«Родительский клуб, как форма работы по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Детский сад- новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождаемые изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация-это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.
Подсознательно, в нас укоренилось, что детский сад- одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно и хочется играть с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей №3 «Рябинушка»
Опыт работы:
« Родительский клуб, как форма работы по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада»
Выполнила:
Беспалова Н.И., воспитатель
МБДОУ детского сада
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по направлению
физического развития
детей №3 «Рябинушка»
р.п. Вача
Содержание
1. Введение
2. Теоретические основы проблемы адаптации
ребенка к детскому саду
2.1.Что такое адаптация
2.2.Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада
2.3. Эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего
в обычный детский сад
2.4. Ребенок входит в коллектив группы.
2.5. Основы работы с родителями по адаптации ребенка к детскому
саду.
3. Актуальность опыта работы
4.Цель и задачи работы.
5. Система работы по адаптации ребенка к детскому саду.
5.1.Модель организации адаптационного периода при поступлении
ребенка в ДОУ
5.2. Система работы с родителями в адаптационно клубе «Кроха»
6. Результативность и оценка эффективности опыта работы .
7 Список литературы
8 Приложение.
1. Введение
Детский сад- новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождаемые изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация-это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.
Подсознательно, в нас укоренилось, что детский сад- одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно и хочется играть с детьми.
Но вот радостные ожидания от первых посещений детского сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом: в речи, в навыках, умениях, игре. И ведь все это только за неделю! По любому поводу истерики, снова могут стать мокрыми штанишки, малыш ничего не ест и плохо спит. И…не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще хватается за юбку и, моля, заглядывает к Вам в глаза. Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не желает подружиться. Воспитатели озадачены, озабочены и переживают не меньше мамы. Они с грустью наблюдают, как малыш сидит один, не разговаривая даже с воспитателем, которая рядом с ним и не отходит ни на шаг, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет.
А может малыш заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура. Ему совсем не мил детский сад и он почти не узнаваем, словно его « подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. И негативные протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме- важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации. Организм и душа ребенка- в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре малыш или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей, профессор Н.М.Аксарина в связи с данной темой приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Не смотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
Чем спровоцирован стресс у ребенка в период адаптации? Не столько – отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье) и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома.
Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Прежде всего родители должны подготовить ребенка к поступлению в детский сад.
Сведения, полученные в работах Э.Эриксона, Л.С.Выготского, А.Фрейда, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним обращения. Чтобы сформировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте – особенности адаптации.
2. Теоретические основы процесса адаптации.
2.1.Что такое адаптация?
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только нам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. . В этот период малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка? *В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
К тому же в три года ребенок переживает кризис трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.
Необходимо щадить ослабленную нервную систему ребенка, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.
2.2.Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в хучшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.
Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!
Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца.
Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. Одному ребенку на адаптацию потребуется всего неделя, а другому – целый месяц. Продолжительность привыкания зависит от многих факторов. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья, какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому важному этапу сами родители. Некоторые дети в первые дни проявляют нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью швыряют предлагаемые игрушки. Иногда бывает все наоборот: малыш после расставания с мамой замыкается в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживает рыдания; сидит, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Так что родители должны быть готовы ко всему.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом этапе, психологами был специально разработан ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу, и эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад.
2.3. Эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад
Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.
Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит говорить... И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе". Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.
Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.
В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой... Малыш боится... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.
Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нету искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.
Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ваш ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми.
Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.
Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.
Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш "почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, или, в конце концов, вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что ваш малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
Аппетит.Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
2.4. Ребенок входит в коллектив группы.
Это зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Нередко родители чуть ли не отговаривают дитя от садика - и порой успешно. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Для взрослых мы, безусловно, признаем разность темпераментов, различие характеров, но с такой же безусловностью воюем с детьми, когда они ведут себя "по-своему". А ведь очевидно: холерикам и флегматикам сложнее адаптироваться к детскому саду, чем более уравновешенным, в меру подвижным и в меру медлительным сангвиникам. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом порой оказывается казарменный порядок и где не в меру принципиальные воспитатели делают бесчисленные замечания. Hо труднее всего приходится медлительным детям: их без конца подгоняют, торопят, ругают, раз они не успевают за общим темпом жизни детского сада, они не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.
Не следует вместе с тем забывать, что на поведение и развитие маленького ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отставать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту и весу, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада.
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.
Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям в его поведении. Так, например, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
Безусловно, не всегда тип нервной системы проявляется отчетливо. Один и тот же малыш в разных ситуациях может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям, расстается с некоторыми сложившимися привычками.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д. Поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата.
Если адаптация детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
- В яслях - 7-10 дней;
- В детском саду в 3 года - 2-3 недели;
- В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
2.5. Основы работы с родителями по адаптации ребенка к детскому саду.
1. Педагогическая и психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ.
* Формирование знаний об этапах становления у ребенка психологической самостоятельности от мамы
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек-мама, которая находится не в меньшем стрессе и переживаниях. Она тоже остро нуждается в помощи. Часто мамы не понимают, что с ними происходит. Мама должна быть уверенной в себе, что посещение детского сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения детского сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно, обязательно справиться. И малыш, реагируя, именно, на эту доброжелательную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее. Ребенок готов к посещению детского сада, если семьей пройдены все этапы становления(психологической автономности) самостоятельности от мамы. И моя задача дать родителям знания, что значит психологическая самостоятельность от мамы и как этого добиться.
Этапы совместной работы родителей и ребенка по формированию психологической самостоятельности от мамы.
1этап: « Мы играем только вместе»
2этап: « Я играю сам, но ты будешь рядом»
3этап: «Иди, я немножко поиграю один»
4этап: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».
И вот только, когда родители увидят, что малыш спокойно перешагивает порог детского сада, дает себя переодеть, тянет ручки к еще не совсем знакомой тети, сразу находит себе занятие- значит, можно сделать вывод, что он привык.
* Научить родителей формировать у ребенка навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Одним из важных моментов является: научить родителей общению малыша со сверстниками, побуждать идти на контакт с ними, предлагать различные ситуации, как ребенок идет на контакт со взрослыми(такие встречи на детских площадках, песочницах, детских городках- очень уместны).
2. Формирование знаний о физиологической адаптации
Необходимо познакомить родителей с понятием физиологической адаптации, куда входят: гигиенические навыки, навыки самообслуживания, режим дня. Предложить родителям, по возможности еще до посещения ребенком детского сада формировать простейшие навыки: мыть ручки , вытираться полотенцем, держать ложку, пить из чашки, проситься на горшок, пытаться снимать одежду и т. д.И, конечно же очень важно- соблюдение режима, максимально приближенного к режиму детского сада.
3. Формы работы с родителями по адаптации ребенка в ДОУ
В работе с родителями используются разные формы. Они делятся на коллективные и индивидуальные.
Коллективные формы: Индивидуальные формы:
- круглый стол * мини - консультация
- лекция диалог * папки - передвижки
- консультация * памятки
- родительское собрание
- деловая игра
- практикум
- день открытых дверей
3 Актуальность опыта работы.
Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации (Д.Б.Эльконин)
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в ДОУ или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специально обученные педагоги, но, с другой, настораживают проблемы, подождать, когда малыш окрепнет, подрастет, наберется сил. Пугают разговоры о том, что в детском саду дети много плачут и часто болеют. Бесспорно, родители, лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но когда они, не имея большого опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о созданных там условиях воспитания и обучения.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: педагогических, психологических и социальных.
Как известно, работа с семьей важная задача образовательной системы. .И поэтому необходимо взаимодействия и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.
Дети дошкольного возраста наиболее чувствительны к влиянию родителей, так как они эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Молодые родители чрезмерно опекают своего малыша, они малокомпетентны в вопросах воспитания, совсем не знают, как надо вести себя в период адаптации.
Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и родителей. потому что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая среда. Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима психологическая и педагогическая подготовка родителей перед поступлением ребенка в ДОУ четкая профессионально- слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медицинских работников, взаимодействие с родителями.
Анализ уровня адаптации детей в моей группе за 2009,2010 годы показал низкий процент уровня легкой адаптации и преобладающий процент уровня средней.
Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада- залог успешной адаптации.
Основная идея опыта работы заключается: в формировании у родителей системы практических и теоретических знаний по адаптации ребенка к ДОУ через организацию работы родительского клуба ( обосновать почему взяли такую форму)
Задачи родительского клуба?
* психологическая и педагогическая подготовка родителей к периоду адаптации ребенка к ДОУ
*помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации;
*использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом;
*познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, коллективом ;
*оказать квалифицированную помощь родителям.
4 Цель и задачи опыта работы
Цель работы: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи через работу родительского адаптационного клуба.
Задачи:
*помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
*повысить педагогические и психологические знания родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста;
*Использовать новые организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом;
*Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с условиями пребывания ребенка в детском саду.
Проблемой адаптации были озадачены многие педагоги, каждый искал какие-то свои формы работы, которые бы обеспечили комфортное пребывание ребенка в детском саду.
Я считаю, что эффективной формой работы является создание родительского клуба- это первое и построение целостной модели работы по адаптации детей к ДОУ через работу родительского адаптационного клуба- это второе, в чем и заключается инновация моей работы.
Но я так же учитывала, какие могут возникнуть риски, а именно: трудности установления контакта с родителями будущих воспитанников( не все родители знают, что переход из семейной привычной обстановки в новую для малыша среду- это стресс; что при поступлении малыша в ДОУ происходит ломка стереотипов, а именно: четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и все это создает у ребенка стрессовую ситуацию.)
И еще беспокоило, что не все родители будут уделять должного внимания проблеме адаптации, именно, как проблеме.(Непонимание взрослыми, что возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет.
5 Система работы по проблеме адаптации ребенка к
детскому саду.
5.1. Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ
В моей работе с родителями была использована следующая модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ. Она разработана Лапиной И. В.
1 Работа родительского клуба «Кроха»
.Основная работа осуществлялась через организацию работы родительского клуба.« Кроха» является компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия по успешной адаптации ребенка к условиям детского сада; работа клуба осуществляется в соответствии с нормативно- правовыми положениями в сфере образования в Российской Федерации, законами об обеспечении защиты прав и развития детей. Участниками клуба являются родители воспитанников, воспитатели, педагог-психолог, медицинская сестра, врач, старший воспитатель, заведующая.; положения о клубе обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются приказом Заведующего ДОУ.; основными принципами работы клуба являются открытость, добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Цели клуба : 1.Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста;
2.Оказание помощи семье в выполнении воспитательных функций;
3.Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.
Задачи:
*помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации.
* использовать новые организационные способы привлечения родителей воспитанников к сотрудничеству с детским садом.
*познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, коллективом, оснащением и оборудованием детского сада.
* оказывать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Я разработала план работы родительского клуба, который был разделен на два блока:
- до поступления ребенка в ДОУ;
- во время поступления ребенка в ДОУ.
Были сформированы группы родителей будущих воспитанников.
Организация работы клуба осуществлялась в несколько этапов:
Аналитико-диагностический этап начался в январе 2011 года, где используя анкетирование родителей по вопросам адаптации: «Готов ли ваш малыш в детский сад», « Поступаем вместе в детский сад», мной была составлена социальная характеристика родителей будущих воспитанников( служащие, рабочие, безработные; учитывалось образование родителей) и исходя из этих полученных мною данных, подбирала дальнейший материал и разрабатывала тематику встреч.
На основном этапе февраль-октябрь 2011года были проведены мероприятия, намеченные планом работы клуба.. Заседания клуба проводятся два раза в месяц , формы работы с родителями в клубе коллективные и индивидуальные. На заседаниях клуба решались вопросы, которые интересовали родителей : как подготовить малыша к детскому саду, на что обратить серьезное внимание и т. д.; давались советы- рекомендации, как облегчить пребывание малыша в ДОУ. Тематика заседаний была самая разнообразная: : «Как преодолеть трудности при поступлении ребенка в детский сад»; «Давайте познакомимся»; «Адаптируемся вместе».На таких заседаниях каждый родитель мог высказаться о тревожащей его проблеме .
Форма проведения заседании также менялась , использовались следующие формы
Проведения заседаний.
* заседание - круглый стол на тему «Давайте познакомимся», « Успехи и проблемы адаптации детей к ДОУ» позволили родителям через презентации , выставки фотографий получить информацию и обсудить её, поделиться опытом по обсуждаемой проблеме.
* заседание - устный журнал « Этот особенный ранний возраст», использовался для того, чтобы дать родителям теоретические знания по проблеме . В ходе заседания просмотрены видео материалы, проведены лекции – диалоги, экспресс - опросы.
* заседание - деловая игра « Адаптируемся вместе» помогла родителям с помощью решения проблемных ситуаций, педагогических кроссвордов, игровых упражнений, творческих задач освоить основные приемы подготовки ребенка в посещению детского сада.
* заседание - практикум дает возможность родителям получить практические навыки по подготовке ребенка к детскому саду. . В течение работы клуба проведены :
Практикумы: «Организация жизни малыша в первые дни в детском саду», «Формирование становления психологической самостоятельности ребенка от мамы».
Практикум врача-педиатра: «формирование становления физиологической самостоятельности в период адаптации» . В ходе проведения практикумов для родителей установка была дана на решение практических заданий: знаете ли вы», «продолжи фразу» и т.д.
* заседание - дискуссия « Разговор по душам», на котором состоялся диалог со специалистами по проблеме адаптации ребенка , обсуждались между родителями проблемы и затруднения родителей по адаптации детей к детскому саду.
* день открытых дверей ( в блоке до поступления ребенка в детский сад), где родители смогли наблюдать за работой воспитателя и поведением детей), а также
определить какие единые требования должны быть в детском саду и дома
Вместе с этим использовались и другие формы работы с родителями в родительском клубе :
* досуговое мероприятие вместе с детьми и родителями «Играйте вместе с нами»
объединило родителей и детей группы, способствовало их сближению
* консультации: «Поступаем в детский сад», «Каким должен быть режим при поступлении в детский сад».
* выпуск памятки «Ваш ребенок идет в детский сад»
* выпуск группового журнала «Первый раз в детский сад»
.
На заключительном этапе -рефлексивном в ноябре 2011года проведено повторное анкетирование родителей по проблеме адаптации детей к ДОУ, проанализированы адаптационные карты детей . Сделан анализ эффективности работы клуба по результатам адаптации детей, а именно положительные стороны этих заседаний, пожелания родителей по дальнейшей работе клуба, «плюсы» и «минусы» адаптации и корректировалась система работы родительского клуба.
2 Алгоритм вхождения ребенка в детский сад
Это следующий компонент модели. Результаты научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста СЮ. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева, Н.Е. Веракса дали возможность переосмыслить традиционные подходы к решению проблемы адаптации ребёнка, определить приоритеты малыша и по-новому выстроить всю систему его жизнеобеспечения. Это позволило создать четкую систему потребностной структуры ребёнка в условиях вхождения его в социум, что можно представить в виде четырёх ступеней иерархической лестницы: I ступень – ребёнок и мама II ступень – ребёнок, мама и другие взрослые, III ступень – ребёнок ближайшее окружение,
IV ступень – ребёнок и дети,
В основе иерархической лестницы, на её I ступени, находятся отношения ребёнка и матери, их симбиотическая связь, благодаря которой у малыша с первых дней жизни формируется чувство защищённости и доверия к миру. Это основа основ. Поэтому ребёнка нельзя резко отрывать от матери, особенно в критических ситуациях Основываясь на данном положении в моей группе малыш привыкает к новой жизни по такой схеме:
- чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми;
- ребенок первый раз знакомится с групповым помещением вместе с мамой и тогда , когда в группе нет детей для того, чтобы он спокойно небоясь сверстников увидел группу, если есть возможность ребенок выбирает кроватку, где будет спать и шкафчик, где будет раздеваться.
- первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке;
- первую неделю мама находится в группе вместе с малышами, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой;
- вторую неделю малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок обедает в ее присутствии;
- третью и четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон. Родители могут забрать его сразу, как только он проснется.
В этот период я рекомендую родителям:
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
- Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Щадить его ослабленную нервную систему.
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
- Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
- При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников. Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее "изголодался", и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.
3 Игры адаптационного периода
В адаптационный период взрослый проводит игры , основная задача которых - формирование эмоционального контакта. Ребенок должен увидеть в воспитателе
доброго, всегда готового придти на помощь человека ( как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными , чтобы ни один ребенок не чувствовал
себя обделенным вниманием. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, а также места проведения. Это пальчиковые игры, игры забавы, хороводы, подвижные игры, такие как : «Зашагали ножки по дорожке», «Пролезь в обруч», «Птичка», «Медведь и дети», «Поезд», «Колокольчик»
4. Прогноз адаптации
Воспитатель, начиная с первого дня посещения ребенком детского сада и в течение всего адаптационного периода ведет на каждого ребенка адаптационный лист.
В нем он фиксирует ежедневно все параметры адаптации.
Настроение Характер засыпания
1.Бодрое,контактное 1. Быстро, спокойно
2. Бодрое не уравновешенное 2. Медленно, не спокойно
3. Спокойное, уравновешенное, 3 Медленно, спокойно
не контактное, не эмоциональное 4 Медленно, вяло
4. Вялое, не контактное
Признаки утомления Контакт с детьми
1 Небольшая возбудимость Контакт со взрослым
2. Нарушение координации движений Аппетит
3. Замедленная реакция
4 Ярко выраженные признаки утомления
Поведение
1Поведение : сильные уравновешенные
2 Поведение : сильные, возбудимые
3. Поведение: сильные, уравновешенные,
инертные
4. Поведение: слабые
Основываясь на анализе параметров адаптации воспитатель определяет степень
адаптации у ребенка : легкая, средняя или тяжелая и вместе с родителями
выявляет причины какого - либо неблагополучия, проводит коррекцию своей
работы с ребенком и поведения родителей.
5. Индивидуальные консультации
Этот компонент модели адаптационного периода служит для коррекционной работы с родителями, когда у детей возникают трудности привыкания к детскому
саду. Как показала практика, если работа с родителями по адаптации ребенка
построена правильно вопросов у родителей бывает немного.
5.2 Система работы с родителями в адаптационном
клубе «Кроха»
БЛОК 1 до поступления ребенка в ДОУ
этапы | мероприятия | сроки |
Информационно- аналитический | 1. анкетирование родителей будущих воспитанников | январь |
2. анализ социальных характеристик будущих воспитанников | январь | |
3. формирование группы родителей - участников родительского клуба | январь | |
основной | 1 заседание Круглый стол «Давайте познакомимся» * Краткая презентация семьи * экскурсия по детскому саду | февраль |
2. заседание «Что такое адаптация?» * лекция - диалог психолога «Что такое психологическая адаптация ребенка» * Практикум по теме « Формирование становления психологической самостоятельности ребенка от мамы» | февраль | |
3. заседание «Что такое адаптация?» * Лекция - диалог «Что такое физиологическая адаптация ребенка?» * Практикум врача - педиатра по теме « Формирование становления физиологической самостоятельности ребенка « | март | |
4 заседание «Поступаем в детский сад» *Консультация «Алгоритм поступления ребенка в ДОУ» * практикум «Организация жизни малыша в первые дни в детском саду» | март | |
5. заседание День открытых дверей в группе раннего возраста» *Наблюдение родителей за работой воспитателя в группе, навыками и умениями детей * Беседа « Единство требований семьи и детского сада» | апрель | |
6.Выпуск памятки «Ваш ребенок идет в детский сад» | май |
БЛОК 2 во время поступления ребенка в ДОУ
этапы | мероприятия | сроки |
Информационно - аналитический | *Самоанализ родителей «Какой я родитель» * Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад» | май |
основной | 1 заседание Деловая игра «Адаптируемся вместе» * Творческое задание : продолжи фразу « Чтобы обеспечить ребенку успешную адаптацию нужно…» * Решение проблемных ситуаций по теме «Адаптация ребенка к ДОУ» | июнь |
Выпуск журнала «Адаптация ребенка к детскому саду | июнь | |
Помощь родителей в подготовке группы к новому учебному году | июль | |
2 заседание Дискуссия «Разговор по душам» * диалог с психологом «Как реагировать на плачь ребенка в период адаптации» * дискуссия «Можно ли выполнить восемь правил дошкольника» | июль | |
3 заседание Устный журнал « Этот особенный ранний возраст» * выступление воспитателя «Особенности развития детей раннего возраста» * экспресс - опрос «Стили воспитания детей в семье» | август | |
Индивидуальные мини - консультации по запросам родителей | август | |
Досуговое мероприятие вместе с детьми «Играйте вместе с нами» | сентябрь | |
4 Итоговое заседание Круглый стол «Успехи и проблемы адаптации детей к ДОУ» | октябрь |
6. Результативность и оценка эффективности опыта работы
Существуют два основных критерия успешной адаптации: 1. внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) 2. внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) Воспитатель, наблюдая за ребенком и анализируя лист адаптации определяет успешность адаптационного периода того или иного ребенка. Анализ показывает , что за период 2011 года увеличилась доля детей с легкой степенью адаптации и нет детей с тяжелой степенью адаптации
Таких результатов помогла добиться организация родительского адаптационного клуба. Именно через работу клуба в течение двух периодов : до поступления ребенка в детский сад и непосредственно в адаптационный период: 1 Создана открытая система взаимодействия участников образовательного процесса 2. Оказана помощь родителям в решении конкретной проблемы : адаптации ребенка к детскому саду заблаговременно, еще до поступления ребенка в детский сад 3. Создание максимума условий для того, чтобы ребенку было интересно и комфортно в детском саду.
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский
7 Список используемой литературы.
1 Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005.
2 Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина 2007.
3 Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999. 4..Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
- Воронеж: Учитель, 2006,
5 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.
6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003,
7 Глебова С.В. «Детский сад - семья» аспекты взаимодействия» Воронеж; ТЦ «Учитель», 2005г 3Заводчикова О. Г. «Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи» : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007 4 Лапина Е. «Адаптация детей при поступлении в детский сад» 5. Лямина Г.Н. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» М. Просвещение 1981г 6. Маханева М. Д « Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет» 7.Кирюхина, Н. В. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ»: практ. пособие / 2008г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в разработке основной образовательной программы МБДОУ детскогосада №3 "Сказка"
Участие Верёвкиной Г.В. в разработке основной образовательной программы МБДОУ детского сада № 3 «Сказка» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образо...
Поделка Вечный огонь воспитанника детскогосада " Солнышко" с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района Забайкальского края Попова Ивана
Поделка из соленого теста...
Деловая игра для педагогов детскогосада" Воспитываем патриотов"
Деловая игра для воспитателей" Восптитываем патриотрв"...