина
Психолог. – Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств, а особенно через тактильную чувствительность пальчиков и ладошек. Посмотрите, что я вам принесла. У меня есть кусочек меха, листок наждачной бумаги, шишка, грецкий орех, ребристый карандаш, гладкий камешек. Рассмотрите, потрогайте, опишите их. Например: мех – мягкий, пушистый, а камешек - гладкий, холодный. Затем закройте глаза, протяните ладонь, отгадайте, какой предмет я положила. (Родители по очереди отгадывают предметы) А теперь усложним задачу: попробуйте угадать предмет, надев на руку варежку. Молодцы, у вас хорошо получается! Попробуйте поиграть в такую игру со своим ребенком.
Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт, то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.
Активизировать речевое развитие можно лепкой из пластилина, цветного соленого теста, играми с предметами-заместителями: спичками, счетными палочками, прищепками. Например, начав выкладывать из счетных палочек заборчик, предложите ребенку продолжить его в правильной цветовой последовательности. Выложите из палочек (спичек) узоры «дорожка», «лестница», «снежинка». Если ребенок справился, предложите узоры посложнее – «машина», «елка» и т.п.
Вырежьте из картона солнышко (паровозик, платочек) и предложите ребенку «подарить ему лучики-прищепки» (вагончики, бахрому).
Детские игры очень разнообразны. с чем ассоциируется у вас слово «детство»? (Ответы родителей) У меня слово «детство» вызывает очень много воспоминаний о песочнице. Весной по улицам бегут веселые журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Проходя мимо, невольно вспоминаешь свое детство и первые игрушки – ведерко, совочек и формочки. Какое удовольствие мы получали, выпекая кулички и пирожки! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это – мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, здесь ему комфортно – все понятно и близко.
Создать свою песочницу можно и дома, насыпав на поднос особый белый «песок» - манную крупу. Вместо манки можно использовать молотый кофе (на подносе светлого цвета). Манку можно насыпать горкой или разровнять. Пусть ребенок «пройдется» по крупе пальчиками: сначала только указательным, потом средним, безымянным и, наконец, мизинчиком. Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пят и создавать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадывая, кому они принадлежат – мышке или слонику! А еще можно порисовать пальчиком, палочкой или кисточкой, и лучше двумя рукам одновременно.
Как вы думаете, почему дети любят играть в песок? (ответы родителей)
(Да, песок помогает расслабиться, он завораживает ребенка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Играя, ребенок строит новый мир на песке, чувствует себя волшебником, он не боится изменений и радуется им)
Психолог. – Песок очень похож на воду. Вода расслабляет и успокаивает. Если малыш расшалился, пригласите его поиграть с водой. Налейте в таз немного теплой воды, добавьте 1-2 капли лавандового или ромашкового масла. Предложите ребенку взять в качестве игрушек губку, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики. Как здорово пускать из наполненной пластиковой бутылки фонтан, сделать «дождь» из губки или измерить, сколько ложек воды умещается в стаканчике! Интересно, что камешек тонет, а пемза – плавает. Подуйте вместе через трубочки на кораблики. Такие игры непродолжительны – до тех пор, пока не остынет вода. Закончив игру, хорошенько разотрите кисти рук малыша.
Сколько интересных игр можно придумать с водой! Попробуйте с малышом поэкспериментировать с ее твердой формой – льдом. Заморозьте воду в контейнере для пищевого льда или в формочках для игры в песок. Можно замораживать окрашенную воду – желтую, красную, синюю. Зимой окрашенными кристалликами льда украсьте ледяную горку, снеговика, сугробы возле подъезда. При заморозке положите в воду листочек, орешек, пуговку. А можно заморозить несколько маленьких фигурок из «киндер-сюрпризов» и представить, что их «заколдовала» Снежная Королева. Затем вместе с малышом придумать разные способы, как «расколдовать» фигурки.
Как вы думаете, чем можно заменить воду?
Ответы родителей.
Психолог. – Создайте дома «сухой» бассейн. Наполните неглубокую миску фасолью, спрячьте в ней шарики или разноцветные бусины. Предложите ребенку собрать одной рукой фасолинки, другой – бусинки и разложить их по баночкам. Полезно и просто помогать маме собирать фасоль с пола после игры.
Чем можно заменит содержимое сухого бассейна?
Ответы родителей.
Психолог. – Содержимое «сухого» бассейна можно заменить крышками от пластиковых бутылок, пуговицами. Пуговицы – сами по себе очень интересный материал. Как вы думаете, в какие игры с пуговицами можно поиграть? (Ответы родителей.) Составьте из пуговиц узоры, придумывайте изображения на пластилине или соленом тесте, выкладывайте мозаичные картинки, нанизывайте пуговичные бусы. Можно придумать историю о пуговице-папе, пуговице-маме и пуговке-ребенке.
Только не забывайте о технике безопасности: при «общении» ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом. Познавая окружающий мир, ребенок многое пробует на вкус. К сожалению, встречаются случаи попадания мелких предметов в дыхательные пути или в пищеварительную систему. Поэтому так важно присутствие взрослого во время игр ребенка с мелкими и сыпучими материалами.
Языковые, или речевые, игры (эксперименты со словами, звуком) очень нравятся ребятам: иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
А можно спеть ребенку распевочку:
Су-су-су-су,
Я подарочек несу.
Ке-ке-ке-ке,
Своей доченьке.
Ту-ту-ту-ту,
Кошечку пушистую.
Лю-лю-лю-лю,
Доченьку свою люблю.
А.Лобачева.
Такие распевочки развивают мышление, тренируют мимику, ведь малыш стремится повторять за мамой, следит за движением ее губ, выражением лица. Распевочки, выражающие любовь и заботу – словно живая вода для малышей.
Для ребенка важна поддержка близкого взрослого. Малышу еще трудно облечь в слова переживания и опасения (особенно детям с речевыми нарушениями). Помочь ребенку может его любимая игрушка, которая ассоциируется у него с положительными эмоциями, ощущением безопасности. Это могут быть кукла, плюшевый мишка или перчаточные куклы би-ба-бо. Возьмите себе куклу и дайте малышу его любимую игрушку. Прикоснитесь к игрушке ребенка своей куклой, погладьте, обнимите, говоря при этом: «Сегодня мой малыш грустит, у него мокрые глазки – он плакал. Что сегодня было в детском саду? С кем мой родной подружился? Как их зовут? В какие игры вы играли?» Побеседуйте друг с другом через кукол, активно слушайте малыша. Перенося на игру свои переживания и настроение, ребенок расскажет вам, что его тревожит. Ваша забота, ваше теплое участие, передаваемое через прикосновение игрушек, как бы скажут ему: «Я тебя люблю».
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – счастливый дом. Давайте нарисуем «Дом счастливого ребенка». Пожалуйста, решите, будет ли это коллективным рисунком, или каждый захочет изобразить свое представление о «Доме счастливого ребенка». У вас есть несколько минут, чтобы сделать выбор. (Пауза) Можете приступить к рисованию.
Включается лирическая мелодия. Родителям предоставляются листы плотной бумаги разного формата, изобразительный материал (цветная бумага, краски, фломастеры, карандаши, мелки), а также ножницы и кисточки.
Психолог. – Наш семинар подошел к концу. Спасибо вам за активное участие! Добра, любви и света вам и вашим деткам!
Автор: А.Ю.Кремлякова «Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....
Семинар-практикум для родителей "Развивающие и адаптивные игры для детей раннего возраста"
Развивающие и адаптивные игры для детей раннего возраста...
Семинар - практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»
Цель:Убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.Задачи:· познакомить...
Семинар-практикум «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...