Статья «Эколого-валеологические аспекты сопровождения одаренных детей в детском саду»
статья на тему
О проблемах выявления и сопровождения одаренных детей в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_odarennye_deti.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Эколого-валеологические аспекты сопровождения одаренных детей в детском саду»
автор: Павлова Елена Леонидовна
воспитатель ГБДОУ ЦРР д/с №29
Красносельского района
Санкт-Петербурга
shlioupak@mail.ru
«Столетия-фонарики! О, сколько вас во тьме!
На прочной нити времени, протянутой в уме!»
Валерий Брюсов, «Фонарики», 1904г.
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы, с которыми сталкивается цивилизация, так или иначе, сказываются на сфере образования.
Менялись приоритеты, изменялась образовательная парадигма. Вместо когнитивно-ориентированной системы была предложена личностно-ориентированная, в центре которой оказалась перестройка как на уровне содержания, так и на уровне формы организации, с целью становления человека как творческого субъекта деятельности.
На смену приходит новая функция образования – развитие самостоятельности и творческих характеристик личности. Педагогам всех уровней предлагается готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать, и, если потребуется, предупреждать их последствия.
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. И без творческого подхода
решить эту задачу не представляется возможным. А для того, чтобы было кому решать поставленные проблемы и задачи, необходимо создавать условия для развития и сопровождения талантливых и одаренных детей уже на раннем этапе, то есть, в дошкольных учреждениях.
Одна из главных задач взрослого – помочь ребенку войти в этот огромный, непростой мир, дать необходимые в каждом возрасте знания, не перегружая малыша, оставляя время для игр и общения. Нельзя обрушивать на ребенка большое количество информации, нужно учить ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения: буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки.
Л.А.Венгер и О.Б.Дьяченко доказали, что усвоение и использование этих «орудий ума» является основной движущей силой развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольника. При этом важно не перескакивать через этапы, а помочь детям полностью использовать возможности и потребности своего возраста. Хорошим подспорьем в этом важном деле являются мнемотаблицы, которые давно используются в детских садах при разучивании стихотворений, составлении рассказов, коррекции определенных нарушений речи.
Производство информации – это тоже творчество. Воспринимая информацию, человек не просто запоминает, а часто делает это осмысленно – думает; думая, он выдумывает, то есть, творит, для чего существует механизм ассоциативной памяти. Таким образом, творческая личность – человек, память которого в большей степени ассоциативная. Воспитатели, заинтересованные в гармоничном, а тем более творческом развитии своих воспитанников, включают в свой арсенал задания и упражнения на развитие ассоциативной памяти, дивергентного мышления.
Вместе с тем, исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и вызывают далеко не положительные эмоции у окружающих людей. Как отмечает английский психолог Томпсон, «…эти дети могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью». Многие педагоги начальной школы говорят о феномене дезадаптивности и неуспешности детей, имеющих признаки одаренности.
Эрика Ландау в своей книге «Одаренность требует мужества» утверждает, что «…когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не будет проблематичным». Отсюда следует вывод, что одаренным детям нужна помощь, им необходимо сопровождение и внимание взрослых.
В разных источниках выделяют следующий перечень проблем: неприязнь к школе, потребность во внимании взрослых, нетерпимость, неспособность к регулярной рутинной работе, сверхчувствительность, ранимость, страх ошибки. И этот перечень далеко неполон. Добавим еще речевые нарушения, и встает задача не только сопровождения, но и своевременной диагностики и коррекции выявленных проблем. А с этими задачами педагоги многих поколений уже научились справляться. Помните? – «…за какое звено ни потянешь, вытащишь всю цепочку». Вот и тянут усердные и добросовестные воспитатели свою цепочку, разматывают клубок проблем, пытаясь сохранить тот потенциал, который дала каждому природа. Получается это не всегда хорошо, особенно, когда начинается «чехарда наверху», увеличиваются группы в детских садах, и все это под прикрытием благой цели – сокращения очередей в дошкольные учреждения. Но те, кто работал в переполненной группе, давно уже отметили, что оптимальным количеством является 20 человек, и не больше! Тогда можно говорить и о ранней диагностике, сопровождении, творческом развитии. А что же можно в наших, непростых условиях? Только здоровьесберегающие технологии!
В работах Ларисы Гавриловны Татарниковой они представлены наиболее широко и подробно. Каждый неравнодушный педагог может выбрать из всего многообразия именно те методы и приемы, которые будут ему помогать и в сопровождении одаренных детей и в профилактике дезадаптации к школе и в оздоровлении всех остальных деток и себя самого.
В нашей группе прижились и очень хорошо себя зарекомендовали такие приемы, как: использование мнемотаблиц, массаж сосновыми шишками со стихотворным сопровождением (сочинили сами), элементы сказкотерапии, арттерапии, хождение по «тропинкам» из пуговиц, камушков, витаминотерапия (выращивание и употребление в пищу зеленого лука и чеснока), вокально-вибрационные упражнения, кинезиологические упражнения.
И если до сих пор психологи и ученые пока не сошлись во мнении, какого ребенка считать одаренным, приводят в своих работах различные определения и типологии этого не до конца изученного процесса, то в одном они едины – надо не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию. Тогда выявленные и поддержанные высокие способности станут тем «плацдармом, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблемам развития детей».
В заключении вместо многоточия хочется привести слова Владимира Маяковского из его стихотворения «Послушайте!»(1904г.):
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтоб они были?
Список литературы по теме:
1.Валеология в педагогическом пространстве /Татарникова Л.Г., СПб,2002;
2. Возрастная одаренность/ Лейтес Н.// Семья и школа,1990-№9;
3. Диагностика креативности.Тест Е.Торренса. Методическое пособие.
Туник Е.Е., Издательство Иматон, 1998;
4.Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я./Миллер А.М.,2001;
5.Загадка гениальности /Эфроимсон В.П.// М., Знание, 1991;
6. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста/ Веракса Н.Е. под ред. Дьяченко О.М./ М., 2003;
7.Одаренные дети /Бурлинская Г.В.,Слуцкий В.М./ М., Прогресс, 1991;
8.Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии /Татарникова Л.Г., СПб, 2002;
9.Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М., Томск, 1996;
10.Психология развития ребенка /Выготский Л.С., М, Эксмо, 2003;
11.Творим здоровье души и тела / Латохина Л.И., ИК Комплект, СПб, 1997г.;
12.Умственно одаренный ребенок / Гильбух Ю.З., Киев, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ».
Развитие способных и одаренных детей....
Оптимальная модель сопровождения одаренных детей в детском саду
В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и раз...
Статья на тему:"Работа с одаренными детьми в детском саду"
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является ...
Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".
Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....
Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».
Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».Детская одаренность — одно из самых интересных ...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ.
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса одаренности. В ней освещены такие моменты, как актуальность данного явления в современном обществе, значимость развития одаренных детей для будущего страны...
статья «Одаренные дети» в детском саду"
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особе...