Консультация + презентация для педагогов. Психолого-педагогическая поддержка родителей, формы родительского собрания
консультация по теме

Габбасова Олеся Олеговна

Взаимодействие с родителями - одно из условий ФГОС ДО. Существуют разнообразные формы организации родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок»

Асекеевского района оренбургской области (МБДОУ ДС «Теремок»)

Консультация для педагогов ДОУ.

Тема: «Повышение психолого – педагогической компетенции родителей в условиях реализации ФГОС ДО. О подготовке к эффективному родительскому собранию в группе.

Подготовила: Габбасова Олеся Олеговна,

воспитатель первой квалификационной категории.

Асекеево, 2017 г.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых требования к психолого-педагогическим условиям. Согласно данным требованиям каждое современное ДОУ должно создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО одним из таких условий является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Ставя перед собой задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, педагогическому коллективу ДОУ следует пересмотреть формы организации совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников с целью активизации педагогического потенциала семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и формирования ценностей здорового образа жизни.

В настоящее время гарантом эффективности взаимодействия ДОУ с родителями, по мнению специалистов, выступают следующие условия:

  • ориентация на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;
  • искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;
  • заинтересованность педагога в решении проблем дошкольников;
  • системный характер работы.

В соответствии с этим основной целью взаимодействия педагогов с родителями является создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье и ДОУ, возрождение семейного воспитания.

Среди задач взаимодействия ДОУ с семьей выделяют:

  • создание единого образовательного пространства;
  • возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи и ДОУ;
  • формирование родительской ответственности;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям в осознании собственных семейных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем;
  • организация и проведение семейного досуга, совместного творчества.

Учитывая это, стратегия деятельности ДОУ должна предусматривать реализацию системы психолого-педагогических мероприятий:

1. Профилактика. Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

2. Просвещение. Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание.

3. Консультирование. Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.

4. Диагностика. Изучение семей воспитанников (медико-социально-педагогическое анкетирование родителей) с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания.

Характеристика детско-родительских отношений как содержательная сторона поддержки семьи:

  • характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь, со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений, по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
  • удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя.

Характеристика детско-родительских отношений как направления оказания поддержки семьи:

  • стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, хаотичный);
  • социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля (тотальный, систематический, ситуативный, попустительство); поощрения и наказания;

Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты творчества своих детей и доброе отношение сотрудников ДОУ.

Как повысить эффективность проведения родительских собраний? Один из вариантов – превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников встречи! Ответ на актуальный для многих педагогов вопрос, как подготовиться и провести  собрание в интерактивной форме, вы найдете в нашем материале. 

Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия воспитателя с семьей воспитанника. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в саду (с методами обучения, учебными программами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании и тд.
Какие же ассоциации возникают у большинства родителей при упоминании о предстоящем родительском собрании? Поведение ребенка, очередной сбор средств на ремонт группы и… час-полтора потраченного времени. А ведь нередко подобное отношение к этому важному мероприятию формируется по причине неумения или нежелания педагога должным образом подготовиться к проведению родительского собрания, из-за использования однообразных форм и методов взаимодействия с родителями.

Как подготовиться к родительскому собранию

На начальном этапе подготовки педагогу необходимо определиться с тематикой собрания, его целями и задачами, формой проведения, основными этапами и способами взаимодействия с родителями. Далее можно приступать к изучению методической литературы, соответствующей тематике мероприятия. При необходимости на собрание приглашаются гости – представители администрации, логопед, психолог, социальные педагоги, инспектор по делам несовершеннолетних, медики-специалисты.
  
Бланк приглашения на родительское собрание с указанием плана мероприятия и перечня вопросов для обсуждения каждая  семья должна получить за неделю до его проведения. Можно провести домашнее анкетирование  родителей и использовать его результаты на собрании. Можно подготовить и раздать родителям оригинальные памятки, содержащие актуальную информацию по теме встречи. Педагогу важно продумать решение еще ряда вопросов организационного характера (встреча родителей, оборудование места для проведения мероприятия, подготовка тематической выставки и т.д.).

5 интерактивных форм проведения родительского собрания

Существуют различные формы проведения родительских собраний. Однако традиционно взаимодействие педагога и родителей на собрании сводится к такой формуле: один говорит – все слушают. В роли лектора может выступать воспитатель, психолог или врач. Чаще всего мероприятие сводится к докладу и его обсуждению, которое иногда перерастает в дискуссию. В ходе собрания ведется протокол родительского собрания, в котором фиксируются вынесенные решения.    

Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию. Куда более эффективны
интерактивные формы проведения родительских собраний: они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив.

Рассмотрим несколько интерактивных форм проведения родительских собраний.
 

  • Родительское собрание-консультация (душевный разговор)

На такое собрание приглашаются родители воспитанников из нескольких групп, которых волнуют одни и те же вопросы, объединяют общие интересы. Как преодолеть трудности в воспитании единственного ребенка? Как воспитать в ребенке трудолюбие? Как помочь ребенку, который не  хочет ходить в детский сад? Каковы особенности воспитания талантливых и одаренных детей? С каждой такой микрогруппой родителей в отдельном кабинете работают соответствующие специалисты. Эта форма работы носит интерактивный характер, проблемные ситуации могут проигрываться по ролям, могут присутствовать элементы тренинга.

Метод работы родителей в небольших группах  (до 6 человек) можно применять и на собрании в одной группе. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитании детей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. На таком родительском собрании эффективно обсуждать заранее подготовленные предложения, идеи и родительские инициативы. Но чтобы они появились, необходимо заранее составить
план родительского собрания на соответствующую тему.

  • Родительское собрание-конференция

За две недели до проведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимые методические материалы. А некоторые из них  - и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос), выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций. Как вариант - педагог может предложить  одним родителям прокомментировать высказывания по теме собрания, а другим - обсудить ответы, поделиться своими мнениями по этому вопросу. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть темы и направлять диалог в нужное русло.   

  • Родительское собрание в форме ток-шоу (пресс-конференции,  вечера вопросов и ответов)

Чтобы провести пресс-конференцию или ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов.. На таком собрании можно услышать ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.

  • Родительское собрание-презентация (мастер-класс)

Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения. Родительское собрание может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и  неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.  

  • Родительское собрание-игра

Почему бы не провести собрание (или его часть) в форме аукциона? В качестве лотов – полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими родителями с помощью фишек. Советы, получившие максимальное количество фишек, размещаются на стенде, посвященном взаимодействию семьи и сада.
 
Собрания в игровой форме можно проводить совместно с детьми, на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные детьми номера, сценки, постановки. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.      

  • Выездное родительское собрание (в форме экскурсии или похода) 

А правильный ли задан курс?

Назовем критерии, по которым можно определить степень эффективности родительских собраний:

  • заметно повышается активность родителей, они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов;
  • родители сами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся примерами, основанными на личном опыте;
  • увеличивается количество вопросов, которые касаются личности ребенка;
  • родители находят возможность для индивидуальных контактов с педагогом.

Должным образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить возможности сада и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов – проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям стать активными участниками встречи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Методы активизации родителей на родительских собраниях в нетрадиционной форме проведения"

Традиционные собрания не могут в достаточной степени создать условия для полной вовлеченности родителей в педагогический процесс.  Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей...

Консультация для начинающих педагогов и студентов педагогического колледжа "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ"

Данный материал поможет начинающим педагогам и студентам педагогиского колледжа определиться с выбором формы проведения родительского собрания....

Памятка родителям и педагогам "Психолого-педагогическая помощь и поддержка в экстремальных ситуациях"

Азы психологической грамотности чрезвычайно нужны в экстремальных ситуациях, чтобы не растеряться, не навредить себе и окружающим, суметь быть ресурсным и полезным человеком....

Консультация для молодых педагогов на тему: «Секреты успешного проведения родительского собрания»

Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...

Презентация. Тема: "Обеспечение психолого--педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования "

Взаимодействия детского сада с семьёй-это единство требований, предъявляемых к ребенку-дошкольнику как со стороны самых близких малышу людей-их родителей, так  и педагогов....

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"

Одно из важнейших напрвлений в деятельности психолого-педагогической работы является работа с семьей (родителями) детей с ОВЗ....