«Формирование привычки к здоровому образу жизни во время адаптации».
статья по теме

Татьяна Михайловна Малыгина

Адаптация  - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это активный процесс, который может привести к позитивному или негативному результату.

Если ребёнок при этом ощущает внутренний комфорт и способен легко и точно выполнять требования среды, тогда можно с уверенностью сказать об успешной адаптации, т.е. о полезных изменениях организма и психики.

И, напротив, если с приходом ребёнка в ДОУ присутствуют критерии степени тяжести адаптации:

·                   нарушение сна, питания;

·                   отрицательные эмоции в общении;

·                   боязнь пространства;

·                   болезни;

·                   снижение веса.

Это  значит, организм, и психика малыша находятся в стрессовом состоянии.

По вышеуказанным критериям различают три степени адаптации:

1.                Легкая:  к 20 дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, питание, ребёнок не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт, заболевает не более 1 раза в квартал или не чаще обычного.

2.                Средняя: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ, нервно – психическое развитие несколько замедляется (речевая активность); заболевает до двух раз без осложнений, вес не изменяется или несколько снижается.

3.                Тяжелая: имеет два варианта –

a)                Поведенческая реакция приходит к норме к 60 дню, нервно – психическое развитие отстаёт на 1 - 2 квартала, заболевает более трёх раз в квартал, не растёт, не прибавляет в весе.

b)                Дети, часто болеющие или из семей с гиперопёкой, заласканные, занимающие центральное место в семье, к норме приходят через 3 – 4 месяца, нервно – психическое развитие отстаёт на 2 – 3 квартала, замедляется рост, нет прибавки в весе.

Чтобы сформировать положительное отношение к ДОУ, обеспечить наиболее адекватное, почти безболезненное  приспособление к новым условиям, чтобы период «вживания» в группу детского сада не затягивался  и прошёл довольно быстро  нужен комплексный подход:

-    педагогизация  родителей;

-    создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

-    правильная организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».

В своей практике я придерживаюсь именно такого плана. Начинаю работу с родителями ещё до поступления их детей в ДОУ. При обращении в детский сад родители получают анкету, позволяющую узнать готов ли ребёнок к поступлению в ДОУ, заполняют её. По результатам анкетирования провожу беседы, предлагаю консультации.

При поступлении в ДОУ, чтобы лучше понять ребёнка и более содержательно общаться с ним, для углублённой информации о семье ребёнка, о его интересах и семейном укладе родители заполняют ещё одну анкету. На этих результатах основываются дальнейшие планы работы с родителями. Это родительские собрания, беседы, консультации,  «круглые столы».

Для создания  эмоционально благоприятной атмосферы в группе я пользуюсь памяткой для воспитателя:

1)                установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель для него стал близким человеком. Показателем того, что цель достигнута является:

a)                 ребёнок охотно идёт от матери к воспитателю;

b)                улыбается, радуется, когда видит воспитателя;

c)                 обращается за помощью к воспитателю.

2)                помочь ребёнку ориентироваться в новой для него обстановке. Показатель достижения цели:

a)                ребёнок знает расположение и назначение комнат;

b)                знает, где находятся предметы для его личного пользования;

3)                помочь ребёнку как можно легче  и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни. Показатели цели достижения:

a)                ребёнок легко подчиняется режиму;

b)                сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.

4)                 помочь ребёнку установить правильное взаимопонимание со сверстниками. Показатели достижения  цели:

a)                ребёнок охотно играет с детьми;

b)                спокойно относится к тому, что он не всегда первый;

c)                 спокойно относится к тому, что в игрушки играет не только он, но и другие.

Для создания благоприятных условий можно использовать музыкотерапию. Использовать её  нужно во время сна, приёма пищи и раздачи детей. Начинать надо с гармоничных звуков, они соответствуют природе человека. Гармоничная музыка защищает ребёнка от хаоса, оказывает оздоровительное и воспитательное действие. Например, музыка Моцарта снижает давление, повышает иммунную систему, стимулирует рост волос. Органная музыка влияет на психоэмоциональную  систему и является духовной музыкой, вызывает стремление к совершенству. Ритм марша активизирует опорно-мышечный аппарат, делает ребёнка активным. Ритмичная музыка бодрит, способствует правильному дыханию. Полонез Огинского успокаивает центральную нервную систему.

Для создания благоприятных условий также можно использовать ароматерапию. Запах может возбудить и успокоить. Пихтовое масло помогает лучше запомнить стихи и песни, валериана - успокаивает, запах мать – и – мачехи  лечит от насморка, шишки хмеля также успокаивают нервную систему.

Чтобы правильно организовать игровую деятельность в адаптационный период я пользуюсь картотекой игр. Первые игры – фронтальные, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым. Это игры:

1.                Направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем;

2.                Направленные на освоение окружающей среды;

3.                Способствующие развитию согласованности и координации движений (пальчиковые игры);

4.                Способствующие  развитию речевого аппарата;

5.                Игры, которые вызывают потребность в общении со сверстниками.

Физические упражнения и игры можно проводить по несколько раз в день. Если  малыши не расположены к подвижным играм  можно почитать им сказку или поиграть  в спокойные настольные игры.

Подводя итог,  я  заполняю на каждого ребёнка адаптационный лист, в котором отражаются результаты адаптации, на основании которых планируются занятия и индивидуальная работа.

Легкая степень      -   77,3% 

Средняя степень      -    22,7%

Тяжелая      - 0

Критическая  - 0             

Всего обследовано   - 22человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование привычки к здоровому образу жизни во время адаптации».

Адаптация  - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это активный процесс, который может привести к позитивному или негативному результату.

Если ребёнок при этом ощущает внутренний комфорт и способен легко и точно выполнять требования среды, тогда можно с уверенностью сказать об успешной адаптации, т.е. о полезных изменениях организма и психики.

И, напротив, если с приходом ребёнка в ДОУ присутствуют критерии степени тяжести адаптации:

  • нарушение сна, питания;
  • отрицательные эмоции в общении;
  • боязнь пространства;
  • болезни;
  • снижение веса.

Это  значит, организм, и психика малыша находятся в стрессовом состоянии.

По вышеуказанным критериям различают три степени адаптации:

  1. Легкая:  к 20 дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, питание, ребёнок не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт, заболевает не более 1 раза в квартал или не чаще обычного.
  2. Средняя: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ, нервно – психическое развитие несколько замедляется (речевая активность); заболевает до двух раз без осложнений, вес не изменяется или несколько снижается.
  3. Тяжелая: имеет два варианта –
  1. Поведенческая реакция приходит к норме к 60 дню, нервно – психическое развитие отстаёт на 1 - 2 квартала, заболевает более трёх раз в квартал, не растёт, не прибавляет в весе.
  2. Дети, часто болеющие или из семей с гиперопёкой, заласканные, занимающие центральное место в семье, к норме приходят через 3 – 4 месяца, нервно – психическое развитие отстаёт на 2 – 3 квартала, замедляется рост, нет прибавки в весе.

Чтобы сформировать положительное отношение к ДОУ, обеспечить наиболее адекватное, почти безболезненное  приспособление к новым условиям, чтобы период «вживания» в группу детского сада не затягивался  и прошёл довольно быстро  нужен комплексный подход:

  • педагогизация  родителей;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • правильная организация игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».

В своей практике я придерживаюсь именно такого плана. Начинаю работу с родителями ещё до поступления их детей в ДОУ. При обращении в детский сад родители получают анкету, позволяющую узнать готов ли ребёнок к поступлению в ДОУ, заполняют её. По результатам анкетирования провожу беседы, предлагаю консультации.

При поступлении в ДОУ, чтобы лучше понять ребёнка и более содержательно общаться с ним, для углублённой информации о семье ребёнка, о его интересах и семейном укладе родители заполняют ещё одну анкету. На этих результатах основываются дальнейшие планы работы с родителями. Это родительские собрания, беседы, консультации,  «круглые столы».

Для создания  эмоционально благоприятной атмосферы в группе я пользуюсь памяткой для воспитателя:

  1. установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель для него стал близким человеком. Показателем того, что цель достигнута является:
  1.  ребёнок охотно идёт от матери к воспитателю;
  2. улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
  3. обращается за помощью к воспитателю.
  1. помочь ребёнку ориентироваться в новой для него обстановке. Показатель достижения цели:
  1. ребёнок знает расположение и назначение комнат;
  2. знает, где находятся предметы для его личного пользования;
  1. помочь ребёнку как можно легче  и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни. Показатели цели достижения:
  1. ребёнок легко подчиняется режиму;
  2. сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.
  1.  помочь ребёнку установить правильное взаимопонимание со сверстниками. Показатели достижения  цели:
  1. ребёнок охотно играет с детьми;
  2. спокойно относится к тому, что он не всегда первый;
  3. спокойно относится к тому, что в игрушки играет не только он, но и другие.

Для создания благоприятных условий можно использовать музыкотерапию. Использовать её  нужно во время сна, приёма пищи и раздачи детей. Начинать надо с гармоничных звуков, они соответствуют природе человека. Гармоничная музыка защищает ребёнка от хаоса, оказывает оздоровительное и воспитательное действие. Например, музыка Моцарта снижает давление, повышает иммунную систему, стимулирует рост волос. Органная музыка влияет на психоэмоциональную  систему и является духовной музыкой, вызывает стремление к совершенству. Ритм марша активизирует опорно-мышечный аппарат, делает ребёнка активным. Ритмичная музыка бодрит, способствует правильному дыханию. Полонез Огинского успокаивает центральную нервную систему.

Для создания благоприятных условий также можно использовать ароматерапию. Запах может возбудить и успокоить. Пихтовое масло помогает лучше запомнить стихи и песни, валериана - успокаивает, запах мать – и – мачехи  лечит от насморка, шишки хмеля также успокаивают нервную систему.

Чтобы правильно организовать игровую деятельность в адаптационный период я пользуюсь картотекой игр. Первые игры – фронтальные, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым. Это игры:

  1. Направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем;
  2. Направленные на освоение окружающей среды;
  3. Способствующие развитию согласованности и координации движений (пальчиковые игры);
  4. Способствующие  развитию речевого аппарата;
  5. Игры, которые вызывают потребность в общении со сверстниками.

Физические упражнения и игры можно проводить по несколько раз в день. Если  малыши не расположены к подвижным играм  можно почитать им сказку или поиграть  в спокойные настольные игры.

Подводя итог,  я  заполняю на каждого ребёнка адаптационный лист, в котором отражаются результаты адаптации, на основании которых планируются занятия и индивидуальная работа.

Легкая степень      -   77,3%  

Средняя степень      -    22,7%

Тяжелая      - 0

Критическая  - 0              

Всего обследовано   - 22человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...

Познавательный вечер в средней группе детского сада "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"

Познавательный вечер с детьми и родителями, призванный помочь формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физк...

Презентация "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"

Презентация по проделанной работе по теме "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни". В средней группе детского сада....

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»  «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сох...

Проект во второй младшей группе по формированию привычки к здоровому образу жизни. «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»

помочь детям осознать значимость здоровья, желание вести здоровый образ жизни...