«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
материал (старшая группа) на тему
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовская область
Доклад
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
Воспитатель:
Перегудова Е.В.
Котовск
2017 г.
Слайд 2 Одним из направлений формирования интеллектуального потенциала детей в нашем МБДОУ детский сад №14 «Красная шапочка» стало логико-математическое развитие дошкольников. Проблемы математического образования в России названы в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Этим же документом обозначены задачи развития математического образования в РФ.
Слайд 3 В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет организация образовательного пространства естественно-математической направленности. Это способствует оттачиванию ума у дошкольников, развивает гибкость мышления, учит логике. Для обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Слайд 4 В процессе поиска путей решения проблемы интеллектуального развития дошкольников в ДОУ была организована дополнительная образовательная услуга естественно-математической направленности «Занимательная логика», руководителем которой я являюсь.
Слайд 5 Зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Слайд 6 Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности, реализую рабочую программу кружка «Занимательная логика».
Слайд 7 Цель программы: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи программы:
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям
- учить детей ориентироваться в пространстве
- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику
Слайд 8 Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
- Индивидуальная самостоятельная работа детей.
- Работа в парах.
- Групповые формы работы.
- Дифференцированная.
- Фронтальная проверка и контроль.
- Самооценка выполненной работы.
- Дидактическая игра.
- Соревнование.
- Конкурсы.
Слайд 9 Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого
Приобщать ребенку к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Обучая дошкольников при помощи игры стремимся к тому чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. В работе кружка больше используются задачи-шутки, загадки, считалки ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания, задачи на развитие логического мышления, а также такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам.
Слайд 10 Основными методами используемыми на занятиях кружка, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практически метод, позволяющим дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
В рамках кружка была создана большая картотека игр:
Слайд 11
Логические игры:
- Упражнение «Мой любимый фрукт»
- Упражнение «Наблюдательность
- Упражнение «Ладошки»
- Упражнение «Муха»
- Упражнение «Самый внимательный»
- Упражнение "Сравнение понятий"
- Упражнение "Родо-видовые отношения"
- Упражнение "Разведчик"
- Упражнение "Понятия по порядку"
- Загадки – шутки и т.д
Слайд 12
Игры на внимание:
Зрительное внимание
- Игра «Вспомни, как было»
- Игра «Что с чем поменяли местами?»
- Игра «Чего не стало?»
- Игра «Что прибавилось?»
- Игра «Запомни — назови — положи»
- Игра «Чего не хватает?»
Слуховое внимание
- Игра «Отгадай предмет по звуку»
- Игра «Тихо — громко»
- Игра «Отгадай, кто это?»
- Игра «Холодно — горячо»
Слайд 13
Игры на развитие памяти
- Игра «Запомни — положи»
- Игра «Что пропало?»
- Игра «Что изменилось?»
- Игра «Что добавилось?»
- Игра «Что стало по-другому?»
- Игра «Чем отличаются?» и т.д.
Слайд 14
Семантические игры
- Игры со словами-антонимами
- Игры-противоречия
- Игры грамматики
- Игры-мостики
- Игры анти-грамматики
Слайд 15
Проблемные ситуации
Игры со спичками, палочками.
Слайд 16
К концу обучения по программе кружка «Занимательная логика» у детей сформировано:
• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
• произвольная память
• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».
Слайд 17
Дети умеют:
1. выделять самое существенное в предметах;
2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
3. пользоваться различными схемами и планами;
4. рассуждать,
5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Использование специально отобранного материала и методов работы с ним помогает и позволяет детям успешно подготовиться к обучению в школе.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГТ в работе кружка "Занимательная логика". Комплексно-тематическое планирование по теме "День знаний. Школа"
Комплексно – тематическое планирование представляет собой работу кружка «Занимательная логика», проводимой на 1-ой неделе сентября по лексической теме «День знаний. Школа». Интеграция обра...
Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации.
Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации в соответствие с ФГОС....
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Занимательная логика"
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Рабочая программа кружка « Занимательная логика » направлена на овладение детьми дошкольного возрас...
Программа кружка "Занимательная логика"
Программа содержит пояснительную записку, содержание работы по темам, календарно-учебный график, методическое обеспечение. Интересна для педагогов дополнительного образования....
Программа кружка "Занимательная логика"
Перед школьным возрастом у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Поэтому для его освоения, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо: • формир...