Консультация+презентация для педагогов. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
консультация по теме

Габбасова Олеся Олеговна

в материале описаны методы интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

Начиная работать с детьми каждому педагогу важно выявить уровень развития каждого ребенка. Сегодня я  предлагаю вам побыть в роли детей и пройти импровизированный мониторинг. В мониторинге могут принять участие все присутствующие. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить. Готовы? Тогда начнем:

– Великий русский поэт?

– Фрукт?

– Часть лица?

– Домашняя птица?

А теперь я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица) .

Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Встаньте, пожалуйста, мы должны вам поаплодировать.

Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением. Именно вас, я приглашаю пройти на сцену. Мне нужно 4 человека.

- Поздравляю, коллеги! Вы прошли отборочный тур и стали участниками викторины «Умнички». Присаживайтесь и одевайте конфедератки.

Интеллектуальная разминка (зарядка для ума) .

Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).

Задается вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить.

В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:

1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)

2) Сколько лап у двух собак? (8)

3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг) .

4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)

5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

- Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.

Методы  интеллектуального развития дошкольников

1. Игры и технологии В. Воскобовича – «Квадрат»

У меня в руках квадрат (на экране картинка с превращениями квадрата В. Воскобовича) : Жил обычный квадрат, всюду одинаковый, ничем не примечательный. Даже грустно ему от того было! Вот было бы хорошо, если бы я умел превращать и тут он почувствовал что его уголки стали загибаться и он превратился в домик. Совершите первое превращение квадрата…

– Ух ты, обрадовался квадрат, а что если мне стать конвертом? – подумал квадрат и превратился в конверт.

– Совершите второе превращение квадрата.

С виду обычный квадрат, а на самом деле уникальное пособие для развития у детей пространственно-конструктивных способностей. Этот квадрат может стать и конфетой, и ежиком, и летучей мышью, и семафором, и звездочкой. Дети, увлеченные сказочным сюжетом, с удовольствием экспериментируют с квадратом. У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Квадрат изготовлен из плотной несыпучей ткани (типа дублерина), на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика (можно плотного картона) контрастных цветов.
Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным.
Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков.

Об этом квадрате обоснованно сказано "Великий квадрат не имеет предела". В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформироваться в объемные формы. Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

В сказке "Тайна Ворона Метра" "Квадрат" оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети - осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями Квадрата (например, подними левый или правый уголок) - своеобразный пальчиковый театр.

Игры с <Квадратом Воскобовича> развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

2. Упражнения на развитие памяти

– Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь.

Лев Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому развитием памяти нужно начинать заниматься с раннего детства. Как вариант, я предлагаю вам несколько упражнений:

Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек) .

– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)

– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)

– Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)

– Сколько всего предметов было? (8) .

3. Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

– Разучивание стихов – это один из самых распространенных способов развития памяти. Но не все знают, как процесс разучивания стихов облегчить и превратить в увлекательную игру. Посмотрите на экран, я зачитаю вам стихотворение, постарайтесь его запомнить (на экране стих С. Я. Маршака  «Май»). Попробуйте повторить его… Это даже у взрослых вызвало затруднение.

Совсем другое дело, когда перед глазами появляется мнемотаблица (на экране) .

Попробуйте рассказать стихотворение, опираясь на таблицу. Получилось! Использование мнемотаблиц значительно упрощает и ускоряет процесс запоминания стихов в дошкольном детстве. Мнемотаблица может содержать значки, предметные или сюжетные картинки, соответствующие тексту произведения. Их могут изготовлять не только взрослые, но и сами дети, кодируя информацию, стимулируя процессы мышления и восприятия.

4. Придумывание загадок

«Если мы хотим научить думать, то прежде всего мы должны научить придумывать» – говорил Дж. Родари.

Все дети любят отгадывать загадки, ну а особенно любят их придумывать. Сейчас мы с вами, коллеги, попробуем придумать загадки. Алгоритм деятельности следующий:

– выбор объекта;

– описание нескольких характерных для предмета свойств, признаков;

– исключение объектов, обладающих такими же признаками;

– редактирование загадки.

На столах лежат предметные картинки, выберите, ту, про которую вы будете составлять загадку (на экране опорные вопросы и выражения: Что? Какой или что делает? Но не …) .

6. Экспериментирование

С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами (цитата Р. Эмерсон) .

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:

– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида) .

– Какой вариант предлагаете вы?

– Давайте опробуем.

– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный) .

– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)

– Теперь он выдержит стакан? (нет)

– Почему? (лист не достаточно жесткий)

– Как можно увеличить жесткость листа?

– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)

– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)

– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)

– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.

7. Проблемные ситуации.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В результате чего у дошкольников  происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей .

 Все  ситуации можно разделить приблизительно  по следующим темам:

-ситуационные задачи на развитие мышления: тема: «Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как;

-проблемные ситуации межличностных отношений со сверстниками: Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит.
-Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
Катя молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный?  ;

-ситуационные игры на нахождение внутренних ресурсов: тема  «Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?;

-ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов: тема «Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?;

-проблемные ситуации к занятиям: Ситуация.

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

 в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

-ситуации на тему: "Что было бы, если бы...": «…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

Только что, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей  базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальное развитие д етей дошкольного возраста Подготовила: Габбасова Олеся Олеговна, воспитатель первой квалификационной категории

Слайд 2

90% отвечают именно так.

Слайд 3

Викторина « Умнички »

Слайд 5

МЕТОДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: 1. Игры и технологии В. Воскобовича – «Квадрат» Что развивает - умение ориентироваться в форме и размере г еометрических фигур, пространственных отношениях; - умение конструировать плоскостные и объемные фигуры; - внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук.

Слайд 6

Что развивает - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; - умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; - умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок. - внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук. Описание Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу. «Прозрачный квадрат»

Слайд 7

Что развивает - сенсорные способности (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера); - умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей; - внимание, память; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук; - умение определять количество предметов и порядковый номер. Описание Ребенок складывает «крестики» из частей в рамке, на столе в виде «башни» («крестики» накладываются друг на друга), «дорожки» («крестики» прикладываются друг к другу). И самое интересное – конструирует фигурки по схемам из альбома и собственному замыслу. «Чудо- крестики»

Слайд 8

2. Упражнения на развитие памяти «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой

Слайд 10

8

Слайд 11

3. Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы . МАЙ Распустился ландыш в мае В самый праздник - в первый день. Май цветами провожая, Распускается сирень. С. Я. Маршак

Слайд 13

4. Придумывание загадок «Если мы хотим научить думать, то прежде всего м ы должны научить придумывать». Дж. Родари

Слайд 14

Алгоритм придумывания загадок. Выбор объекта; Описание несколько характерных для предмета свойств, признаков; Исключение объектов, обладающих такими же свойствами; Редактирование загадки. Вопросы: Что? Какой или что делает? Но не …

Слайд 16

6. Экспериментирование «Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами». Р. Эмерсон

Слайд 17

7. Проблемные ситуации «Проблема- это спрятанное решение». Павел Дуров

Слайд 18

ТЕМЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ. Ситуационные задачи на развитие мышления. Проблемные ситуации межличностных отношений со сверстниками. Ситуационные игры на нахождение внутренних ресурсов. Ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов. Проблемные ситуации к занятиям. Ситуации на тему «Что было бы, если бы…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуализации формирующегося интеллектуального развития дошкольника, помимо таких факторов, как психофизиологические особенности и возможности, состояние здо­ ровья, мотивационность, эмоциогенность...

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий....

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...