«Формирование привычки к здоровому образу жизни во время адаптации».
статья по теме
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это активный процесс, который может привести к позитивному или негативному результату.
Если ребёнок при этом ощущает внутренний комфорт и способен легко и точно выполнять требования среды, тогда можно с уверенностью сказать об успешной адаптации, т.е. о полезных изменениях организма и психики.
И, напротив, если с приходом ребёнка в ДОУ присутствуют критерии степени тяжести адаптации:
· нарушение сна, питания;
· отрицательные эмоции в общении;
· боязнь пространства;
· болезни;
· снижение веса.
Это значит, организм, и психика малыша находятся в стрессовом состоянии.
По вышеуказанным критериям различают три степени адаптации:
1. Легкая: к 20 дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, питание, ребёнок не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт, заболевает не более 1 раза в квартал или не чаще обычного.
2. Средняя: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ, нервно – психическое развитие несколько замедляется (речевая активность); заболевает до двух раз без осложнений, вес не изменяется или несколько снижается.
3. Тяжелая: имеет два варианта –
a) Поведенческая реакция приходит к норме к 60 дню, нервно – психическое развитие отстаёт на 1 - 2 квартала, заболевает более трёх раз в квартал, не растёт, не прибавляет в весе.
b) Дети, часто болеющие или из семей с гиперопёкой, заласканные, занимающие центральное место в семье, к норме приходят через 3 – 4 месяца, нервно – психическое развитие отстаёт на 2 – 3 квартала, замедляется рост, нет прибавки в весе.
Чтобы сформировать положительное отношение к ДОУ, обеспечить наиболее адекватное, почти безболезненное приспособление к новым условиям, чтобы период «вживания» в группу детского сада не затягивался и прошёл довольно быстро нужен комплексный подход:
- педагогизация родителей;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- правильная организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».
В своей практике я придерживаюсь именно такого плана. Начинаю работу с родителями ещё до поступления их детей в ДОУ. При обращении в детский сад родители получают анкету, позволяющую узнать готов ли ребёнок к поступлению в ДОУ, заполняют её. По результатам анкетирования провожу беседы, предлагаю консультации.
При поступлении в ДОУ, чтобы лучше понять ребёнка и более содержательно общаться с ним, для углублённой информации о семье ребёнка, о его интересах и семейном укладе родители заполняют ещё одну анкету. На этих результатах основываются дальнейшие планы работы с родителями. Это родительские собрания, беседы, консультации, «круглые столы».
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе я пользуюсь памяткой для воспитателя:
1) установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель для него стал близким человеком. Показателем того, что цель достигнута является:
a) ребёнок охотно идёт от матери к воспитателю;
b) улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
c) обращается за помощью к воспитателю.
2) помочь ребёнку ориентироваться в новой для него обстановке. Показатель достижения цели:
a) ребёнок знает расположение и назначение комнат;
b) знает, где находятся предметы для его личного пользования;
3) помочь ребёнку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни. Показатели цели достижения:
a) ребёнок легко подчиняется режиму;
b) сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.
4) помочь ребёнку установить правильное взаимопонимание со сверстниками. Показатели достижения цели:
a) ребёнок охотно играет с детьми;
b) спокойно относится к тому, что он не всегда первый;
c) спокойно относится к тому, что в игрушки играет не только он, но и другие.
Для создания благоприятных условий можно использовать музыкотерапию. Использовать её нужно во время сна, приёма пищи и раздачи детей. Начинать надо с гармоничных звуков, они соответствуют природе человека. Гармоничная музыка защищает ребёнка от хаоса, оказывает оздоровительное и воспитательное действие. Например, музыка Моцарта снижает давление, повышает иммунную систему, стимулирует рост волос. Органная музыка влияет на психоэмоциональную систему и является духовной музыкой, вызывает стремление к совершенству. Ритм марша активизирует опорно-мышечный аппарат, делает ребёнка активным. Ритмичная музыка бодрит, способствует правильному дыханию. Полонез Огинского успокаивает центральную нервную систему.
Для создания благоприятных условий также можно использовать ароматерапию. Запах может возбудить и успокоить. Пихтовое масло помогает лучше запомнить стихи и песни, валериана - успокаивает, запах мать – и – мачехи лечит от насморка, шишки хмеля также успокаивают нервную систему.
Чтобы правильно организовать игровую деятельность в адаптационный период я пользуюсь картотекой игр. Первые игры – фронтальные, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым. Это игры:
1. Направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем;
2. Направленные на освоение окружающей среды;
3. Способствующие развитию согласованности и координации движений (пальчиковые игры);
4. Способствующие развитию речевого аппарата;
5. Игры, которые вызывают потребность в общении со сверстниками.
Физические упражнения и игры можно проводить по несколько раз в день. Если малыши не расположены к подвижным играм можно почитать им сказку или поиграть в спокойные настольные игры.
Подводя итог, я заполняю на каждого ребёнка адаптационный лист, в котором отражаются результаты адаптации, на основании которых планируются занятия и индивидуальная работа.
Легкая степень - 77,3%
Средняя степень - 22,7%
Тяжелая - 0
Критическая - 0
Всего обследовано - 22человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование привычки к здоровому образу жизни во время адаптации».
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это активный процесс, который может привести к позитивному или негативному результату.
Если ребёнок при этом ощущает внутренний комфорт и способен легко и точно выполнять требования среды, тогда можно с уверенностью сказать об успешной адаптации, т.е. о полезных изменениях организма и психики.
И, напротив, если с приходом ребёнка в ДОУ присутствуют критерии степени тяжести адаптации:
- нарушение сна, питания;
- отрицательные эмоции в общении;
- боязнь пространства;
- болезни;
- снижение веса.
Это значит, организм, и психика малыша находятся в стрессовом состоянии.
По вышеуказанным критериям различают три степени адаптации:
- Легкая: к 20 дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, питание, ребёнок не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт, заболевает не более 1 раза в квартал или не чаще обычного.
- Средняя: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ, нервно – психическое развитие несколько замедляется (речевая активность); заболевает до двух раз без осложнений, вес не изменяется или несколько снижается.
- Тяжелая: имеет два варианта –
- Поведенческая реакция приходит к норме к 60 дню, нервно – психическое развитие отстаёт на 1 - 2 квартала, заболевает более трёх раз в квартал, не растёт, не прибавляет в весе.
- Дети, часто болеющие или из семей с гиперопёкой, заласканные, занимающие центральное место в семье, к норме приходят через 3 – 4 месяца, нервно – психическое развитие отстаёт на 2 – 3 квартала, замедляется рост, нет прибавки в весе.
Чтобы сформировать положительное отношение к ДОУ, обеспечить наиболее адекватное, почти безболезненное приспособление к новым условиям, чтобы период «вживания» в группу детского сада не затягивался и прошёл довольно быстро нужен комплексный подход:
- педагогизация родителей;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- правильная организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».
В своей практике я придерживаюсь именно такого плана. Начинаю работу с родителями ещё до поступления их детей в ДОУ. При обращении в детский сад родители получают анкету, позволяющую узнать готов ли ребёнок к поступлению в ДОУ, заполняют её. По результатам анкетирования провожу беседы, предлагаю консультации.
При поступлении в ДОУ, чтобы лучше понять ребёнка и более содержательно общаться с ним, для углублённой информации о семье ребёнка, о его интересах и семейном укладе родители заполняют ещё одну анкету. На этих результатах основываются дальнейшие планы работы с родителями. Это родительские собрания, беседы, консультации, «круглые столы».
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе я пользуюсь памяткой для воспитателя:
- установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель для него стал близким человеком. Показателем того, что цель достигнута является:
- ребёнок охотно идёт от матери к воспитателю;
- улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
- обращается за помощью к воспитателю.
- помочь ребёнку ориентироваться в новой для него обстановке. Показатель достижения цели:
- ребёнок знает расположение и назначение комнат;
- знает, где находятся предметы для его личного пользования;
- помочь ребёнку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни. Показатели цели достижения:
- ребёнок легко подчиняется режиму;
- сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.
- помочь ребёнку установить правильное взаимопонимание со сверстниками. Показатели достижения цели:
- ребёнок охотно играет с детьми;
- спокойно относится к тому, что он не всегда первый;
- спокойно относится к тому, что в игрушки играет не только он, но и другие.
Для создания благоприятных условий можно использовать музыкотерапию. Использовать её нужно во время сна, приёма пищи и раздачи детей. Начинать надо с гармоничных звуков, они соответствуют природе человека. Гармоничная музыка защищает ребёнка от хаоса, оказывает оздоровительное и воспитательное действие. Например, музыка Моцарта снижает давление, повышает иммунную систему, стимулирует рост волос. Органная музыка влияет на психоэмоциональную систему и является духовной музыкой, вызывает стремление к совершенству. Ритм марша активизирует опорно-мышечный аппарат, делает ребёнка активным. Ритмичная музыка бодрит, способствует правильному дыханию. Полонез Огинского успокаивает центральную нервную систему.
Для создания благоприятных условий также можно использовать ароматерапию. Запах может возбудить и успокоить. Пихтовое масло помогает лучше запомнить стихи и песни, валериана - успокаивает, запах мать – и – мачехи лечит от насморка, шишки хмеля также успокаивают нервную систему.
Чтобы правильно организовать игровую деятельность в адаптационный период я пользуюсь картотекой игр. Первые игры – фронтальные, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым. Это игры:
- Направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем;
- Направленные на освоение окружающей среды;
- Способствующие развитию согласованности и координации движений (пальчиковые игры);
- Способствующие развитию речевого аппарата;
- Игры, которые вызывают потребность в общении со сверстниками.
Физические упражнения и игры можно проводить по несколько раз в день. Если малыши не расположены к подвижным играм можно почитать им сказку или поиграть в спокойные настольные игры.
Подводя итог, я заполняю на каждого ребёнка адаптационный лист, в котором отражаются результаты адаптации, на основании которых планируются занятия и индивидуальная работа.
Легкая степень - 77,3%
Средняя степень - 22,7%
Тяжелая - 0
Критическая - 0
Всего обследовано - 22человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...
Познавательный вечер в средней группе детского сада "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"
Познавательный вечер с детьми и родителями, призванный помочь формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физк...
Презентация "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"
Презентация по проделанной работе по теме "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни". В средней группе детского сада....
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сох...
Проект во второй младшей группе по формированию привычки к здоровому образу жизни. «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»
помочь детям осознать значимость здоровья, желание вести здоровый образ жизни...